Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

l_not 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.06.2018
Целью данного исследования являлось исследование педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения данной цели нами был решен ряд задач. В первой главе раскрыта сущность основных понятий исследования, проведен анализ исторической и современной литературы по теме исследования, определены теоретические основы формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Введение

Актуальность исследования. Интерес к здоровью у детей обусловлен всё возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, которые определяют потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, нужно формировать мотивацию здоровью и организацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Многообразие примеров образа жизни человека в современном обществе, с которыми постоянно сталкиваются дети не всегда является образцовым, в результате у формирующейся личности могут сложится неверные представления или разрушиться уже сложившиеся представления о здоровом образе жизни. Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и умение реализовать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами. Многие ученые главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, которая формируется в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностей. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо понимать и чувствовать других детей. Поэтому формирование у детей ответственности за свое здоровье – это педагогическая проблема. На основании вышеизложенных положений определился ряд противоречий между: - потребностью педагогической теории, которая обеспечивает формирование ценностного отношения к здоровью у подрастающего поколения, и недостаточным педагогическим обеспечением данного процесса; - востребованностью педагогической практики формирования ценностного отношения к здоровью у детей, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной разработанностью программно-методического решения данной проблемы. Проблема формирования отношения к здоровью как к ценности у подрастающего поколения во все периоды развития общества рассматривалось одной из первостепенных и наиболее значимых. Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия обозначили проблему исследования: при каких педагогических условиях формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее. На основании обозначенного противоречия и проблемы была сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста». Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации педагогических условий успешного формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования ценностного осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если: 1) обеспечить целенаправленность, систематичность и оперативность в формировании ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста; 2) создать в рамках учебно-воспитательного процесса дошкольной образовательной организации среду, способствующую деятельностному освоению основ здорового образа жизни; 3) разработать комплекс рекомендаций по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников в рамках взаимодействия детского сада и семьи, базирующийся на научных психолого-педагогических основах. В соответствии объектом, предметом, гипотезой и целью исследования, были сформулированы задачи исследования: 1) Раскрыть теоретические аспекты формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста. 2) Описать выборку и методики исследования формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста 3) Выявить и экспериментально проверить эффективность разработанных педагогических условий, направленных на формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников. 4) Разработать комплекс рекомендаций по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников в рамках взаимодействия детского сада и семьи. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1) теоретические: теоретико-методологический анализ проблемы исследования; анализ психологической, философской, медицинской и педагогической литературы; 2) эмпирические: включенное наблюдение, анкетирование и тестирование, рисуночные и проективные психодиагностические методики; констатирующий, формирующий и контрольный этапы; 3) методы качественного и количественного анализа эмпирических данных: статистическая обработка и интерпретация результатов психодиагностики. Методики исследования: 1. Методика «Исследование уровня представлений о здоровье у детей старшего дошкольного возраста» Г.А. Хакимовой. 2. Диагностика отношения ребёнка к здоровью и здоровому образу жизни» (автор - В.А. Деркунская). 3. Методика исследования особенностей отношения к практическим действиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья детей. Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад №27 г. Альметьевска «Нэни куллар»». В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста (20 человек в экспериментальной группе и 20 человек в контрольной группе). Теоретико-методологические основы исследования составили: теория личностно-ориентированного образования (А.С. Белкин, А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, А.В. Петровский и др.), теория формирования здорового образа жизни (И.А. Аршавский, Н.М. Амосов, Н..Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин, Ю.П. Лисицин, В.П. Петленко), концепция ценностно -социальной модели здоровья (И.И. Брехман, Г.М. Коджаспирова, В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егорова, Ю.Ф. Змановский, Е.А. Овчаров), положение о структуре ценностного отношения (Л.И. Рувинский); современные достижения педагогов - исследователей в области разработки способов сохранения здоровья детей (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.В. Моисеева, Б.Н. Чумаков и др.). Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: 1) раскрыты теоретические аспекты формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста; 2) разработан комплекс рекомендаций по формирования здорового образа жизни у старших дошкольников в рамках взаимодействия детского сада и семьи. 3) Выявлены и экспериментально проверены разработанные педагогические условия, направленные на формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников: ? обеспечение целенаправленности, систематичности и оперативности в формировании ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста; ? создание в рамках учебно-воспитательного процесса ДОО среды, способствующей деятельностному освоению основ здорового образа жизни; ? разработан комплекс рекомендаций по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников в рамках взаимодействия детского сада и семьи, базирующийся на научных психолого-педагогических основах. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных рекомендаций в процессе формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО. Результаты данного исследования могут быть использованы в работе практических психологов, педагогов, воспитателей детских садов и других типов образовательных организаций. Структура дипломной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, приложения, список использованной литературы. Глава первая включает в себя теоретические аспекты развития ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Вторая глава содержит экспериментальное исследование выявления эффективности формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в условиях детской образовательной организации.
Содержание

Введение 3 I.Теоретические аспекты формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в условиях детской образовательной организации 9 1.1.Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая категория 9 1.2.Психологофизиологические особенности у детей старшего дошкольного возраста 13 1.3.Формы и методы формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях детской образовательной организации 18 Выводы по главе I 25 II. Экспериментальное исследование выявления эффективности формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в условиях детской образовательной организации 27 2.1 Описание выборки и методик исследования формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста 27 2.2 Программа по формированию ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста 33 2.3 Анализ результатов исследования эффективности педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста 41 Выводы по II главе 55 Выводы и предложения 58 Заключение 61 Список использованной литературы 64 Приложения 70
Список литературы

1. Авдеева, Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Программа для дошкольных образовательных учреждений/Н.Авдеева, О.Князева, Т.Стеркина//Дошкольное воспитание. 2010.-№3-4 2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - .6 ФИС, 1987 3. Анисимова М.С. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012. – 208с 4. Аглямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка – М.: , 1997 5. Бабанский, Ю.К. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, И.А. Сорокин. – М.: Просвещение, 2011. 6. Баль, Л.В.Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: Учебное пособие/л.в.Баль, В.В.Ветрова. М.:ЭКСМО, 2010 7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 2010. 8. Борисова И.П. «Обеспечение здоровья сберегающих технологий» // Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения, 2013. 9. Бочарова Н. Физкультурно – спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание, 2013. 10. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М., 2012. – 483 с 11. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 2010. 12. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой. – М.: просвещение, 2005 13. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. – М.:, Просвещене, 1986 14. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. 15. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин — СПб.: Издательство «Питер», 2012. 16. Дьяченко О.М.Психическое развитие в детских возрастах.: Избранные психологические труды, -.; 2015 – 230с 17. Дворкина Н.И. Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств: методическое пособие / Н.И. Дворкина, Л.И. Лубышева.: М. Советский спорт, 2010 - 2с. 18. Давыдова М.В. Психогигиена – компонент здорового образа жизни дошкольника / М.В. Давыдова // Детский сад: теория и практика – 2013 19. Давыдова М.В. Игры с водой и песком как компонент здоровье сберегающей среды ДОУ / М.В. Давыдова // Детский сад: теория и практика.- 2013№ 5 с 82-88 20. Давыдова М.В. Формирование здорового образа жизни ребенка как педагогическая проблема / М.В. Давыдова // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ. – 2011 21. Давыдова М.В. Особенности формирования здорового образа жизни у детей в аспекте преемственности дошкольного и начального образования / М.В. Давыдова // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества._ Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013 с. 65-72 22. Дошкольная педагогика \ под ерд. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 2008 23. Жаркова, Л.С. Культурно - досуговая дея¬тельность: теория, прак-тика и методика научных исследования /Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.Н. Чижиков. – М.: Владос, 2009 24. Зацепина, М.Б. Досуговая деятельность детей в детском са¬ду / М.Б. Зацепина. – СПб.: Радуга, 2011. 25. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. – М.: Медицина 1989 26. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2011 27. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2008 28. Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф. Дис. Канд. Пед. Наук/Л.Г.Касьянова. Екатеринбург, 2014. - 22с 29. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000. – с. 296 30. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы – Волгоград: Учитель, 2011. – 170 с 31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. м.: Академия, 2005 32. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина: 2012 - 114с. 33. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. – М.: Педагогика, 2011.- 158с. 34. Мухин М.И., В.А. Сухомлинский о воспитании ума // Педагогика, - 2009 №1 с. 96 35. Нестерова З.И. Воспитание детей старшего дошкольного возраста. Заботы о своем здоровье / Новые педагогические технологии в работе дошкольного образования. межвузовский сборник научных трудов. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 1997 36. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 615с. 37. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – Кн. 2:Психология образования. – 620с. 38. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 39. Нефедова А.С. Формирование ценностного отношения к здоровью как психологическая проблема / А.С. Нефедова, Н.А. Сахарова // Молодой ученный 2014, № 13 40. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – Мозаика – Синтез, 2010 41. Ничипорюк, Е.А. Диагностика в детском саду: методическое пособие/ Е.А.Ничипорюк. – Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – с.101-109. 42. Ошкина А.А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников: дис.канд.пед нацк. – СПб., 2009 – 260с 43. Пашин А.А. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании дошкольников: Монография / А.А. Пашин.-Пенза: ПГПУ, 2011 44. Педагогика и психология здоровья/Под ред. Н.К.Смирнова. М.:АПКиПРО, 2013.- 520с. 45. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «Развитие» Л.А. Венгера. – Москва НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера Развитие», 2002 – с.281 46. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Круглый стол) [Текст] / Вопр. психологии. 1984. № 4-5.- С. 11-15. 47. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2000 – 256 с. 48. Поддъяков, Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М., 1972.- 240 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Теоретические аспекты формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в условиях детской образовательной организации 1.1 Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая категория Самой большой ценностью для человека безусловно является его здоровье. Чаще , здоровье зависит от только от самого человека. Как писал Н. Амосов «Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ни чем нельзя». С этим трудно не согласиться. В последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов огромную тревогу. Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Прежде, чем приступить к рассмотрению понятия «Ценностное отношение к здоровью» хотелось бы дать понятие таким определениям, как «ценность» и «отношение»[28]. И.Ф. Харламов поясняет понятие «отношение» как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а такие различными сторонами окружающего мира, которые затрагивая сферу ее потребностей, знаний и убеждений, поступков и волевых проявлений так или иначе, сказываются на ее поведении и развитии [53]. Определяя структуру отношений, С.Л. Рубинштейн выделяет содержательный компонент отношения, который основан на информации из окружающей действительности и является довольно значимым для человека и без которого не возможна ориентация и адаптация в нем, составляет задачу воспитания особого ценностного сознания. Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Детство является ключевым периодом жизни, когда формируется морфологические и функциональные структуры, которые определяют потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особенной пластичностью, необходимо формировать мотивацию к здоровью и организацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни [5]. Ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо, чтобы понимать, «чувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это большая педагогическая проблема.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg