Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие познавательного интереса младшего школьника в курсе «Окружающий мир»

l_not 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2018
В первой теоретической главе был произведён анализ психолого-педагогической, методической литературы по данной проблеме. Познавательный интерес - важное качество личности младшего школьника, которое развивается в процессе обучения и проявляется через следующие характеристики: осознанность, устойчивость, направленность на разные стороны учебной деятельности.
Введение

Коренные изменения, произошедшие за последнее время в мире в целом и в нашем государстве в частности, заставляют по-новому взглянуть на подходы к воспитанию подрастающего поколения. В ФГОС начального обще¬го образования отмечено, что «...развитие личности обучающегося на основе освоения уни¬версальных учебных действий... состав¬ляет цель и основной результат образо¬вания». Нетрудно заметить, что цели изменились: вместо «передачи знаний» - «развитие умений действо¬вать». Именно действия, а не набор зна¬ний - ключевое слово в описании личностных, метапредметных и пред¬метных результатов, которые в соответ¬ствии с ФГОС должна теперь обеспечить школа. На современном этапе реформирования образования усиливается значение школы. Она должна не только вооружать учащихся определённым объёмом знаний, но и формировать у них умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Новый подход к образовательному процессу требует разработки более совершенных методов обучения. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся. В настоящее время имеется достаточно большое количество исследований, посвящённых указанной проблеме. В работах Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.Г. Морозовой, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной рассматриваются основные методологические вопросы теории интереса, его воздействия на воспитание личности. Исследователями отмечается, что интерес имеет сложную психологическую структуру. В качестве теоретической предпосылки рассматривается интерес как специфическая направленность личности на конкретные предметы и явления действительности. В исследованиях психологов и педагогов изучены этапы, уровни, проявления и возрастная динамика познавательного интереса; доказано, что познавательный интерес формируется в учебно-познавательной деятельности; выделены предпосылки развития познавательного интереса, определены его источники в содержании учебного материала, в организации учебной деятельности и в отношениях между участниками учебной деятельности. В настоящее время усилия многих ученых, педагогических коллективов и отдельных педагогов направлены на поиски наиболее эффективных методов активизации познавательного интереса школьников. Анализ научно-методических исследований по проблеме исследования и современного состояния школьного образования позволяет говорить о существовании следующих противоречий: - между требованиями современной педагогики, выдвигающей на первый план идею развития личности и рассматривающей учебные предметы, в частности курсу «Окружающий мир», как средство развития учащихся, и ориентацией учителей на формирование у школьников, в основном, знаний и умений; - между педагогическими возможностями при изучении окружающего мира с целью активизации познавательного интереса, и практически отсутствием разработки соответствующей методики. Цель исследования: выявить педагогические условия развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения «Окружающему миру». Объект исследования: процесс обучения «Окружающему миру» в младших классах основной школы. Предмет исследования: процесс обучения «Окружающему миру» в начальных классах ориентированные на развитие познавательного интереса младших школьников. Гипотеза исследования: формирование и развитие познавательного интереса у младших школьников будет эффективным, если: • использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; • создать педагогические ситуаций общения на уроке, по¬зволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоя¬тельность, избирательность в способах работы; создание об¬становки для естественного самовыражения ученика. Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи: - анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; - анализировать особенности развития познавательного интереса учащихся; - выявить педагогические условия развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения «Окружающему миру». Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, работ по проблемам обучения, работ по методике преподавания «Окружающего мира», действующих школьных программ, учебников, учебных пособий по вопросам, относящимся к объекту и предмету исследования; изучение и анализ состояния исследуемой проблемы в школьной практике (наблюдение за процессом обучения, анкетирование и беседы с учителями и учащимися основной школы); педагогический эксперимент и статистическая обработка его результатов. База исследования: исследование проводилось на базе ГБОУ Гимназии №1551 г. Москвы. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3 Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста………6 1.1. Развитие познавательного интереса как проблема психолого- педагогической науки……………………………………………………….…..6 1.2. Особенности развития познавательного интереса у учащихся младших классов ……………………………………………………………….13 1.3. Возможности курса «Окружающий мир» в развитии познавательного интереса у младших школьников……………………………………………...19 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса учащихся в курсе «Окружающий мир»………….31 2.1. Уровень познавательного интереса учащихся на начальном этапе……. 31 2.2. Педагогические условия развития познавательного интереса учащихся в курсе «Окружающий мир»…………………………………………………..46 Заключение……………………………………………………………………...70 Список литературы……………………………………………………………..72 Приложение……………………………………………………………………..77
Список литературы

1. Аванесова Т.П. Педагогическое обеспечение компьютерной поддержки запоминания материала в процессе обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук /Т.П. Аванесова. – Краснодар, 2000. – 22 с. 1. Аквилева, Г.Н., Клепенина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе /Г.Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - М.: Владос, 2001.- 240 с. 2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2008.- 389с. 3. Ананьев,Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т./ Б.Г. Ананьев, под ред. А.А .Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1-2. -415 с. 4. Баранова Э.А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте : дисс. ... док. псих. наук /Э.А. Баранова. - Нижний Новгород , 2006 - 433 с. 5. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 128 6. Бровкина, Е.Т., Козлова, Т.А., Герасимов, В.А. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе / Е. Т. Бровкина, Т. А. Козлова, В. А. Герасимов. - М.: «Академия», 2000. -224 с. 7. Бунаков, Н.Ф. Избранные педагогические сочинения / Н. Ф. Бунаков. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953 . – 412 с. 8. Буренина Т.П. Личностно ориентированный подход в формировании экологической культуры школьников / Т.П. Буренина. – Борисоглебск, 2006. – 151 с. 9. Валеева, И. В. Развитие познавательного интереса у младших школьников / И.В. Валеева // Начальное образование. - 2004. - № 3. - C. 29-36 10. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128 с. 11. Вахрушева Л.Н. Методы выявления познавательных интересов у детей 6-8 лет / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа . - 2012. - № 9. - C. 12-16 12. Виноградова, Н.Ф., Рыдзе, О.А., Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе // Начальная школа. – 2007. - №20. – С. 13-17 13. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 3 кл: учебник: в 2–х ч / Н.Ф. Виноградова. – Москва: Вентана–Граф, 2014. – 160 с. – 1 ч. 14. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 3 кл: учебник: в 2–х ч / Н.Ф. Виноградова. – Москва: Вентана–Граф, 2014. – 160 с. – 2 ч. 15. Ворновская, Н. И. К вопросу формирования познавательных интересов младших школьников / Н.И. Ворновская // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - Вып.13. - С. 43-45 16. Ворновская, Н. И. Оценка сформированности познавательных интересов младших школьников/ Н.И. Ворновская // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - Вып.14. - С. 93-96 17. Головина Т.В. Ситуационный подход в управлении развитием познавательного интереса школьника : методическое пособие / Т.В. Головина. - Омск : БОУДПО ИРООО , 2009 - 49 с. 18. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения: учеб. пособие / А.Ю. Дейкина. - Бийск : НИЦ БПГУ, 2002. - 47 с. 19. Дмитриева, Н.Я., Казаков, А.Н. Окружающий мир. 3 кл: учебник: в 2–х ч / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. – Москва: Дом Федорова, 2014. – 160 с. – 1 ч. 20. Дмитриева, Н.Я., Казаков, А.Н. Окружающий мир. 3 кл: учебник: в 2–х ч / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. – Москва: Дом Федорова, 2014. – 144 с. – 2 ч.. 21. Игровые технологии обучения в начальной школе /под ред. Е.В. Калмыкова.- М.: АРКТИ. 2007. – 60 с. 22. Клепинина, З. А. Предмет "окружающий мир": обновление / З. А. Клепенина // Начальная школа. - 2006. - № 6. - C. 29-37 23. Клепинина З. А., Ворожейкина Н.И. Окружающий мир: учеб. для 3 кл. нач. шк. / З. А. Клепинина, Н. И. Ворожейкина. - М. : АСТ- ПРЕСС ШКОЛА, 2007 - Ч.1. - 2007. – 126 с. 24. Клепинина, З. А. Окружающий мир в вопросах, задачах, заданиях. 1-4 кл. /З.А. Клепенина. - Тула, 2001 - 200 с. 25. Клепинина, З. А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания предмета "Окружающий мир" / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2015. – 334 с. 26. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф. Козина. – Москва: Академия, 2008. – 494 с. 27. Листик, Е.М. Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей от рождения до семилетнего возраста / Е. М. Листик // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2012. - № 6. - C. 33-37 28. Найн, М. В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности: монография / М. В. Найн. - Челябинск : Цицеро, 2010. - 219 с. 29. Образовательная система "Школа 2100". Основная образовательная программа начального общего образования / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев. - М. : Баласс, 2014. - 270 с. 30. Окружающий мир: 3 кл.: учебник : в 2 ч. / А. А. Вахрушев [и др.]. - М. : Баласc, 2012 . – 144 с. 31. Пидкасистый П.И. Самостоятельная дея¬тельность учащихся / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1972. 32. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения /Пирогов Н. И.; Сост. и авт. комментариев А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. – М.: Педагогика, 1985. - 496 с. 33. Плешаков, А.А. Окружающий мир: 3 кл.: учеб. для общеобразоват. орг. с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / А. А. Плешаков. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2014 - . Школа России) (ФГОС). Ч. 2. - 2015. - 175 с. 34. Поглазова, О.Т., Шилин, В.Д. Окружающий мир. 3 кл: учебник: в 2–х ч / О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013. - 160 с. - 1 ч. 35. Поглазова, О.Т., Шилин, В.Д. Окружающий мир. 3 кл: учебник в 2–х ч / О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013. – 160 с. – 2 ч. 36. Погорелова, Н. А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе/ Н.А. Погорелова. – Свердловск, 1983. – 56 с. 37. Редкин, П.Г. Избранные педагогические сочинения /П. Г. Редкин; сост. и предисл.: В. Я. Струминский . – М. : Мин-во просвящения РСФСР, 1958. – 314 с. 38. Сагдиева, И. Т. Организация познавательной деятельности младших школьников /И. Т. Сагдиева // Инновации в образовании. - 2013. - № 1. - C. 110-116 . 39. Стоюнин, В.Я. Избранные педагогические сочинения / В. Я. Стоюнин. - М.: Педагогика, 1991 – 368 с. 40. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. – Москва: Просвещение. – 1988. – 360 с. 41. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с. 42. Тренева, И. Н. Социально-психологические факторы развития творческих познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.Н. Тренева. - Ярославль, 2004. - 18 с. 43. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. В 11 т./ К.Д. Ушинский /редкол.: А. М. Еголин.. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 - 1952. - 655 с. 44. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. /К.Д. Ушинский / /редкол.: А. М. Еголин. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. - Т.9. - 1950. - 626 с. 45. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. В 11 т./ К.Д. Ушинский / редкол.: А. М. Еголин. - М. ; Л. : Акад. пед. наук РСФСР, 1948 - 1952. - Т. 10. - 1950. – 665 с. 46. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. – 208 с. 47. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике /Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с. 48. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – Москва: Просвещение, 1979. – 160 с. 49. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интере¬са в обучении /Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1984. – 176 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста 1.1. Развитие познавательного интереса как проблема психолого-педагогической науки Учение - активный познавательный процесс, «в котором проявляются и формируются умственные силы ученика, моральные и волевые черты характер; свойства личности и темперамента. Преподавание и учение - две стороны единого учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя осу-ществлять преподавательскую деятельность, не думая об уча¬щихся, не ориентируясь на их активность, развитие и возможности, знания и умения» [Баранов С.П., Болотина P.Л., Сластенин В.А., Воликова Т.В., 1981]. Учение для обучающегося представляет познавательную деятельность, для учителя преподавание-также мыслительная и познавательная деятельность: оно углубляет своё познание окружающего мира и учебной деятельности. «Богатый опыт человечества, - отмечает П.И. Пидкасистый, - в сфере познания обобщён в науке, имеющей различные облас¬ти. В школьной практике они изучаются как учебные предметы, занимаясь по ним, ученик должен усвоить знания и приобретать умения и навыки» [31, с. 50]. П.Г. Редкин, чьи философско-педагогические идеи оказали влияние на становление мировоззрения молодого К.Д. Ушинского, сравнивал развитие ребёнка с ростом цветка, дерева и, обращаясь к учителям, призывал: «Подражайте же, воспитатели, природе! Дайте расти дитяте; предоставьте необходимый простор его развитию; ищите случая, чтоб оно могло проявлять в деятельности свои силы; воспитывайте и учите его так, чтобы воспитание и ученье развивало его» [37, с.79]. К.Д. Ушинский отмечал что, в любознательности, интересе активность ребёнка направлена на разрешение возникших вопросов. Любознательность Ушинский определял как невольное стремление души к той сфере, где возможна активная деятельность [45. с.544]. Такой подход к проблеме возникновения интереса перекликался с пониманием П.Г. Редкиным особенностей детской психологии: «Духовная восприимчивость принимает вид деятельности внешних чувств: дитя любит всё осмотреть, расслушать, обнюхать, попробовать, ощупать; во всём оно высказывает любопытство. И эту наклонность воспитатель должен употребить в пользу, развивая, изощряя, укрепляя внешние чувства, обучая всему наглядным образом, превращая любопытство в любознательность» [37. с.88]. Таким образом, любопытство может остаться любопытством, а может перерасти в любознательность. К.Д. Ушинский объяснял этот процесс перехода так: «Сначала человек только любопытен; но когда в душе его завяжется самостоятельная работа, а вследствие того и самостоятельные интересы, то он перестает уже быть любопытным ко всему безразлично, но только к тому, что может быть в какой-либо связи с его душевными интересами. Если же человек и в зрелом возрасте остается жадно любопытным ко всему безразлично, то это верный признак душевной пустоты» [45, с.544].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
120 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 29 страниц
150 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 40 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
140 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg