Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Повышение орфографической грамотности обучающихся на уроках русского языка

l_not 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.05.2018
В данной выпускной квалификационной работе, посвящённой теме «Повышение орфографической грамотности обучающихся на уроках русского языка», в первой главе мы изучили историю становления русской орфографии и содержание раздела «Орфография». Это было сделано для того, чтобы учитель, формируя орфографический навык, стремился научить обучающихся ставить перед собой конкретные учебные задачи. Вторая глава данной работы посвящена описанию нашего констатирующего опыта, проведённого в 6 «А» и 6 «Б» классах средней общеобразовательной школы № 22 города Набережные Челны. При помощи приёмов, соответствующих требованиям ФГОС, а также орфографических и других видов словарей, мы помогли обучающимся освоить трудно запоминаемые орфограммы. Отметим, что орфографический навык формируется в результате выполнения определённых упражнений. По этой причине в своей работе мы попытались разработать систему упражнений, благодаря которой у обучающихся были сформированы определённые знания, умения и навыки.
Введение

Орфография – один из важнейших разделов курса русского языка в школе. Среди языковых знаний, умений и навыков обучающихся именно орфографические играют весьма важную роль. Изучается орфография в начальной школе, а в старших классах повторяется, обобщается. Материал по орфографии не выделен в школе как отдельный самостоятельный предмет, a даётся вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию и опирается на него. Изучение орфографии в школе связывает в практических действиях знания обучающихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, лексикологии, словообразованию, морфологии и синтаксису. Важнейшими темами по орфографии в школьных учебниках являются правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях; правописание согласных – звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; чередование гласных в корне слова; употребление заглавных букв; перенос слова; слитно-раздельное и дефисное написание и др. В школе используются следующие основные понятия орфографии: обучение орфографии, методика орфографии, орфографическое правило, орфограмма, орфографическая зоркость, орфографические ошибки, орфографический навык и другие. Цель уроков изучения орфографии – выработать у обучающихся орфографическую грамотность, под которой подразумевается умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами. На уроках русского языка уделяется недостаточно внимания поэтапной отработке сложных орфографических правил. Процесс усвоения орфографических навыков требует длительного времени, обязательного соблюдения этапов изучения. По этой причине значительная часть учеников от темы к теме, от этапа к этапу не успевает достигнуть обязательных результатов обучения по орфографии. Это обычно приводит к накоплению пробелов в знаниях, мешает ученику учиться дальше и может совсем выключить его из участия в намеченном учебном процессе и привести к потере интереса к предмету, так как оценка успехов ученика по предмету производится в основном по орфографическому критерию. Можно заключить, что знание предмета русского языка полностью основывается на изучении орфографии. Школьники одинакового возраста различаются своими способностями, уровнем памяти, восприятием окружающего мира. Следует иметь в виду, что рациональная организация учебной деятельности предполагает дифференцированный подход к учащимся. Ориентация на дифференцированное обучение создает действительную возможность работы с учениками, как испытывающими затруднения в обучении, так и имеющими высокий уровень умственного развития, проявляющими интерес к предмету. Не секрет, что снижение уровня речевой культуры нашего общества негативно отражается на качестве письма обучающихся российских школ. Так что повышение орфографической грамотности – одна из главных задач, стоящих перед учителями-словесниками. Огромный вклад в изучение орфографии внесли русские учёные: В. К. Тредиаковский написал книгу «Разговор о русской орфографии», М.В. Ломоносов написал «Российскую грамматику», И.С. Ильинская написала статью «Современное написание», Д.Н. Ушаков писал хорошие учебно-методические комплексы, был учителем учителей, Ф.Ф. Фортунатов возглавил Орфографическую академию наук. Актуальность работы. Изучение повышения орфографической грамотности обучающихся на уроках русского языка на сегодняшний день занимает важнейшее место в науке и жизни, потому что в наш век информационных технологий как никогда ценится грамотность. Эта тема привлекает внимание многих деятелей филологических наук, ценителей русского языка, понимающих, что без сохранения грамотности подрастающего поколения не будет качественного будущего. Цель выпускной квалификационной работы – разработать систему упражнений, с помощью которых можно повысить орфографическую грамотность обучающихся 6 классов и проверить их воздействие в ходе опыта. В соответствии с поставленными целями предполагается решение следующих задач: - ознакомиться с лингвистической, психолого-педагогической и научно-методической литературой по изучаемой проблеме; - раскрыть историю становления и содержание русской орфографии; - проанализировать существующие в данное время приёмы, методы и упражнения, способствующие формированию и развитию орфографической грамотности; - разработать систему упражнений, которая сможет повысить орфографическую грамотность обучающихся, проверить её эффективность в ходе опыта, а также составить технологическую карту урока. Объектом исследования является орфографическая грамотность обучающихся на уроках русского языка. Предметом – процесс повышения орфографической грамотности обучающихся на уроках русского языка в 6 классах. Методологическую базу работы составили теоретичнские сведения в области правописания (А.И. Кайдалова, И.К. Калинина, Н.с. Валгина, Д.Э. Розенталь и др.), труды в сфере развития орфографической зоркости (Е.В. Бондаревская, Л.Г. Ларионова, М.М. Разумовская и др.), методы и приёмы развития орфографических навыков (Г.А. Богданова, А.И. Власенков, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Р.Н. Бунеев и др.). Основные методы исследования: метод выборки, метод синтеза и анализа, метод статистического подсчёта. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется возможностью использования полученных материалов на уроках русского языка в школе.
Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3 Глава 1 Теоретический аспект изучения орфографии………………………... 6 1.1 История становления русской орфографии……………………………… 6 1.2 Вклад учёных в область методики орфографии………………………… 10 1.3 Рассмотрение проблем при изучении орфографии в школе…………… 14 1.4 Применение ИКТ на уроках русского языка при изучении орфографии... 19 Глава 2 Практическая деятельность по методике повышения орфографической грамотности 6 классов…………………………………... 24 2.1 Анализ существующих приёмов повышения орфографической грамотности 6 классов на уроках русского языка……………………………………………………………………………. 24 2.2 Проведение констатирующего опыта и разработка упражнений по повышению орфографической грамотности на уроках русского языка у обучающихся 6 классов………………………………………………………. 30 2.3 Подведение итогов констатирующего опыта……………………………. 36 Заключение………………………………………………………………………. 41 Список использованных источников…………………………………………... 43
Список литературы

1. Аванесов, Р.И. Заметки по теории русской орфографии / Р.И. Аванесов. – М.: Просвещение, 1978. – 229 с. 2. Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобр. организаций / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2013. – 173 с. 3. Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования / Е.В. Бондаревская // Методист. – 2003. – № 2. – С. 2-6. 4. Бондаренко, А.А. Учим русскому языку по-новому! / А.А. Бондаренко // Русский язык в средней школе. – 2011. – № 11. – С. 44. 5. Валгина, Н.С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации: учеб. пособие / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 2004. – 259 с. 6. Власенков, А.И. Пособие по орфографии для учащихся средних профтехучилищ / А.И. Власенков. – М.: Высшая школа, 1983. – 71 с. 7. Григорьева, Т.М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность: учеб. пособие / Т.М. Григорьева. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 256 с. 8. Иванова, В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография: учеб. пособие для вузов» / В.Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1976. – 288 с. 9. Иванова, Л.Ф. Современные подходы к контролю обученности учащихся / Л.Ф. Иванова // Дидакт. – 2011. – № 2. – С. 47. 10. Кайдалова, А.И. Современная русская орфография: учеб. пособие для вузов / А.И. Кайдалова, И.К. Калинина. – М.: Высшая школа, 1976. – 272 с. 11. Кармалькова Г.А. Как я учила детей «видеть» орфограммы / Г.А. Кармалькова // Русский язык в средней школе. – 2011. – № 7. – С. 85. 12. Ларионова, Л.Г. Психологические и психолингвистические основы работы с орфографическим правилом на уроках русского языка / Л.Г. Ларионова // Русский язык в школе. – 2016. – № 6. – С. 5-9. 13. Ларионова, Л.Г. Общедидактические принципы изучения орфографических правил в средней школе / Л.Г. Ларионова // Русский язык в школе. – 2016. – № 9. – С. 3-6. 14. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов [и др.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 368 с. 15. Микельсон, Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения / Р.М. Микельсон. – М.: Просвещение, 2011. – 181 с. 16. Нечаепа, Н.В. Обучение грамоте / Н.В. Нечаепа. – М.: Высшая школа, 1994. – 197 с. 17. Разумовская, М.М. Методика обучения орфографии в школе / М.М. Разумовская. – М.: Дрофа, 2007. – 187 с. 18. Репкин, В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности / В.В. Репкин // Русский язык в средней школе. – 2013. – № 7. – С. 35. 19. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык. / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М.: Рольф, 2001. – 448 с. 20. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс / Т.А. Ладыженская [и др.]. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с. 21. Русский язык. Учебник для 6-го класса основной школы / Р.Н. Бунеев [и др.]. – Под науч. ред. академика РАО А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2000. – 384 с. 22. Сидорова, С.А. Урок-соревнование / С.А. Сидорова // Русский язык в средней школе. – 2011. – № 8. – С. 24. 23. Цыбулько, И.П. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей / И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с. 24. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http//www.wikipedia.org/wiki/Дидактика. – 14.04.2016. 25. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http//www.wikipedia.org/wiki/Орфография. – 17.09.2016.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретический аспект изучения орфографии 1.1 История становления русской орфографии Орфография – раздел языкознания, изучающий правильность написания слов и их форм, правила единообразного их написания. Перевод термина с древнегреческого языка двух корней (orthos – «правильный», graphe – «письмо») образует второе название науки «правописание». Общие для всех правила написания сглаживают индивидуальные и диалектные особенности произношения, что способствует взаимопониманию между жителями России [25]. По Д.Э. Розенталю, орфографией называют систему правил: 1) о написании слов и их значимых частей (морфем); 2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов; 3) об употреблении прописных и строчных букв; 4) о переносе слов с одной строки на другую [19, с.159]. В Древней Руси (X-XII века) письмо было фонетическим: писали так, как говорили и слышали. В XII-XVII века в фонетической системе русского языка произошли значительные изменения: падение редуцированных [ъ] и [ь], развитие аканья, утрата качественного различия в произношении звуков. Это привело к тому, что написание стало сильно отличаться от произношения. Произношение начало влиять на письмо: появляются написания здравъ вместо съдравъ. К XVI веку Текст начал члениться на слова (до этого писали без промежутков между словами), вводятся прописные буквы [10, c.8]. В XVII веке появились первые работы по русской орфографии, самой популярной из которых стала грамматика М.Г. Смотрицкого. В ней были предложены правила правописания, зачастую искусственные. Но и такая попытка унификации правописания была положительным явлением[10, c.8]. Особенно остро проблемы правописания встали в XVIII веке. Писатели того времени жаловались на пестроту русской орфографии. Например, А.П. Сумароков в своей статье «О правописании» отметил, что «ныне писцы потеряли все меры и пишут не только не стыдясь, но ниже озираясь: и дерзновение невежества все превзошло меры». В трактате В.К. Тредиаковского «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой» 1748 года предлагался фонетический принцип правописания, основанный на литературном произношении [10,c.9]. Учитывая существование множества диалектов, М.В. Ломоносов выступал за разумное сочетание морфологического и фонетического принципов правописания с учётом исторической традиции. В главе «О правописании» («Российская грамматика», 1755, опубликована в 1757) Ломоносов дал правила правописания корней, приставок и другие, основой в которых стал морфологический принцип. В некоторых случаях учёный порекомендовал сохранять традиционные написания [10,c.9]. В первой половине XIX века появились грамматики Н.И. Греча, А.Х. Востокова, И.И. Давыдова, Ф.И. Буслаева, которые также сыграли положительную роль в унификации правописания. Но, тем не менее, русское правописание оставалось не совсем упорядоченным [10,c.9].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg