Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование у обучающихся в курсе математики основной школы навыков самоконтроля и самооценки

l_not 270 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.06.2018
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования мы определили, что самоконтроль и самооценка – одни из ведущих компонентов процесса формирования учебной деятельности наряду с мотивами, целями, учебными действиями, оценкой. В нашей работе мы придерживались мнения Ю.К. Бабанского, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, А.С. Лынды, Л.И. Жаровой,В.А. Ковалевской, А.В. Петровского, которые рассматривают самоконтроль как компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в анализе, регулировании ее хода и результатов, или как умение, навык контролировать свою деятельность и исправлять ошибки.
Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) ориентирован на становление личностных характеристик ученика. Важнейшими факторами формирования учебной деятельности обучающегося является самооценка и самоконтроль. Они играют значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Человек наделен уникальной способностью - управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм - самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему самообразованию, умению самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Следовательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека - самоконтроль. Следует отметить, что для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка школьника, его отношение к себе и восприятия себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результат их восприятия себя как неспособных к серьезному учению. Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Эффективность и качество обучения математике обусловливается не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, которые предусмотрены программой, однако и развитием школьников. Ввиду этого реализация развивающего обучения в практике является потребностью сегодняшнего дня. Как демонстрирует практика обучения математике, у многих школьников навыки самоконтроля и самооценки слабо развиты или же их совершенно нет. По этой причине развитие навыков самоконтроля и самооценки, воспитание привычки оценивать результаты собственного труда являются одними из задач, которые стоят перед педагогом. Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту. В системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса. Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля. Самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что проверяется, контролируется. Самоконтроль предполагает наличие эталона, т. е. того, что должно быть в идеале. Актуальность выбора темы данной работы обусловлена тем, что большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют этого делать.Однакосогласно ФГОС ООО в ходе освоения учебной программы,обучающиеся должны овладеть навыками самооценки и самоконтроля. Проблема: как обучать учащихся математике формируя навыки самоконтроля и самооценки. Целью данной выпускной квалификационной работы являетсяописание системы работы учителя, направленной на развитие навыков самоконтроля и самооценки обучающихся на уроках математики. Объектом данного исследования являются способы формирования навыков самоконтроля и самооценки у учащихся, а предметом методы, приемы и средства формирования навыков самоконтроля и самооценки в курсе математики основной школы. В соответствии с целью исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование специальных заданий может способствовать формированию и развитию навыков самоконтроля и самооценки в курсе математики основной школы. Для достижения цели и подтверждения выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме; 2. Выявить актуальность и определить значение формирования навыков самоконтроля и самооценки обучающихся в курсе математики; 3. Определить функции и приемы формирования у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки в курсе математики основной школы; 4. Провести и проанализировать опытно-экспериментальную работу по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся на уроках математики в 5 классе В процессе работы использовались различные методы исследования: 1. Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; 2. Анализ нормативных документов, определяющих структуру и содержание обучения математики в школе, программ и учебных пособий по школьному курсу математики; 3. Эмпирические (педагогический эксперимент). Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №15 с. КазинкаШпаковского района Ставропольского края. Выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, двух глав с выводами, заключения, списка используемой литературы. ?
Содержание

Введение…………………………………...………………………………………3 1. ТЕОРЕТИЧСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ………………………………..…...…7 1.1Самоконтроль и самооценка как элементы учебной деятельности………..7 1.2 Актуальность формирования навыков самоконтроля и самооценки в курсе математики в условиях введения ФГОС ООО………………………………...20 1.3 Функции и приемы формирования у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки в курсе математики основной школы………….24 Выводы по главе ………………………………………………………………...31 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ………...………………………………………………………………..33 2.1 Диагностика и изучение уровня развития самоконтроля и самооценки учеников 5 класса………………………………………………………………..33 2.2 Описание системы работы, направленной на развитие навыков самоконтроля и самооценки обучающихся на уроках математики………….36 2.3 Анализ результатов исследования………………………………………….42 Выводы по главе ………………………………………………………………...52 Заключение……………………………………………………………………….54 Список используемой литературы……………………………………………...56 ?
Список литературы

1. Александрова Э.И. Методика обучения математике в школе: Пособие для учителей. - М., 2001.- 122 c. 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 2001. - 69 с. 3. Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий. - М., 1999. – 84 с. 4. Бельтюкова Г.В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьников по математике. М., 1990. - 23с. 5. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. – 1992. №4. – с. 99-100. 6. Веселовский С.Е. Самоконтроль при решении задач по математике (метод. рекомендации для учителей средней школы). - Харьков, 2007. – 12 с. 7. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт.- М., 2012. - 65 с. 8. Гавакова Т.И. Формирование самоконтроля у учащихся 5-8-х классов в учебной деятельности. (автореферат канд. дис.) - Киев, 2006. – 15 с. 9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 2006. – 65 с. 10. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001. - 90 с. 11. Зимбардо Ф. Формирование самооценки. Самара. 2003. - 10 с. 12. Истомина Н.Б. Контрольные работы по математике. Тула, 2002. – 45 с. 13. Камышева Н.Н. Пособие для самоконтроля на уроках математики // Педагогический журнал. – 2002. № 8. – с. 60-65. 14. Корнеев В.Т., Корнеева М.С. О формировании самооценки ученика на уроках информатики // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2015. № 5. – с. 1-15. 15. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2009. – 54 с. 16. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1980. – 43 с. 17. Лукьянова М. Ориентир самостоятельной деятельности // Педагогический журнал. – 2003. № 2. – с. 14-25. 18. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. - Москва, 2009. - 65 с. 19. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. - Волгоград: Учитель, 2015. - 174 с. 20. Мор Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся. – Москва, 1988. - 68 с. 21. Морина Е.Ю. Обучение воспитание. Особенности самооценки у детей. СПб.: Питер, 2004. - 53 с. 22. Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. - Тула, 2002. – 74 с. 23. Овчинникова И.А. Самоанализ, самооценка, самоконтроль (из опыта работы на уроках математики в пятом классе в условиях реализации современных ФГОС) // Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе. - 2015. - с. 158-165. 24. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: Учебно-метод. пособие/Под ред. Е. Божович, М.: Московский псих.-соц. институт, 1999. - 213 с. 25. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2003. - 432 с 26. Тарасенко А.В., Егорова И.П. Формирование навыков самооценки и самоконтроля на занятия по математике // Информационные технологии в работе с одаренной молодёжью. – 2015. – с. 211-213. 27. Трояновская Н.И. Приемы формирования навыков самоконтроля и самооценки учащихся на уроках математики в 5-6 классах// Проблемы и перспективы развития образования в Росии. – 2011. № 7. – с. 248-253. 28. Утеева Р.А. Формы учебной деятельности учащихся на уроке.- Москва, 2007. – 72 с. 29. ФГОС. Математика [Электронный ресурс]: http://npavlovsksoh. ucoz.org/ (дата обращения 07.01.2017). 30. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (дата обращения: 17. 01.17). 31. Хакунова Ф.П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых // Учитель. - №1. - 2003. - 75 с. 32. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. — М., 2000. - 99 с. 33. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1999. – 25 с. 34. Юлдашева С.М. Особенности проявления самооценки учащихся - подростков. – М., 2006. – 76 с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 1.1 Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности Важнейшая задача школы на современном этапе – научить учеников самостоятельно добывать знания и использовать их на практике. В связи с этим особое значение приобретает формирование учебной деятельности школьников. Учебная деятельность – основная деятельность в школьном возрасте, и именно поэтому ее структура должна закладываться с первых дней пребывания ребенка в школе. Одними из компонентов учебной деятельности, с которых, по мнению педагогов, должно начинаться ее формирование, являются самоконтроль и самооценка [7]. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учеников[1]. В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению это обусловлено тем, что самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную работу школьников. Его предназначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся [1]. Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода, или его результата, или того и другого вместе - с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в другом – образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и последовательность его операций. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Во всех работах также утверждается, что самоконтролю следует обучать специально. Самоконтроль – это сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения своих поступков и дейсткий, движения с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям или требованиям, правилам и требованиям общества. Самоконтроль дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением, контролировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных действий» (В.Л. Крутецкий).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg