Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование коммуникативных умений младших школьников средствами подвижных народных игр

natali2018 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.05.2018
Анализ теоретического материала и экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, позволяют сделать следующие выводы: Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в учете, труде и повседневной жизнедеятельности людей.
Введение

Актуальность исследования. Формирование коммуникативных умений у младших школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. В настоящее время сложились определенные теоретические предпосылки для формирования теоретических и экспериментально - педагогических оснований исследования коммуникативных умений учащегося в общеобразовательном процессе школы. Ориентация современной педагогики на гуманизациювоспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения Особенно остро эта проблема назрела в отношении младших школьников, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в последнее время затруднен. Это обусловлено отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания. Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматриваются в трудах И.А.Ильясова, Б.Ф. Ломова, В. Н. Соковнина и др., в психолого-педагогическом аспекте данная проблема освещена в работах А.А.Бодалева, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, Е.Г. Злобиной, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, В.Н. Панферова, Е.В. Руденского, В. В. Усова, Н. П. М. Якобсон, и др. Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования. Проблемой коммуникативных умений младших школьников в настоящее время занимаются педагоги, психологи, социологи, философы: Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Л.Я. Лозован, В.С. Мухиной, В. Н. Мясищева, Р.С. Немова и др. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных умений ребенка, рассматривается структура коммуникативных умений, критерии их сформированности. Однако особенностям организации процесса формирования коммуникативных умений не уделяется должного внимания. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит народной игре. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств, приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах А.Н. Радищева, А.И. Герцина, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Оценка роли игры в воспитании было дана К.Д. Ушинским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским. Народная игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов, собирателей-энтузиастов – Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, С.А. Шмаков и др. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что формирование коммуникативных умений средствами народных подвижных игр посвящено большое количество исследований. Однако проблем подвижная народная игра как средство коммуникативных умений младших школьников не выступала предметом исследования. В связи с этим возникла необходимость обратиться к теме «Формирование коммуникативных умений младших школьников средствами подвижных народных игр». Цель – выявить и обосновать условия использования народных подвижных игр как средства формирования коммуникативных умений младших школьников. Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных умений младших школьников. Предметом исследования является – роль подвижной народной игры в формировании коммуникативных умений младших школьников. В основу гипотезы положено следующее предположение: формирование коммуникативных умений младших школьников средствами подвижных игр будет успешнее если: - проводить групповые и индивидуальные воспитательные беседы в соответствии с трудностями в развитии определенных коммуникативных умений школьников; - учитывать особенности направленности содержания и подбора ролей учащихся и педагогов в процессе общения и взаимодействия с целью совершенствования определенных коммуникативных умений. - На основании изученой проблемы в теории и практике настоящее исследование исходит из предложения, что народные подвижные игры могут являться эффективным средством коммуникативных умений младших школьников, если: народные игры органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного компонента, а как целостная система. С учетом цели и предмета исследования необходимо решить следующие задачи: 1.Изучить состояние проблемы на основе анализалитературы. 2. Выявить и научно обосновать основные педагогические условия, обеспечивающие процесс формированиякоммуникативных умений младших школьников средствами народной подвижной игры. 3.Экспериментально проверить возможности использования подвижных народных игр как средства формирования коммуникативных умений младших школьников. В исследовании использовались следующие методы: - теоретический анализ философской, педагогической, фольклористической литературы по теме исследования; - длительные, в том числе включенные педагогические наблюдения в естественных условиях; - анкетирование, беседы; - педагогический эксперимент. Базой опытного исследования была общеобразовательная Старогорносталевская средняя школа Новосибирской области. Практическая значимость дипломного исследования заключается в следующем: результаты исследования и основные выводы позволяют студентам, учителям общеобразовательных школ, преподавателям педвузов, занимающимся средством формирования коммуникативных умений младших школьников. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе воспитательной работы с младшими школьниками 2 класса в Старогорносталевской средней общеобразовательной школе с детьми младшего школьного возраста. Первый этап - на этом этапе разрабатывались общие подходы к изучаемой проблеме, осуществлялось обоснование темы исследования, предмета исследования, постановка гипотезы, проводился анализ литературы по теме исследования. Второй этап - экспериментальный. В ходе формирующего эксперимента осуществлялась апробация развития коммуникативных умений учащихся средствами игры. Третий этап - обобщающий. Включает систематизацию и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР 1.1. Понятие коммуникативные умения и их сущность. 8 1.2. Коммуникативные умения младших школьников 13 1.3. Подвижные народные игры и их возможности в формировании коммуникативных умений учащихся 27 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 38 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР 2.1 Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений детей школьного возраста средствами народных подвижных игр 39 2.2 Диагностика и анализ экспериментальной работы 47 ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Список литературы

1. Абдурасулова В.П. Некоторые пути формирования способности к обобщению у младших школьников // Вопросы психологии. М.: Просвещение –2009. – №5.. 126-129 с. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания. // Избр. психол. тр.: В 2 т.– М.: Педагогика, 1980. - Т.2. -288 с. 3. Аракин В.Д. Типология языков и проблема методического прогнозирования. – М.: «Высшая школа» 1989. -157 с. 4. Арутюнов А. Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. – М.: Рус.яз. 1990.-166 с. 5. Богданова О.С., В.И.Петрова Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1980. - 290 с. 6. Богуславская Н.Г., Н.А.Купина.Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).– Екатеринбург: АРГО, 1997. - 192 с. 7. Бодалев A.A. Личность и общение: Избр. Тр/.– М.: Педагогика, 1983.- 271 с. 8. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам./ – М, 1965.- 182 с 9. Битехтина Г. А. Об учете некоторых параметров при создании учебника русского языка (к созданию базового курса русского языка) //Лингвометодические аспекты описания языка и гибкая модель обучения: проблемы и перспективы. – М, 1997. - 202с. 10. Битехтина Г. А. Создание учебных комплексов и проблема оптимизации обучения русскому языку иностранных учащихся //Русский язык для студентов-иностранцев: Сб. метод, статей. – М., 1987. – 230с. 11. Бурвикова Н. Д. Типология текстов для аудиторной и внеаудиторной работы.– М, 1988. - 116 с. 12. Бэлза С. И. Человек читающий Homolegens. Писатели XX века о роли книги в жизни человека и общества. – М., 1983. -720с. 13. Вайсбурд М. Л., Синицика Л. П. Иллюстративный материал в учебнике и книге для чтения //Содержание и структура учебника русского языка как иностранного: Сб. статей //Сост. Трушина Л. Б. – М., 1981.-203с. 14. ВенгерЛ.А.Психология: Учеб.пособие. /Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. - 336 с. 15. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычии / билингвизма/. – М , 1969. – 160 с. 16. Верещагин Е. М, Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострано ведение в преподавании русского языка как иностранного 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1990. - 246 с. 17. Вертоградская Э. А. Психологическое содержание явления мотивации и обучений русскому языку как иностранному IN Конгресс МАПРЯЛ "Современное состояние и основные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы". – М., 1982.- 142с. 18. Григорьева В. П., Зимняя И. А., Мерзлякова В. А. и др.Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности /. – М., 1985. – 118с. 19. Вишняков С. А. Психолого-педагогические основы обучения русскому языку как иностранному. – М., 1995. – 136 с. 20. Вишнякова Т. А. Основы методики преподавания русского языка студентам-нефилологам. – М., 1982. -126 с. 21. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. -М., 1993. - 172 с. 22. Воробьев В.В. Концентризм в языковом обеспечении сквозных страноведческих тем. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. – М., 1987.- 219 с. 23. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. -М., 1990. – 192 с. 24. Выготский Л.С. Мышление и речь./ Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.2 . – М.: Педагогика, 1996.- 352 с. 25. Вятютнев М. Н. Методологические аспекты современного учебника русского языки как иностранного //Русский язык за рубежом. 1988. -144с. 26. Вятютнев М. Н. Новый этап в развитии методики //Русский язык и литература и современном диалоге культур. Тезисы докладов ученых России. VII конгресс МАПРЯЛ. – М., 1994. – 186с. 27. Вятютнев М. Н. От методов к целостному подходу в обучении владению русским языком как иностранным //V Конгресс МАПРЯЛ "Современное состояние и основные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы": Доклады советской делегации. – М, 1982. - 204с. 28. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностр. яз.вшк. 2005. - № 2.-С. 17-24. 29. Гончарова И.И. Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. –М., 1988. - 16 с. 30. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения. – М., 1978.-381 с. 31. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллектив, способ учеб. Работы.- М.: Просвещение, 1991. - 192 с. 32. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1988. - 190 с. 33. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников./ В.А. Крутецкий. -М.: Просвещение, 1976. - 303 с. 34. Кузьмина В.А.. Игра как средство формирования личного опыта учащихся начальных классов. Вопросы психологии. М.: Просвещение, 2009. - № 11.– 48 с. 35. Леонтьев А. А. Педагогическое общение./ – М.: Знание, 1979. - 47 с. 36. Леонтьев А. А. Психология общения. – Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1974.-219 с. 37. Лернер И.Я. Учебные умения и их функции в процессе обучения // Роль учебной литературы в формировании общих учебных умений и навыков школьников. – М., 1984. - 19 -33 с. 38. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. Рузской А.Г. – М.: Институт практической психологии, – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с. 39. Лихачев Б.Т. Педагогика. / Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.– М.: Прометей, 1992.-528 с. 40. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. / – М, 1975. – 135 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР 1.1. Понятие коммуникативные умения и их сущность. Вслед за Г.М. Андреевой мы считаем, что коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик [1, c. 293]. Г.М. Андреева выделяет 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной). Группа умений, соответствующая коммуникационной стороне общения, – это цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа – интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях [1, c. 294]. Анализ многочисленных концепций коммуникативных умений показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собою в понимании роли самого человека в процессе коммуникативных умений (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых огрублено).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 50 страниц
240 руб.
Дипломная работа, Торговое дело, 65 страниц
340 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg