Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

l_not 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.05.2018
Таким образом, в данном исследовании нами проанализированы теоретические и экспериментальные подходы к проблеме логопедической деятельности по коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР (II уровня) посредством усиления взаимодействия родителей и детей. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это несформированность фонетический и семантический сторон речи, выражающаяся в грубом либо остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи». Верное понимание структуры ОНР, факторов, лежащих в его основе, разных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора ребенка в логопедические группы, для подбора более результативных способов коррекции и для предотвращения вероятных осложнений в дошкольном обучении.
Введение

Актуальность проблемы исследования. Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. И люди с такими проблемами нуждаются в помощи специалистов. Данная проблема возникает уже в дошкольном возрасте, и этот жизненный этап требует специального изучения, анализа и особого внимания и практиков и ученых. Ребенок с общим недоразвитием независимо от уровня развития речи в первую очередь сталкивается с нарушением всех компонентов речи – это звуковая культура речи, грамматический строй речи, пассивный и активный словарь и связная речь, а специалист не создает необходимых условий для исправления данного дефекта. В науке проблематикой коррекции общего недоразвития речи занимались отечественные ученые (Р.Е. Левина [49, с. 52], Л.Ф. Спирова давно, но средства устранения не дифференцированы в зависимости от уровня развития речи и нуждаются в доработке, именно поэтому эта проблема выбрана нами для специального изучения. В формировании речи детей пример родителей имеет особенно большое значение. Ребенок подражает близким людям, иногда точно копируя даже интонации. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время ухода за растениями, животными, дома и на даче). Ведь именно от уровня общей психолого–педагогической культуры родителей, их отношения к речевому дефекту ребёнка, от степени участия их в коррекционном процессе, и сотрудничества с логопедом и воспитателями зависят успехи коррекционно–педагогической работы по преодолению речевых нарушений. Одной из важнейших задач современной логопедии является разработка наиболее эффективных методов преодоления общего недоразвития речи (ОНР), которое характеризуется большой распространенностью, сложностью симптоматики и патогенеза. Объект исследования: процесс изучения роли семьи в коррекции речевых нарушений с ОНР. Предмет исследования: роль семьи в речевых нарушениях у от 3 до 5 лет с ОНР. Гипотеза исследования: логопедическая работа по коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР будет эффективной, если разработана совместная родительская программа коррекции. Цель исследования: изучить специфику обогащения словарного запаса детей 3-5 лет с ОНР второго уровняи разработать систему дидактических игр активизирующих словарный запас. В соответствии с целью выделяются следующие задачи исследования: - изучить роль родительского отношения в развитии ребенка с ОНР; - изучить психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи; - разработать программу изучения словаря детей младшего дошкольного возраста с ОНР второго уровня; - проанализировать направления работы по активизации словарного запаса детей младшего дошкольного возраста с ОНР второго уровня; - разработать комплекс дидактических игр направленных на активизацию словарного запаса детей младшего дошкольного возраста с ОНР второго уровня. Методы исследования. - анализ литературы; - наблюдения; - диагностика по методике «Определение родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин). Теоретико-методологическая основа исследования: исследования Р?.?Е. Левиной, С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Т. А. Ткаченко, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Л. Н. Ефименковой, С. Н. Сазоновой, Н. В. Нищевой, Л. В. Лопатина и др. в области формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи. Теоретическая значимость. Предложенная система логопедической работы может быть использована для работы в условиях специальных дошкольных учреждений и в семье с детьми, страдающими речевыми нарушениями; в преподавании курса логопедии на дефектологических факультетах педагогических институтов; в лекционных курсах при повышении квалификации педагогических кадров. Практическая значимость. На основе результатов исследования разработана методика взаимодействия родителей с дошкольным учреждением в части коррекции речевых нарушений детей с ОНР второго уровня была апробирована и экспериментально подтверждена на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Рославля. Внедрение методических рекомендаций повышает успешность процесса формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи. Апробация. Разработанная методика взаимодействия родителей с дошкольным учреждением в части коррекции речевых нарушений детей с ОНР второго уровнябыла апробирована и экспериментально подтверждена на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Рославля. 1.Наряду с малым объемом словаря, неточным употреблением и пониманием слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи второго уровняотмечаются структурные и функциональные изменения значений слов. 2.Уточнение структуры слова с акцентированием внимания на сигнификативном компоненте и основанное на обогащении словарного запаса за счет расширения представлений об окружающей действительности повышает эффективность коррекционного воздействия. 3.Учет функциональных изменений семантической структуры слова позволяет осуществлять коррекцию в направлении формирования и расширения парадигматических и синтагматических связей слов, организации лексико-семантических полей на основе активизации познавательных процессов и развития операций классификации, обобщения, сериации, сравнения. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 55 источников и 3 приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬКОВ С ОНР……...6 1.1. Роль родительского отношения в развитии ребенка с ОНР…….…..6 1.2. Психолого–педагогическая характеристика детей с общим речевым нарушением у дошкольников…………………………………………………...12 1.3. Формы и методы работы с семьей детей с ОНР……………………23 Выводы по главе I………………………………………………………………..31 ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ВТОРОГО УРОВНЯ………………………..…32 2.1. Программа изучения речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с ОНР второго уровня………………………………...33 2.2. Результаты обследования речевых нарушений у дошкольников с ОНР второго уровня………………………………………………………….….36 2.3. Родительский клуб как средство повышения компетентности семьи в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР второго уровня………………………………………………………………………….....45 2.4 Анализ результатов формирующего эксперимента………………...53 Выводы по главе II……………………………………………………………....61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……..….63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…65 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….71 Приложение 1…………………………………………………………………….71 Приложение 2………………………………………………………………..…...73 Приложение 3…………………………………………………………………….76 Приложение 4…………………………………………………………………….78 Приложение 5…………………………………………………………………….80 Приложение 6…………………………………………………………………….83 Приложение 7…………………………………………………………………….84
Список литературы

1. Абрамян JI.A. Роль игры в воспитании детей с трудностями в эмоциональном развитии / Л. А. Абрамкин // Эмоциональное развитие дошкольника: Сб.тр. М.,2014,- 19 с. 2. Аркин Е.А. Воспитание ребенка дошкольника в семье / Е.А.Аркин. М., 2012. -19 с. 3. Аркин Е. А Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин, М, 2012- 445 с. 4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В.Асафьев. М., 2013. -237 с. 5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. -М.,2011,- 192 с. 6. Бадалян Л.О. Детская неврология / Л.О. Бадалян. М., 2011. - 607 с. 7. Бадалян Л.О. Невропатология/ Л.О. Бадалян. М., 2011. -380 с. 8. Бадаева В.И. Обследование детей младшего дошкольного возраста с ЗПР / В.И. Балаева. Саратов, 2014. -32 с. 9. Балаева В.И. логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих ЗПР и подготовка их к школе (по методике модельного обучения): Автореф. дис. Канд. пед. наук / В.И. Балаева. М., 2015. - 27 с. 10. Белова-Давид P.A. Клинические особенности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис. канд. пед. наук / P.A. Белова-Давид. М., 2012. - 16 с. 11. Блохина Л.П. Методика анализа просодических характеристик речи / Л.П. Блохина, Р.К. Потапова. М., 2012. - 84 с. 12. Варенцова Н.С. Возрастные особенности усвоения грамоты детьми 5-ти и 6-ти лет. Автореф. дис. канд. пед. наук /Н.С. Варенцова. -М., 2013. -23 с. 13. Варенцова Н.С. Развитие речи у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. М., 2012. - 677 с. 14. Венгер Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребенка / Л.А. Венгер. - М., 2014,- 19 с. 15. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер. М.,2015. - 365 с. 16. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, B.C. Мухина. М.,2012. - 335 с. 17. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. М.,2011. - 143 с. 18. Ветлугина H.A. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр / H.A. Ветлугина. М., 2011. - 248 с. 19. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка / H.A. Ветлугина. -М., 2015. -415 с. 20. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание в детском саду / H.A. Ветлугина. М., 2013.-240 с. 21. Винарская E.H. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга /E.H. Винарская, А.М/Пулатов. Ташкент, 2015. - 165 с. 22. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т. Власенко. М., 2012. - 183 с. 23. Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии и временной задержкой речевого развития / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. М., 2011. - 207 с. 24. Волкова Г.А., Принципы и содержание логопедической работы с детьми, страдающими ОНР, в условиях детского дома / Г.А. Волкова, М.А. Ярмакович. Речевые и нервно - психические нарушения у детей и взрослых. Л., 2012. - С. 34 -38. 25. Волкова С.И. Психолого-педагогическое исследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. СПб., 2013. - 144 с. 26. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. М., 2012. - 272 с. 27. Воробьева В.К. О некоторых особенностях построения фразы в устной речи детей-алаликов / В.К. Воробьева. Очерки по патологии речи и голоса/ Под ред. Ляпидевского С.С. -М„ 2012.-219 с. 28. Воронова А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфии в условиях детского сада: Диссертация.канд. пед. наук / А.П. Воронова. СПб., 2013. - 245 с. 29. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. М., 2010.-500 с. 30. Выготский Л.С. Мышление и речь: психика, сознание и бессознательное / Л.С.Выготский. М., 2011,- 366 с. 31. Гальперин П.Я. К проблеме внимания / П.Я. Гальперин. Хрестоматия по психологии: Сб.тр. М.,2012.-С. 175-186. 32. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией / Ю.Ф.Гаркуша// Дефектология. 2013. - №4. - С.23-25. 33. Гаркуша Ю.Ф. Пути оптимизации коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи. Диссертация.канд. пед. наук./ Ю.Ф.Гаркуша. СПб., 2013.-280 с. 34. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. М., 2011,- 471 с. 35. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / В.П.Глухов. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики: Сб.тр. М., 2015.-С. 54- 60. 36. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР / В.П.Глухов,- М., 2011 193 с. 37. Горюнова Т.П. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития / Т.П. Горюнова, B.C. Минашина, Н.И. Сереброва. Нарушения речи у дошкольников: Сб.тр. -М.,2012. С. 56-58. 38. Гуменная Г.С. Изучение когнитивной деятельности детей с недоразвитием речи / Г.С. Гуменная. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М., 2011.-С. 37-40. 39. Гуровец Г.В. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебного коррекционного воздействия / Г.В. Гуровец. Нарушения речи и голоса: СБ.тр. / Под ред. Ляпидевского С.С. М.,2015 - С. 47-57. 40. Давидович Л.Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития / Давидович Л.Р. Нарушения речи и голоса у детей: Сб.тр. / Под ред. Ляпидевского С.С.- М„ 2012. С. 63.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯС ОНР 1.1. Психолого–педагогическая характеристика детей с общим речевым нарушением у дошкольников ? Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) – одна из наиболее многочисленных категорий детей с нарушениями психофизического развития. Постоянный поиск путей и средств коррекции проявлений ОНР является одной из актуальных задач логопедии, логопедагогики, логопсихологии. В логопедии нарушения речи традиционно рассматриваются в тесной взаимосвязи с психическим развитием ребенка. Многие речевые расстройства напрямую связаны с недостаточным уровнем развития неречевых процессов и функций (внимание, гнозис, память и др.). Речевые нарушения в той или иной степени (в зависимости от их характера) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. В настоящее время влияние семейных отношений на эмоциональное состояние и успешность развития детей с ОНР привлекают внимание отечественных педагогов и психологов, поскольку стабильность положительных взаимоотношений в семейной среде оказывает большое воздействие на психическое здоровье ребенка и его эмоциональную уравновешенность. Как указывает Л.Д. Столяренко [58], в формировании эмоционального благополучия ребенка большое значение имеет воспитательная способность семьи. Структура личности ребенка формируется в процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами и другими родственниками. С первых дней ребенок входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. Поэтому родители дают первые образцы поведения в жизни ребенка и играют большую роль в его дальнейшем психоэмоциональном становлении. Благодаря своим особенностям, семья создает условия, которые в дальнейшем помогают ребенку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя. В период дошкольного обучения ребенка с ОНР семейные взаимоотношения оказывают большое¬ влияние на успешность обучения, поскольку в семье ребенок ищет помощь и поддержку.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg