Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ , ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

l_not 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.06.2018
Утрата родителей – это самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых – смягчить и восполнить утраты ребенка. Дети, родители которых лишены родительских прав, переживают двойную психологическую травму: с одной стороны, это отсутствие должного обращения с ними в родной семье и отрицательный жизненный опыт, а с другой – сам факт разрыва с семьей и близкими людьми. И по мере их взросления следствием этого становятся как внутренние, так и внешние барьеры, с которыми этим детям приходится сталкиваться.
Введение

Проблема сиротства в России всегда была одной из самых острых. Такое социальное явление как сиротство существует столько же, сколько и само общество, и является незыблемой частью цивилизации. Дети становятся сиротами по разным причинам. С середины ХХ в. стало приобретать угрожающие масштабы социальное сиротство. Рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира и является одной из значимых проблем современной России. Из-за растущего алкоголизма отцов, распада семей и плохой материальной обеспеченности многие матери ещё в роддоме принимают решение отказаться от своих детей, кроме того, немалую долю родителей (ведущих аморальный образ жизни и которые проявляют делинквентное поведение) лишают родительских прав. В условиях современности тенденцию к увеличению приобрело такое явление, как несовершеннолетнее материнство. Отсутствие полового воспитания, низкий уровень морально-духовной ориентированности современной молодежи, беспорядочные половые связи так же являются одной из причин появления социального сиротства. Сравнительный анализ выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что численность данной социальной категории стало уменьшаться. Так, в 2013 году количество таких детей составляло 68 770 чел, в 2014 году – 61621 чел., а в 2015 – 58168 детей [39]. Согласно Федеральному Закону «О дополнительных гарантиях по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.11.2015 N 159-ФЗ, детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с лишением или ограничением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы [8]. Сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят: ? несовершенство законодательной базы, которое препятствует определению ребенка в семью даже тогда, когда ребенок является брошенным; ? обезличенность учреждений, в результате чего у детей развивается специфическая невосприимчивость к чужим проблемам; ? отсутствие готовности персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации; ? отсутствие широкого спектра технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома по причине пережитого ребенком стресса после его помещения в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; ? отсутствие взаимодействия с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; ? закрытость учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки. Минимизация последствий таких негативных факторов требует качественной модернизации учебно-воспитательной практики. Анализ опыта деятельности детских домов показывает, что на сегодняшний момент в них используются педагогические технологии, которые были разработаны еще 20-40 лет назад и были рассчитаны на совершенно иную как социально-экономическую, так и социально-психологическую ситуацию в обществе. Актуальность темы обусловлена также необходимостью изучения роли постинтернатного сопровождения. Необходимость постинтернатного сопровождения обусловлена тем, что выпускник интернатного учреждения одновременно включен в разные сферы деятельности: жизнедеятельности учреждения профессионального образования, профессиональной самореализации, жизнедеятельности общежития, досуга. Продолжение обучения в профессиональной образовательной организации, построение конструктивных взаимоотношений с ровесниками и взрослыми, получение и обустройство своего жилья, ведение домашнего хозяйства, распределение денежных средств и другие проблемы выпускнику сложно решать самостоятельно, оказавшись с ними «один на один» за пределами сиротского учреждения. Важным является оказание дальнейшей помощи выпускникам на этапе их самостоятельной жизнедеятельности с целью их последующей благоприятной интеграцией в общество. Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, изложены и раскрыты в работах следующих авторов: Назаровой И.Б., Нечаевой А.М., Клементьева В.В. (институционализация социальной защиты детей-сирот в современном российском обществе), Пашиной А.Х., Кондратьева М.Ю., Быкова А.В., Олиференко Л.Я., Выгодского Л.(психическое и социальное развитие детей и подростков), Шульги Т.И., Дубровина И.В., Бреевой Е.Б., Г.И. Климантовой, Золотухина В.И., Лебедева О.Е., Фирсова М.В., Пчелинцевой Л.М. (исследование системы социальной защиты детства) и др. Практической базой дипломной работы является управление по вопросам семьи и детства муниципального образования Славянский район, отдел защиты прав и интересов несовершеннолетних. Объектом исследования выступает социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Предмет исследования – выявление особенностей социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в социальных учреждениях. Цель исследования: изучение проблем детей-сирот в процессе их адаптации к самостоятельной жизни в постинтернатный период с учетом опыта работы управления по вопросам семьи и детства Муниципального образования «Славянский район» и проведенного социального исследования. В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи: ? раскрыть содержание понятий «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», социальное сиротство, «постинтернатное сопровождение» как категории социальной работы; ? показать исторический характер практики социальной работы с детьми-сиротами; ? рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую работу с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; ? выявить проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты в процессе интеграции в общество, на начальном этапе самостоятельной жизни. ? изучить опыт социальной работы с детьми данной категории на примере Управления по вопросам семьи и детства Славянского района. В исследовании использовались методы теоретического анализа научной и учебной литературы, нормативных актов, сравнения, изучения и обобщения опыта. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3 Глава I. Теоретические основы изучения социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………………………………………... 8 1.1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы………………………………………………………. 8 1.2. История развития призрения сирот в России………………... 15 1.3. Нормативно-правовая база в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………………………... 25 Глава II. Практические аспекты решения проблем выпускников интернатных учреждений и замещающих семей…………………... 33 2.1. Анализ программы постинтернатного сопровождения в Краснодарском крае……………………………………………………... 33 2.2. Реализация (апробация) технологии социальной работы постпопечительского контроля…………………………………………. 48 2.3. Опыт социальной работы по постинтернатному сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере управления по вопросам семьи и детства муниципального образования Славянский район……………. 54 Заключение……………………………………………………………… 60 Список литературы…………………………………………………….. 63 Приложения……………………………………………………………... 69
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. //Рос. газета.-1993.- 25 дек. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 с изменениями и дополнениями. N 51-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document. 3. Об опеке и попечительстве: от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document. 4. О Государственном Банке Данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный Закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31188/ 5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об опеке и попечительстве": Федеральный Закон от 24.04.2008 № 49-ФЗ ".// Кубанские новости.-.2011.-1 сент. 6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный Закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ.// Собрание законодательства Российской Федерации.-2011.- N 10.- Ст. 1398. 7. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№32.-Ст.3198 8. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: Ф.З. от 1 декабря 1996 г. № 159/ Система Гарант Мастер. - Москва, - 2016. 9. О совершенствовании деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: письмо Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2013 г. № 06-369/ Система Гарант Мастер. - Москва, - 2016. 10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Ф. З. от 24 июля 1998 г. Т 124/ Система Гарант Мастер. - 2016г. Учебная и научная литература 11. Алексеева Т.Н. Формирование социально-правовой компетентности детей-сирот старшего школьного возраста интернатных учреждений: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Волгоград, - 2010. - с. 160. 12. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие // Под ред. Л.С. Алексеевой. - М., - 2000. 13. Абасян Р.К. Ресурсы для оказания социально-педагогической поддержки трудоустройства выпускников интернатных учреждений // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 4. - С. 141-148. 14. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе / Е.Б. Бреева; Рос. акад. наук, Ин-т социально-экономических проблема родонаселения. – М. // Эдиториал УРСС, - 1999.- 212 с. 15. Балтуева С.В. Социально-педагогические и социокультурные технологии работы с детьми - социальными сиротами // Общественные науки: Т. 2012; 16. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М. // Педагогическое общество России, - 2004. - 192с. 17. Волкова Н.А. Социализация детей-сирот в учреждениях профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1. - С. 33-35. 18. Гибадуллин Н.В. Анализ опыта работы государственных образовательных и социальных учреждений с замещающими семьями по формированию семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 933. 19. Горбачева А.С. Формирование социально-психологической компетентности воспитанников школы-интерната // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2014. - № 5. - С. 87-90. 20. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома // Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, - 1990. - с. 264, 5 21. Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. - М.: ПЕР СЭ - 2002. 22. Епхиева М.К., Кониев Д.З. К проблеме социально - психологической работы с детьми – сиротами // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016 - С. 67-72. 23. Еремина Ю.С. Социальный аспект изучения проблемы социального сиротства // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2014 - С. 134-138. 24. Золотухина В.И., Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Семья Г.В., Чепурных Е.Е. Социализация и образование социальных сирот / Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. - М., - 2002. 25. Завражнов В.В., Ермолаева Ю.В. Возможности использования технологий социальной работы с детьми-сиротами по их устройству в семью. - 2016. - № 1. - С. 704-707. 26. Завражнов В.В., Ермолаева Ю.В.Сущность и содержание технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - № 4.- С. 456-458. 27. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Адаптация детей в замещающей семье // Пособие. - М., - 2002. 28. Инновации в российском образовании/Система предупреждения социального сиротства. - М., - 2000. 29. Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений за- крытого воспитательного учреждения. – М., - 1994; 30. Клементьев В.В. Институционализация социальной защиты детей-сирот в современном российском обществе. - 2005 г. 31. Куринная С.Н. Особенности организации социально-педагогической работы с детьми-сиротами в условиях реформирования системы детских домов // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 7. - С. 212-216. 32. Костенко К.В. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей посредством общих и частных технологий. – 2015. 33. Кирюшкина Н.А. Особенности социально-педагогической работы с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 3-5. - С. 51-53. 34. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России // Учебное пособие. - М.,- 2006 г. 35. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование // Учебно-практическое пособие/ Под ред проф., докт. юрид. наук Р.П. Мананковой. - М.: Издательство «Палеотип»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». - 2002. - 248 с. 36. Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. – М., - 2000. 37. Нечаева А.М. Россия и ее дети. - М., - 1999 г. 38. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска // Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» - 2004. - с. 256. 39. Пашина А.Х. Опыт исследования эмоциональной сферы у сотрудников детского дома // Психологический журнал. - 1995, - № 2. 40. Проблемы социального сиротства / Под ред. Л.И. Смагиной. - Минск: ГДП «Спектр - Диалог», - 1999. - 104 с.
Отрывок из работы

I. Теоретические основы изучения проблемы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 1.1. Дети, оставшиеся без попечения родителей как категория социальной работы Утрата родителей – это самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых – насколько это возможно, смягчить и восполнить утрату ребенка. Дети, родители которых лишены родительских прав, переживают двойную психологическую травму: с одной стороны, это плохое обращение с ними в родной семье и отрицательный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Традиционные представления о том, что маленькие дети ничего не понимают, что им все равно и они быстро все забудут – заблуждение. Точно так же, как и взрослые, дети чувствуют боль утраты родственных связей, разница лишь в том, что у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: «замкнуться» в себе и раз за разом переживать то, что с ними случилось. Ведь, несмотря на то, насколько плохо с ними обращались в родной семье, они все равно сохраняют привязанность к своим родителям. Потребность в любви естественна для всякого душевно здорового человека. Отличие лишь в том, что эти дети любят своих родителей такими, какими они должны быть, а не такими какими они являются на самом деле: воображая хорошее и игнорируя плохое. Глубокие эмоциональные связи являются базовым источником жизненных сил для каждого. А для детей же это – жизненная необходимость в буквальном смысле: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, способны погибнуть, даже, несмотря на полноценный уход, а у детей старше появляются нарушения процесса развития. Привязанность к родителям является своеобразной моделью поведения для детей, способствующей формированию доверия к другим людям и одновременно – уверенности в себе. Отсутствие такого рода привязанности дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою незначительность и уязвимость. Дети, которые были отвергнуты, неблагополучны эмоционально и это убивает в них интеллектуальную и познавательную активность. Весь внутренний потенциал ребенка уходит на борьбу с тревогой и на поиск эмоционального тепла. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослыми служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей. Именно родительская депривация и последствия жестокого обращения являются основной причиной дисбалансированного развития детей – «социальных сирот». По официальным данным, в Российской Федерации проживает около 800 тысяч детей, которые остались без родительского попечения, однако в действительности таких детей гораздо больше. Детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 38 страниц
210 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 57 страниц
280 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg