Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Пути преодоления неуспеваемости у младших школьников в учебном процессе

l_not 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.06.2018
Неуспеваемость – это результат нашего невнимания, безразличия, нашего "авось само пройдёт”. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье. Проблема школьной неуспеваемости – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.
Введение

В данной работе представлен материал о проблеме школьной неуспеваемости. Работа освещает современные подходы к профилактической и коррекционной работе с неуспевающими детьми. В разных источниках понятие школьной неуспеваемости трактуется почти одинаково. Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Само по себе явление неуспеваемости сложно и многогранно и требует разносторонних подходов при её изучении. К аспекту неуспеваемости школьников обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Л.И. Божович, А.А. Бударный, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. А.М. Гельмонт, И.В. Дубровина, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина и многие другие. Понятие школьной неуспеваемости, её психологические особенности на сегодняшний день являются актуальными вопросами. Вопрос неуспеваемости детей и подростков исследуется педагогами и психологами. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала школьной программы являются проблемой не только для педагогов и психологов, но и для родителей неуспевающих, а также самих детей. Важнейшей задачей науки является раскрытие сущности неуспеваемости, выявление причин неуспеваемости, структуры, признаков. Без этих данных невозможно изучение проблемы школьной неуспеваемости и разработка мер борьбы с ней. Таким образом, своевременная работа психолога, педагога, родителей и самого ученика сможет предотвратить появление проблем в обучении, а также на ранних этапах выявить структуру и причины школьной неуспеваемости. Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему данной работы: «Пути преодоления неуспеваемости у младших школьников в учебном процессе». Объект исследования: младшие школьники обычной школы. Предмет исследования: причины неуспеваемости младших школьников в школе. Цель данной работы – рассмотреть причины и пути преодоления неуспеваемости детей начальных классов. В ходе работы поставлены следующие задачи: 1. Выявить причины, влияющие на неуспеваемость младших школьников; 2. Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников; 3. Выявить возможные пути преодоления неуспеваемости младших школьников; 4. Изучить методики диагностик направленных на изучение причин неуспеваемости; 5. Составить рекомендации и упражнения для преодоления неуспеваемости младших школьников. Используемые методики: «10 слов» А.Венгер., Г.Цукерман., направлена на изучение словесной (слуховой) памяти; тест на мотивацию школьников автор Н.Г.Лусканова; «Запомни и расставь точки» направлена на внимание детей, автор В.Богомолов; методика направленная на выявление уровня мышления «Исключи слово»; м «Образная память» автор Н.Я.Семаго. База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №69» город Екатеринбург, 2«Е» класс, (МБОУ гимназия №69). Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3 ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.......................................................................5 1.1.Характеристика причин неуспеваемости в школьном возрасте…………...5 1.2.Психолого-педагогическая характеристика младших школьников……...17 1.3.Возможности преодоления неуспеваемости младших школьников……..26 ГЛАВА 2.ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………...34 2.1. Методики диагностик направленные на изучение причин неуспеваемости младших школьников………………………………………................................34 2.2. Результаты диагностики неуспеваемости у учащихся начальной школы…………………………………………………………………………….39 2.3. Рекомендации и упражнения по устранению причин неуспеваемости младших школьников……………………………………………………………47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….56 ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..61 ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..64 ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..65 ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..66 ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………..67 ?
Список литературы

1. Александра Соболева, к.психол. н.,/Главная страница газеты «Начальная школа»/ Содержание №6,2010. 2. Аверин. В.А Психология детей и подростков: Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб.[Текст] /СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 248с. 3. Бабанский, Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1972. - №1. - С.116. 4. Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления./П.П.Борисов.- Якутск 1980. 5. Безруких М. Трудности обучения в школе: комплексный подход / Школьный психолог. N06 (512),[Текст]/М.Безруких/1-30.06.2013 6. Блонский, П.П. Школьная успеваемость /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2001. - 78 с. 7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвящение, 1995. - 315 с. 8. Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников /Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. - М.: Известия АПН РСФСР, 2001. - №36. - С.23. 9. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка/Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова - М., 1994. 10. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. - 521 с. 11. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике/А.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - М.: Киев, 1989. 12. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2004. - 534 с. 13. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону,1972. 14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии./Л.С.Выготский – СПб., - 2007. – 134 с. 15. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - С.326. 16. Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика икоррекция неблагополучия»./Ю.З.Гильбух.- Киев, 1993. 17. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М., 1981 18. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников./ И.В.Дубровина. - М.,2000. 200 с. 19. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников./ Н.Е.Елфимова- М., 1991. 20. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет./ А.З.Зак. - М., 1993 21. Зимняя И.Я. Педагогическая психология. / И.Я.Зимняя.- М., 2001. 22. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения./ Е.П.Ильин. - Киев, 2001. 23. Ильин, Е. П. Психология / Е. П. Ильин. СПб.,2004. С. 273—274 24. Ищеева-Филатова, М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся/ М.М. Ищеева- Филатова. – Нальчик: Эльбрус, 1987. – 432 с. 25. Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога /Э.И. Калмыкова. - М.: Знание, 2000. - 338 с. 26. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. / З.И.Калмыкова.- М., 1982. 27. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы./ В.М. Козубовский.: Мн., 2008. 28. Корсини Р., Ауэрбах. А. Психологическая энциклопедия./ Р.Корсини., А.Ауэрбах. - СПб.: Питер, 2006. 29. Кравцова М. Развитие внимания в начальной школе. М.Кравцова// Школьный психолог- 2003 №43. 30. Крайг, Г. Психология развития / Г. Край, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. – 940 с. 31. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития./ И.Ю.Кулагина. - М.: Эксмо, 2009. – 83 с. 32. Лавриненко В.Н. и др. Психология и этика делового общения./ В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. – 515 с. 33. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. / А.Ф.Лазурский.– СПб.: Питер, 2001.- 634с. 34. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. /М.И.Лисина.– М., 2000.– 450 с. 35. Маклаков А. Г. Общая психология. [Текст] /А.Г.Маклаков. СПб: Питер, 2001. – 592 с. 36. Маттес Г.О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников. [Текст] / Г. Маттес // Вопр. Психологии. – 1984. - №4. – С. 152- 154. 37. Майорова Н.П. Неуспеваемость / Н.П. Майорова – СПб, 1998. – 216 с. 38. Менчинская, Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Н.А. Менчинская – М.: Педагогика, 1971. – 272 с. 39. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н.И. Мурачковский – Минск: Народная асвета, 1977. – 80 с. 40. Мышление его формы и виды [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/myshlenie.html 41. Нагорнова А.Ю., Денисова Г.М. Основы педагогики и психологии младшего школьника. [Текст] / А.Ю.Нагорнова, Г.М.Денисова. Спб.:Ульяновск: 2012.– 371 с. 42. Немов, Р.С. Психология. Кн.3 [Текст]/Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. - 557 с. 43. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.[Текст] / Р.С.Немов. - 688 с. С. 219-228. 44. Образование и педагогика. Коррекция отклонений в развитии при ЗПР. Низкий уровень развития мышления [Электронный ресурс]// Режим доступа:http://www.eduneed.ru/ededs-80-1.html 45. Ольшанский, В.Б. Психология практикам: учителям, родителям, руководителям[Текст] / В.Б. Ольшанский. - М.: Тривиола, 1996. - С.125. 46. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям, родителям, руководителям [Текст] / В.Б. Ольшанский. - М.: Тривиола, 1996. - С.210. 47. Почему ребенок не хочет учиться: полезные советы как повысить мотивацию. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://englishlittle.ru/razvitie-rebenka/ot-shesti-do-desati-let/motivaciya-k-uchebe.html 48. Психология. А.Я. [Электронный ресурс] / / Режим доступа: http://azps.ru 49. Рубинштейн С.Л. Общая психология. [Текст]/ С.Л.Рубинштейн - СПб.,2000. – 712 с. 50. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. [Текст]/ Б.М.Теплов.: М, 1961. – 535 с. 51. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе” О.Н. Крылова изд. “Каро” – СПб., 2005.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1.ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Характеристика причин неуспеваемости в школьном возрасте Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Само понятие признака неуспеваемости в теоретической и практической работе не тождественно. В теоретической работе признаки неуспеваемости - это элементы, в совокупности образующие ее состав, так как идет о научном определении понятия. В практической работе под признаком неуспеваемости следует понимать не сам элемент неуспеваемости, а его внешнее проявление. Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: "неуспеваемость" и "отставание". Неуспеваемость –это отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными программой. Основными причинами выступают: разного рода недостатки в развитии познавательной сферы ребенка; недостатки в обучении; совокупность причин. Отставание –это несоответствие уровня достижений человека или группы людей, особенно в образовательном контексте - ожиданиям или тому потенциалу, который у них имеется. Отставание в обучении –это ребенок с некоторым отставанием в развитии, способности которого к учебе несколько ниже среднего уровня, требующий специальных учебных методик в процессе обучения. Отставание учащихся - недостаточное усвоение отдельными учащимися текущего учебного материала.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
270 руб.
Курсовая работа, Инвестиции, 41 страница
210 руб.
Ответы на вопросы, Начертательная геометрия, 7 страниц
15 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 30 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg