Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

natali2018 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.05.2018
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. Общение с детьми и общение детей - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.
Введение

Актуальность темы. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, применять их, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который еще присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей. Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. В игре нет прямой зависимости ребенка от взрослого, в ней он получает большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности. Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством взрослых, и этот процесс начинается очень рано. Наблюдая за игрой детей 4-5 лет, замечаешь, что каждый ребенок играет со своей игрушкой. Для совместной игры ребята не объединяются, некоторые вообще не играют, а только наблюдают. Часто возникают конфликты из-за игрушек: многим хочется поиграть с пушистой кошкой, маленьким самосвалом, которых не хватает на всех. Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания. Постепенно нужно учить детей самостоятельно строить сюжет и реализовывать его, используя знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушании сказок, потешек, рассказов. Наблюдения нужно строить так, чтобы в центре находился обязательно человек, осуществляющий трудовую деятельность. Например, наблюдая с детьми работу шофера, няни, врача, обратить внимание на то, что шофер работает на машине и привозит продукты, няня наводит чистоту в комнатах, накрывает столы, моет посуду, врач лечит детей и взрослых. Таким образом, внимание детей переключается от игровых действий, связанных с предметом, к игровым действиям, связанным с ролью. Однако одного этого не достаточно для возникновения игры. Нужно показать детям, как использовать полученные знания, какой игровой материал выбрать. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, ученые (Н.А. Короткова, Н. Я. Михайленко) предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей. Изучением особенностей игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Выготский Л.С., Менджритская Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., Новосёлова С.Л. Цель работы – раскрыть особенности воспитания детей дошкольного возраста в игре. Гипотеза исследования: высокий уровень нравственного развития будет достигнута при соблюдении ряда условий: ? правильная организация и руководство игрой; ? многообразие детских игр ? использование специальных игр, направленных на развитие положи-тельных качеств дошкольников. Объектом исследования является целенаправленный педагогический процесс, направленный на воспитание и развития детей. Предметом исследования является игра как средство воспитания и развития детей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Изучить теоретические основы рассматриваемой проблемы; 2.Выделить игру как средство воспитания и развития детей; 3.Рассмотреть игру с точки зрения ведущей деятельности дошкольника; 4. Экспериментально доказать гипотетическое предположение, выдвинутое в начале исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе предлагается подробное исследование истории проблем этого вопроса и система работы в соответствии с современными требованиями. Практическая значимость состоит в том, что данные методики могут использоваться в разных возрастных и разновозрастных группах, что актуально для работы детского сада. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, практических рекомендаций и списка литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАЧЕНИЯ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА.....................................................................................................................6 1.1 Руководство игрой в раннем детстве…………………………………………..6 1.2 Игра как средство воспитания и развития детей…………………………….9 1.3 Игра - ведущий вид деятельности дошкольника…………………………….13 Выводы по Главе 1.....................................................................................................19 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА….....................................21 2.1 Диагностика коммуникативных способностей детей младшего возраста в процессе игры..........................................................................................21 2.2 Констатирующий эксперимент.................................................................30 2.3 Формирующий эксперимент.....................................................................34 2.4 Контрольный эксперимент.......................................................................40 Выводы по Главе 2.....................................................................................................42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................46
Список литературы

1 Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. 2 Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983 3 Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Л.Р. Болотина. – 2-е изд. – М. : Культура; Акад. проект, 2005.– 240 с. 4 Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении /под ред. М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 1986. 5 Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6. 6 Горышева В. Сюжетно-ролевые игры с детьми. Игра - это отражение жизни. Статья с сайта автора. 7 Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Т.Н. Доронова, О.А. Карабпнова, Е.В.Соловьева. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. -127 с. 8 Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. – М., 1989. 9 Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Е.В. Зворыгина. – М. : Просвещение, 1988. – 96 с. 10 Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] : сборник / под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб. : «Детство - Пресс», 2004. – 192 с. 11 Игра и игрушка в образовательном процессе : от теории к практике [Текст] : коллективная монография / науч. ред. В.П.Сергеева ; под общ. ред. И.С. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2008. – 118 с. 12 Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / сост. Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 127 с. 13 Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование.– Дисс. …канд. психол. наук. – Ленинград, 1981. 14 Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1982 - 128 с. 15 Михайленко, Н.А. Короткова. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст]. – М. : Академический проект, 2002. – 160 с. 16 Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /под ред. М.А.Васильевой. М., 1986. 17 Суслова Э.К Воспитание в игре / сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М. : Просвещение, 1983. - 192 с. 18 Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова ; под ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с. 19 Флерина Е.А. Игра и игрушка [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / Е.А. Флерина. – М. : Просвещение, 1973. - 111 с. 20 Шадрина А.А. Детские народные игры. –Якутск, 1990. 21 Эльконин А.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1960. 22 Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание 1966г. №3 23 Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : ВЛАДОС, 1999. - 358 с. 24 Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАЧЕНИЯ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА 1.1 Руководство игрой в раннем детстве Одним из положений теории психического и личностного развития ребенка в отечественной психологии является признание ведущей роли деятельности в этом развитии. Деятельность обеспечивает связь ребенка с окружающим предметным и социальным миром. "Значение деятельности для психического развития состоит в том, что в ней и через нее ребенок усваивает общественный опыт, фиксированный в достижениях человеческой культуры, причем такое усвоение включает в себя как приобретение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей. " (Л. А. Венгер) Действие с предметами и игра - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. Игровая деятельность ребенка зарождается и развивается на фоне предметной деятельности, которая занимает ведущее положение в раннем возрасте. Постепенно, к трем годам, начинает оформляться новая линия развития - постижение смысла деятельности взрослых, освоение мотивационно - потребностной сферы деятельности, что вызывает в последующем сюжетно-ролевую игру как ведущий вид деятельности. От специально организованных занятий эта деятельность отличается тем, что она возникает по инициативе самого ребенка. В экспериментальных психолого-педагогических исследованиях детскую игру рассматривали с различных точек зрения. Применительно к раннему возрасту исследовали развитие предметных действий в игре, возникновение первичных игровых обобщений, перенос значений с одного предмета на другой, включение в игру предметов заместителей, обобщение и сокращение реальных действий в игровой ситуации, и другие моменты. В той или иной форме эти проблемы нашли отражение почти во всех работах, касающихся развития дошкольника и особенностей его воспитания. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин - основоположники отечественной детской психологии - разработали теорию дошкольной игры, которую конкретизировали и дополнили как педагоги (А. П. Усова, Ф. И. Фрадкина, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Н. Я. Михайленко, Е. В. Зворыгина, К. Л. Печора и др., так и психологи (Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, М. И. Лисина, Л. С. Славина, Л. Н. Галигузова и др.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg