Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

natali2018 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.05.2018
Анализ литературных данных по проблеме нарушения у школьников процесса овладения орфографическим навыком письма, свидетельствуют о широком распространении дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы. Однако проблема дизорфографии у этого контингента школьников не является достаточно изученной. Главной вопросом остаются причины возникновении и дизорфографии
Введение

Исследования нарушений процессов формирования письменной речи у детей школьного возраста способствуют своевременной диагностике и преодолению данных нарушений, полноценному развитию у школьников письменной речи и языковых способностей. Изучением дизорфографии, разработкой методов ее диагностики и коррекции занимались такие ученые как: И.В. Прищепова, О.В. Елецкая, О.И. Азова (Прищепова И.В., 1995-2001, Елецкая О.В., 2008, Азова О.И., 2005). Существуют разные определения дизорфографии. Так у Р.И. Лалаевой «Дизорфография - это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципа в орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных ошибках». (Лалаева Р.И., 2005) [21]. А.Н. Корнев «Таким образом правомерно полагать, что имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание орфографических знаний, которую правомерно именовать дизорфографией» (Корнев А.Н., 1997). [18] Дизорфография рассматривается, как стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций. Изучение данной проблемы с точки зрения психолингвистического подхода позволяет говорить о качественном своеобразии формирования и протекания у детей с дизорфографией как восприятия (в дальнейшем - и понимания) речи, так и процессов ее порождения [28, с. 4]. Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи [16, с. 4]. Дизорфография это нарушение усвоения орфографических знаний и автоматизации их применения в письме об этой проблеме сравнительно недавно начали говорить в логопедии. Еще в 80-х годах XX века орфографические ошибки и не овладение орфографическими навыками относили к школьной неуспеваемости детей, проблемам школьного обучения. Исправлениями проблем с овладением орфографически правильным письмом занимались учителя. Если орфографический навык письма не сформирован, то у школьников помимо трудностей в изучении русского языка, возникают проблемы с успеваемостью по остальным предметам, что может привести к школьной дезадаптации в целом. Согласно современным источникам (О.И. Азова,2006, А.Н. Корнев, 2003; Р.И. Лалаева, 2004; Л.Г. Парамонова, 2006; И.В. Прищепова, 1993; Г.М. Сумченко, 1995; Л.И. Бартенева, 2001) дизорфография прежде всего связана с нарушением в усвоении детьми ведущего - морфологического принципа русского письма. При написании буквенных обозначений морфем (корней, суффиксов, приставок), вне зависимости от звучания их в слове, предполагает морфологический принцип. Орфографически грамотная письменная речь, способствует полноценному овладению школьными навыками. Причины в возникновении и стойкости характера расстройств в дизорфографии рассматривались в работах (А.Н. Корнев; 2003, В.В. Комарова, Л.Г. Милостивенко, Г.М. Сумченко, 1995, Р.И. Лалаева, 2004, Р.Е. Левина; Л.Г. Парамонова, 2006, И.В. Прищепова, 1993). Авторы отмечают, Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю что не овладение орфографией может быть обусловлено несформированностью у школьников базовых компонентов грамотности, среди которых ведущее место отводится развитой речи. Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы исследования. Цель исследования – практическое изучение проблемы дизорфографии. Объект исследования –орфографический навык письма и уровень его сформированности у учащихся 5 класса общеобразовательной школы с дизорфографией. Предмет исследования – особенности орфографического навыка письма и виды орфографических ошибок в письме у учащихся 5 класса общеобразовательной школы с дизорфографией.
Содержание

Введение ........................................................................................................... 3 Глава I. Теоретические основы изучения дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы........................................................................ 5 1.1. Характеристика процесса овладения школьниками орфографическим навыком письма ................................................................................................ 5 1.2. Лингвистические и когнитивные компоненты формирования у школьников орфографического навыка письма ............................................. 11 1.3. Современное состояние проблемы изучения дизорфографии у школьников .................................................................................................... 20 Глава 2. Исследование состояния орфографического навыка письма и предпосылок его формирования у учащихся 5 классов………………………24 2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования………………………24 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………34 Глава 3. Логопедическая работа по формированию орфографического навыка письма у младших школьников с дизорфографией…………………………...46 3.1 Цель, задачи, методы, принципы и этапы логопедической работы по формированию орфографического навыка письма у младших школьников с дизорфографией………………………………………………………………….46 3.2. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии на предварительном этапе………………………………………………………….49 3.3. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников на основном этапе…………………………………………………59 Заключение ............................................................................................................66 Список литературы................................................................................................68 Приложение ...........................................................................................................71
Список литературы

1. Азова О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: диссертация…канд.пед.наук. - М., 2006. 2. Ананьев Б.Г. Некоторые вопросы методологии психологического исследования. О проблемах современногочеловековедения. — М.: 1977. 3. Бартенева Л.И. Подготовка детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста к овладению орфографией. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03. Ин-т дефектологии АПН Украины. К.: 2000. 4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Педагогика, 1957. 5. Богоявленский Д.Н. К характеристике процессов абстракции при усвоении грамматики// Вопросы психологии. 1958. - №4. 6. Бодуэн де Куртене И.А. Значение языка как предмета обучения. // Избранные работы по общему языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 7. Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач. Вопросы психологии. 1988, № 3. 8. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетентности школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. Москва — Воронеж: 2002. 9. Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию. Вып. 1. Известия АПНРСФСР. 1946. 10. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР — 1951. 11. Бондаренко С.М. Урок-творчество учителя. Серия «Педагогика и психология». «Знание», № 3, 1974. 12. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1998. 13. Брёзе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. — М.: 1981. 14. Гальперин П.Я. Запорожец A.B., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. 1963. № 5. 15. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Шороховой B.B. М.: 1966. 16. Гвоздев А. Н. Вопросы современной орфографии и методики ее преподавания. — М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1950. 17. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов: Методические рекомендации и упражнения. — М.: Школьная Пресса, 2003. 18. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. — М.: Просвещение, 1965. 19. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. 3-е изд., дополн. М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с. 20. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1987. - 109 с. 21. Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и дизорфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи. СПб.: Образование, 1992. - С. 98-102. 22. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. 23. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. М.: Изд-во МСГИ, 2004. 24. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. СПб., 1999. 25. Лалаева. Р.И., Азова О.И. Научно–теоретические основы коррекции дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам специального образования. СПб., 2005. 26. Леонтьев А.Н. К теории развития психики. М.: 1974. - С. 87-95. 27. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. — СПб.: 2004. 28. Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. М.: Мнемозина, 2005. -176 с. 29. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. -СПб.: Союз, 2001. 30. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. 31. Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03. — СПб.: 1993. 32. Прищепова И.В. Методика коррекции дизорфографии у младших школьников. СПб.: СПГУПМ, 2000. 33. Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников. СПб.: 2001. 34. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.:КАРО,2006.(стр 4) 35. Сизова Э.Я., Крутикова Э.Г., Сумченко Г.М., Храковская М.Г. Изучение дизорфографии у школьников. Материалы XV съезда Всероссийского съезда отоларингологов 25-29 сентября 1995 г. т. 2. СПб.: 1995. 36. Щерба JI.B. Теория русского письма. Д.: Наука. 1983.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы изучения дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы 1.1. Характеристика процесса овладения школьниками орфографическим навыком письма Самым трудным предметом в школе всегда являлся русский язык. Родной язык изучается детьми с раннего детства, однако в школе русский язык требует большого труда для усвоения всех правил, умений и навыков. Что же такое навык? Навык - это автоматизированный компонент деятельности, который входит в активность человека для достижения какой-либо деятельности. Орфографический навык является одной изразновидностью речевого навыка. Навык письменной речи - это орфографический навык. Если человек пишет письмо, книгу он всегда думает о содержании, но не всегда задумывается над правописанием каждого слова. К.Д. Ушинский разработал теорию орфографических навыков. Он допускал что обучение орфографии возможно механическим путём, но этот метод ему не нравился (Ушинский К.Д., 1987). Психологи Л.М. Божович, и Д.Н. Богоявленский раскрывали механизмы формирования орфографического навыка (Божович Л.М., 1988; Богоявленский Д.Н., 1957). Важную роль в процессе усвоения и реализации навыка письма отводят сформированности функциональной специализации полушарий мозга, во многом определяющей своеобразие психических процессов, в частности, процессов восприятия и переработки информации. Изучение асимметрии мозга показывает, что лингвистические и нелингвистические звенья процесса письма, которые являются видом речевой деятельности, локализуются в полушариях мозга по-разному. Невербальные функции, речевая инициатива, регуляция нелингвистических компонентов речи, речевые автоматизмы в большей мере связаны с деятельностью правого полушария. А логико-грамматические и аналитические аспекты деятельности более связаны с функционированием левого полушария.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg