Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

natali2018 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.05.2018
Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискри-минационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.
Введение

Актуальность и научный интерес исследования проблемы развития эмоционально – волевой сферы детей с ограниченными возможностями связан с тем, что в настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам физического и психического развития детей - инвалидов дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дошкольный период является периодом наиболее важным с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Проблема исследования. От того, как и в каких условиях будет протекать физическое и психическое развитие ребенка с ограниченными возможностями, во многом зависит его будущее. Вместе с тем, в настоящее время на первое место выходит проблема нарушений эмоционально – волевой сферы детей - инвалидов, т.к. не секрет, что дети - инвалиды испытывают проблемы, связанные с общением со сверстниками, дошкольной и школьной дезадаптацией, изоляцией от общества, в силу своих физических и психических особенностей. Главное в работе с этой категорией детей - помочь их социальной адаптации, сформировать у детей положительное отношение к жизни, обществу, труду, деятельности. А это все зависит от сформированности и устойчивости эмоционально – волевой сферы. В соответствии с имеющейся в коррекционной (специальной) педаго-гике и специальной психологии психолого-педагогической класси-фикацией выделяют детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. В работе будут рассмотрены проблемы развития эмоционально – волевой сферы у детей с опорно-двигательными нарушениями. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата — это полиморфная в клиническом и психолого – педагогическом отношении категория лиц. Среди них условно можно выделить 4 группы: 1.Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обуслов-лены органическими поражениями нервной системы: - головного мозга (детский церебральный паралич, опухоли, и травмы); -проводящих путей (параличи рук, кривошея и т. п.); -спинного мозга (последствия полиомиелита, травмы). 2. Дети, имеющие сочетаемые поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм. 3. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппа¬рата при сохранном интеллекте (артрогриппозы, хондро-дистрофии, сколиозы и т.д.) 4. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппа¬рата наследственной этиологии с прогрессирующими мы¬шечными атрофиями (миопатия Дюшенна, амнотрофия Вердинга—Гоффмана и др.) Объект исследования - эмоционально – волевая сфера детей с ограниченными возможностями. Предмет исследования – коррекция нарушений эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями Цель работы - выявление условий развития и коррекции эмоционально – волевой сферы детей с ограниченными возможностями в процессе выполнения комплекса определенных упражнений из созданной программы. Задачи исследования: - изучить исторические этапы развития понятия «детской инвалидности» в психологии и специфику психологической помощи лицам с ограниченными возможностями; - определить особенности развития эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями; - рассмотреть роль взаимодействия ребенка с родителями, педагогами и сверстниками в развитии эмоционально – волевой сферы ребенка; - определить эффективные методы коррекции в развитии эмоционально – волевой сферы; - разработать программу по развитию эмоционально – волевой сферы, включая в нее взаимосвязь всех необходимых видов деятельности по физическому и психическому здоровью детей с нарушениями опорно – двигательной системы; - проанализировать полученные данные. Гипотезой исследования стало предположение о том, что в результате специально организованного коррекционного процесса возможно формировать и развивать у детей с опорно - двигательными нарушениями эмоционально – волевую сферу, достаточную для последующего успешного обучения и социальной адаптации. Методы, применяемые для решения поставленных задач при проведении данного исследования, включают в себя: - методы психологического исследования эмоционально – волевой сферы; - методы оценки двигательных возможностей; - психологический эксперимент по развитию эмоционально – волевой сферы при выполнении цикла занятий, в комплекс которых должны входить упражнения всех развивающих областей ребенка; - включенное наблюдение; - анализ медицинской документации и заключений специалистов; - математико-статистическая обработка экспериментальных данных. Методологической и информационной базой послужили работы следующих авторов: Л. С. Выготского, И. И. Мамайчука, И. Ф. Марковской, Е. М. Мастюковой, Л. М Шипильцыной, Е. Л. Вассермана, М. В Катышевой, Л. Н. Никитиной, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Г. И. Турнера, И. Г. Песталоцци, Ф. Фрёбеля, В. Д. Литтля, и других отечественных и зарубежных психологов. Эмпирическая база - МКДОУ «Детский сад» с.Муромцево. В исследовании принимали участие 10 человек, имеющие нарушения опорно – двигательного аппарата. Научная новизна исследования, заключается в том, что был разработан и научно обоснован алгоритм проведения коррекционных методик для развития эмоционально – волевой сферы дошкольников с опорно – двигательными нарушениями, представлены усовершенствованные методические подходы к развитию эмоционально – волевой сферы детей - инвалидов. Практическая значимость определяется тем, что сформулированы и реализованы основные положения выдвинутой гипотезы. Материалы исследования опробованы в конкретном дошкольном учреждении и могут быть использованы к использованию в работе специализированных учреждений для детей – инвалидов. Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, каждая из которых завершается выводами, заключение, список литературы, состоящий из 62 источника и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. Глава I. Теоретические основы проблемы развития эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями………………... 1.1.Исторические этапы развития понятия «детской инвалидности» в психологии …………………………………………………………………. 1.2. Специфика психологической помощи лицам с ограниченными возможностями……………………………………………………………… 1.3. Особенности развития эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями…………………………………………... Выводы по первой главе…………………………………………………… Глава II. Практическая работа по изучению и развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ... 2.1. Методы и методики для изучения эмоционально – волевой сферы детей с опорно – двигательными нарушениями………………………….. 2.2. Разработка комплекса занятий по формированию эмоционально – волевой сферы с ограниченными возможностями ………………………. 2.3. Анализ полученных данных…………………………………………... Выводы по второй главе…………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..
Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49). 2. Федеральный закон РФ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012г. № 46 3. Авдеева, Н. М., Программа «Журавлик» [Текст]: учебно – методическое пособие для педагогов учебных, дошкольных учреждений./ Н. М Авдеева, И. В. Бадина, Е. В. Сулим - Калуга, 2014. - 314с. 4. Безух, С. М. Психическое и социальное сопровождение больных детей и детей – инвалидов. [Текст]:психологическое пособие./. С. М.Безух- М.: «Речь», 2014. - 111с. 5. Вассерман, Е. Л., Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами [Текст]/ Е. Л. Вассерман // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2012.- № 2. – С.14-18. 6. Вассерман, Е. Л., Клинико-психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с цереброорганическим синдромом [Текст]/ Е. Л. Вассерман, М. В. Катышева, Л. Н. Никитина// Дефектология -2012. - № 4. – С.7-24. 7. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст]: избранные труды/ Л.С. Выготский - М.: «Просвящение», 1956. - 369с. 8. Выготкий, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст]/ Л.С. Выготский - М.: «Просвящение», 1960. - 347с. 9. Глезерман, Т. Е. Мозговые дисфункции у детей[Текст]./ Т. Е. Глезерман - М.: «Просвящение», 2013. - 278с. 10. Горбунова, С. А. Если в семье ребенок – инвалид[Текст]./ С. А. Горбунова - СПб.: «Янтарный сказ»,2013. - 248с. 11. Ефимов, А. П. Семейная реабилитация взрослых больных и инволидов. [Текст]/ А. П. Ефимов - Н. Новгород «НГМА», 2014. - 255с. 12. Журба, Л. Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни [Текст]/ Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова - М.: «Просвящение», 2012. - 312с. 13. Иваницкая, И. Н. Детский церебральный паралич [Текст] / И. Н. Иваницкая //Альманах «Исцеление». - 2013.- С.74-96. 14. Ипполитова, М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей.[Текст]/ М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова - М.: «Просвящение», 2015. - 278с. 15. Ипполитова, М. В. Педагогам и воспитателям о детях с отклонениями в развитии [Текст]: методическое пособие/ М. В. Ипполитова, Е. Д. Чернобровкина - М.: «Просвящение», 2012. - 417с. 16. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста [Текст]/ Д.Н. Исаев– СПб.: «Речь», 2012. - 417с. 17. Калижнюк, Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах [Текст]/ Э. С. Калижнюк - Киев, 2014. - 272с. 18. Калинина, Р. Р. В гостях у золушки [Текст]/ Р. Р. Калинина - Псков, 2012. - 147с. 19. Ковалев, В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков [Текст]/ В. В. Ковалев - М.: «Просвящение», 2012. - 217с. 20. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст]/ М. М. Кольцова - М.: «Медецина», 1973. - 283с. 21. Комаев, И. А. Ребенок – инвалид: организация медико – социального обеспечения [Текст]/ И. А .Комаев, М. А. Позднякова - Н.Новгород.: «НГНА», 2014. - 319с. 22. Комов, Р. П. Психологическое сопровождение потенциальных родителей детей – инвалидов [Текст]/ Р. П. Комов - СПб.: «Речь», 2014. - 208с. 23. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст]. - М.: «Владос», 2013. - 289с. 24. Корнев, А. Н. Нейропсихологические методы исследования. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. [Текст]/ А.Н. Корнев - СПб.: «Логоваз - пресс», 2012. - 472с. 25. Курвякова, Е. А. Подготовка детей инвалидов к семейной и взрослой жизни [Текст]/ Е. А. Курвякова - Спб.: «Научная книга», 2015. - 190с. 26. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей [Текст]/ В. В. Лебединский - М.: «Просвящение», 2014. - 402с. 27. Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. [Текст]/ А. Р. Лурия, Е.А. Курвякова - М., 1948. 28. Малофеев, Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом [Текст]/ Н.Н.Малофеев // Дефектология.- 2013. - № 1. 29. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. [Текст]/ Н.Н. Малофеев - М.: «Просвящение», 2014. - 319с. 30. Малофеев, Н.Н. История становления развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект) [Текст]/ Н.Н.Малофеев, Н.М. Назаровой. - М., 2015. - 275с. 31. Мамайчук, И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом [Текст]/ И.И. Мамайчук // Дефектология. 1976. - № 3. 32. Мамайчук, И.И.Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции [Текст]/ И.И. Мамайчук - СПб.: «Речь», 2012. - 283с. 33. Мамайчук, И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича [Текст]/ И.И. Мамайчук // Журнал невропатологии и психиатрии. 2013. - № 4. 34. Марковская, И. Ф. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст]/ И. Ф. Марковская // Невропатология и психиатрия. 2012. - № 12. 35. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза [Текст]/ И.Ф. Марковская - М.: «Просвящение», 2013.-С.232 36. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). [Текст]/ И. Ф. Марковская - М.: «Просвящение», 2013. - 173с. 37. Мастюкова, Е. М. Диагностика нарушений доречевого развития у детей с церебральным параличом и пути логопедических и педагогических мероприятий в этом периоде». [Текст] / Е. М. Мастюкова - М.: «Просвящение», 1973. - 243с. 38. Мастюкова, Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами [Текст]/ Е.М. Мастюкова // Дефектология. 1973. - № 6. 39. Мастюкова, Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обследование логопедических мероприятий [Текст] / Е.М. Мастюкова // Дефектология. 1979. - № 3. 40. Мастюкова, Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом [Текст]/ под ред. Т.А. Власовой. - М.: Академия, 2012. - 312с. 41. Мастюкова, Е. М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом [Текст]: хрестоматия / Е.М. Мастюкова - СПб.: «Речь», 2012. - 579с. 42. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. [Текст]/ Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. - М.: «Просвящение», 2012. - 278с. 43. Мендоса, X. Психологические особенности у детей с вялыми параличами верхних конечностей [Текст]/ X. Мендоса - Л., 2012. 44. Микадзе, Ю.B. Нейропсихологическая диагностика в коррекции младших школьников. [Текст]/ Ю.B.Микадзе, Н.К. Корсакова - М., 2014. - 417с. 45. Осипенко, Т. Н. Психологические и психотерапевтические проблемы при нарушениях развития у детей [Текст]/ Т.Н.Осипенко, Е.Е.Стацевич, Л А. Ночевка и др. // Альманах «Исцеление». - М., 2012. 46. Осипов, Н.И. Основы ортопедагогики. [Текст]/ Н.И.Осипов - Спб.: «Речь» 2013. - 197с. 47. Приходъко, О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]/ О.Г. Приходъко - М.: «Эксмо», 2012. - 275с. 48. Приходъко, О.Г.Воспитание и обучение детей раннего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная дошкольная педагогика [Текст]/ О.Г. Приходъко - М.: «Эксмо», 2012. - 372с. 49. Соловьева, Л.Н. Начинаем тренировку, или лекарство от беды [Текст]/ Л.Н. Соловьева - М.: «Речь», 2015. - 348с. 50. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста [Текст]/ Г.Е. Сухарева - М.: «Эксмо», 1955. - 517с. 51. Стока, К. Психологические механизмы формирования артикуляций у детей раннего возраста, страдающих ДЦП [Текст] / Стока К. - СПб. - 2013. 52. Тюрин, А. В. Профессиональная ориентация инвалидок с нарушениями опорно-двигательной системы[Текст]: методики пособие/ А. В. Тюрин - М., 2012. - 117с. 53. Шайтор, В.М. ЭЭГ больных детским параличом до и после лечения методом функционального биоуправления [Текст]/ В.М. Шайтор, О. В. Богданов // Журнал Неврологии и Психиатрии. - 2011. - № 8. 54. Шамарин, Т.Т., Белова Г.Л. Возможности восстановитель¬ного лечения детских церебральных параличей [Текст]/ Т.Т.Шамарин, Г.Л. Белова – М.: Элиста, 2012. - 296с. 55. Шипицына, Л. М. Специальное образование в развитии [Текст]/ Л. М. Шипицына - СПб.: «Научная книга», 2012. - 395с. 56. Шипицына, Л.М. Нейропсихологическое исследование детей с проблемами в развитии [Текст]/ Л. М. Шипицына // Дефектология. - 2013. - № 1. 57. Шипицына, Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. М. Шипицына - СПб.: «Научная книга», 2013. - 427с. 58. Шипицына, Л. М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии [Текст]/ Л.М.Шипицына, Е.С. Иванов, Л А Данилова, И А. Смирнова - СПб.: «Научная книга», 2012. - 374с. 59. Шипицына, Л. М. Навстречу друг другу: пути интеграции [Текст]/ Л.М.Шипицына, К. ван Рейсвейк. - СПб.: «Научная книга», 2009. - 287с. 60. Шипицына, Л. М. Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация [Текст]/ Шипицына Л.М., Назарова Н.М. // Специальная педагогика. - М.: «Владос», 2013. - 365с. 61. Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук– М.: «Владос», 2012. - 368с. 62. Хольц, Р. Помощь детям с церебральным параличом [Текст]/ Хольц Р. Спб.: «Теревинф», 2012. - 336с.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 1.1.Исторические этапы развития понятия «детской инвалидности» в психологии Легенды рассказывают, что в большинстве дохристианских общин, за исключением Древней Индии и Древнего Египта, где проявляли милость и участие к людям с отклонениями в развитии, детей с выраженными (физическими) недостатками убивали либо притесняли. У кочевых народов правом на жизнь обладал лишь тот, кто мог быть полезен общине. В Древней Греции с физическими недостатками ассоциировали такие негативные качества человека, как трусость, мстительность, вероломство. Это представление Гомер запечатлел в образе Терсита. У спартанцев существовал даже печально знаменитый тест на выживание, который заключался в том, что новорожденных с физическими отклонениями оставляли на волю природы и диких зверей в горах. Приблизительно в VI в. до н. э. существовала идея о воспитании активного гражданина, согласно которой каждый гражданин должен был быть в состоянии исполнять какую-либо государственную службу. Дети с отклонениями в развитии получали доступ к образованию лишь при условии, что они были «сносны» [69, с.18]. Наилучшим примером в этом от¬ношении был Сократ, физические отклонения которого не препятствовали его обучению. Большинство выдающихся ученых древности придерживались иного мнения. Так, Платон считал, что государство должно сохранять за собой право решать вопрос о «пригодности граждан» к обучению, что легко позволяло исключить «непригодных». Пригодность для обучения признавалась лишь для двух высших классов общества — солдат и вое-начальников. Аристотель отводил государству лидирующую роль в деле воспитания граждан и полагал, что не стоит обучать тех, кто не слышит и не может говорить. На протяжении многих веков глава римской семьи, т. е. отец семейства, имел не только юридическое право, но и даже обязан был, по указу государства, умертвить своего ребенка, если он родился с аномалией [70, с.21-22]. Затем римское право смягчилось, римские семьи стали все больше использовать в качестве педагогов рабов-греков, создавая базис для гуманистического мышления. В раннехристианскую эпоху люди-инвалиды могли рассчитывать на кров и помощь только со стороны духовных общин. Таким же положение оставалось и в Средние века, когда за пределами стен монастыря или аббатства люди с отклонениями в развитии были вынуждены бродяжничать и просить милостыню. Отклонение рассматривалось как знак дьявола. Инквизиция отправляла таких людей на костер. Самые «удачливые» развлекали знать в качестве шутов при дворах вельмож и на ярмарках.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Банковское дело, 27 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg