Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

natati2016 790 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.12.2016
Итак, систематическое использование активных методов обучения на уроках математики эффективно способствует повышению уровня познавательной активности младших школьников. Таким образом, в ходе проведенного исследования решены все поставленные задачи, цель исследования достигнута, гипотеза исследования подтверждена.
Введение

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуального развития школьника важно для всех ступеней обучения, но особое значение реализация этого принципа имеет на начальной ступени, когда закладывается фундамент успешного обучения в целом. Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелами в знаниях детей, несформированностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скорригировать и компенсировать. Отсутствие познавательной активности при обучении проявляется в том, что обучающиеся не стремятся эффективно использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало предположительных суждений до начала решения задач, нуждаются в специальной работе, направленной на развитие познавательного интереса, стимулирование познавательной активности, активизацию познавательной деятельности. Поэтому большое значение приобретает глубокое раскрытие сущности принципа активности в обучении с учетом индивидуальных особенностей младших школьников и определении путей его реализации в условиях школьного образования. Изучением процесса активизации познавательной деятельности занимались ученые-педагоги З.А. Абасов, Б.И. Коротяев, Н.А. Томин и другие, раскрывшие содержание и структуру данного понятия. Психологические аспекты проблемы освещались в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.А. Любленской и других. Б.П. Есипов, О.А. Нильсон исследовали вопросы, связанные с проблемой активизации учения, рассмотрев самостоятельную работу как одно из действенных средств активизации познавательной деятельности. Разработкой путей активизации и развития познавательной деятельности учащихся занимались современные ученые и методисты: В.В. Давыдов, А.В. Занков, Д.Б. Эльконин и другие. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, изучения опыта работы учителей начальной школы была определена проблема исследования, которая заключается в выявлении активных методов обучения, используемых на уроках математики в начальной школе, стимулирующих познавательную активность обучающихся. Актуальность выявленной проблемы определила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование познавательной активности младших школьников посредством применения на уроках математики активных методов обучения». Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования на уроках математики активных методов обучения для формирования познавательной активности младших школьников. Объект исследования: процесс обучения младших школьников математике. Предмет исследования: содержание и методические особенности стимулирования познавательной активности младших школьников посредством применения на уроках математики активных методов обучения. Гипотеза исследования: если на уроках математики в начальной школе использовать активные методы обучения, то это будет способствовать формированию у детей познавательной активности, сделает процесс обучения младших школьников математике более успешным. Цель исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие его задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования активных методов обучения младших школьников на уроках математики. 2. Уточнить и теоретически обосновать сущность понятия «познавательная активность». 3. Выявить активные методы обучения на уроках математики, стимулирующие познавательную активность младших школьников. 4. Определить, обосновать и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность использования активных методов обучения на уроках математики в начальной школе. Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и научно методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за работой учителей начальных классов; констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент с учащимися начальных классов; количественный и качественный анализ результатов проведенного эксперимента. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в работе учителей начальных классов и студентов в процессе формирования у младших школьников познавательной активности посредством использования активных методов обучения средствами математики. База исследования: МБОУ «СОШ № » г.. Структура выпускной квалификационной работы определена логикой и последовательностью решения задач исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Содержание

Введение......................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников посредством использования активных методов обучения......................................................................................6 1.1. Формирование познавательной активности младших школьников как психолого-педагогическая проблема.......................................................6 1.2. Методы и средства стимулирования познавательной активности младших школьников.....................................................................................18 Выводы по главе 1.....................................................................................................33 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию активных методов обучения на уроках математики с целью формирования познавательной активности младших школьников..............................................34 2.1 Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы, содержание и результаты начального этапа................................................34 2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы....................41 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.....................45 Выводы по главе 2.....................................................................................................50 Заключение................................................................................................................51 Литература.................................................................................................................53 Приложение...............................................................................................................57
Список литературы

1. Бабанский, Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации: Высшая школа // Сов. педагогика. – 1982. - № 11. – С. 30-39. 2. Беспалько, В.П. Программированное обучение. – М.: Высшая школа, 1970. 3. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия; СПб.: «Норинт», 2002. – 1456 с. 4. Давыдов, В.В. Содержание и строение учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. – М., 1978. – 204 с. 5. Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В. Давыдова, Й. Ломншера, А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1982. – С. 10-21. 6. Давыдов, В.В. Что такое учебная деятельность / В.В. Давыдов //Начальная школа. – 2009. - № 7. – С. 12-24. 7. Занков, Л.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Л. В. Занков. – М., 1965. 8. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с. 9. Коменский, Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. – В 3-х т. – Т.1. – М., 1939 . 10. Коррекционная педагогика в начальном образовании : Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с. 11. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. 12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с. 13. Леонтьев, А.Н. Избранные педагогические произведения / А.Н. Леонтьев. – М., 1983. – Т.1 – 287 с. 14. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. – М. : Знание, 1974. – 64 с. 15. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин, - М. : Педагогика, 1972. – 208 с. 16. Махмутов, М.И. Проблемное обучение : основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М., 1975. 17. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 280 с. 18. Педагогика начальной школы : Учеб. для студ. пед. училищ и колледжей /И.П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 399 с. 19. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 640 с. 20. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности / А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1997. – 268 с. 21. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа : Математика / Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение / Сост. С.Г. Шевченко. – М. : Дрофа, 2008. – 224 с. 22. Репкин, В.В. Строение учебной деятельности / В.В. Репкин // Вестник Харьковского ун-та. – 2014. - Вып.9. - № 132. – С.3-10. 23. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. – Т.2. – 672 с. 24. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб. : ОО «Речь», 2013. – С. 113-142. 25. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М. : Педагогика, 1984. 26. Смирнов, С.А. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности / Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под. ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 512 с. 27. Специальная педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с. 28. Трубайчук, Л.В. Педагогическая энциклопедия : актуальные понятия современной педагогики / Под. ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М.: Издательский Дом «Восток», 2013. – 274 с. 29. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. – М. : Просвещение, 1968. – 557 с. 30. Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников посредством использования активных методов обучения 1.1. Формирование познавательной активности младших школьников как психолого-педагогическая проблема Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность». В содержании понятия «познавательная активность», как показывает проведенное исследование, можно выделить несколько направлений. Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию. Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в работе «Мысли о воспитании» утверждает идею единства физического и духовного развития известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле». При сильном теле, считает автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути. Проводя идею единства физического и духовного развития, авторы находят важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, например, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента полного утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство – регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся. Итак, естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами. Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее интенсивность и напряженность. Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора. Некоторые работы отечественных педагогов посвящены проблеме активизации учебного процесса. П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности. Т.И. Шамова пишет: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [42, с. 234].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 83 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg