Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Дидактическая игра как средство интеллектуальной подготовки ребенка к школе

natali2018 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.05.2018
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что основными компонентами интеллектуальной готовности к обучению в школе являются такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память, мышление, речь и мелкая моторика. Только при достаточном уровне сформированности всех данных процессов можно говорить об интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Как правило, необходимые для обучения познавательные процессы формируются к семи годам, именно поэтому данный возраст является оптимальным для поступления ребенка в школу. Диагностика интеллектуальной готовности к школе должна быть комплексной, то есть включать в себя тестовые задания, направленные на выявление уровня сформированности всех сторон познавательного развития ребенка.
Введение

Проблема готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими батарейных тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций. Актуальность темы исследования определена тем, что в игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их. Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры и ее влияние на личность дошкольника, возможности эффективного использования дидактических игр для решения воспитательных и образовательных задач. Именно поэтому педагоги и психологи ориентируют на это воспитателей детских садов и учителей, подчеркивая, что создаваемые в учебно-воспитательных целях дидактические игры, в частности интеллектуально развивающие, имеют функции интенсивного развития как дошкольников, так и младших школьников. Дидактические игры дают возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивания детей на основе общих замыслов и интересов, большие возможности в интеллектуальном развитии ребенка при подготовке к школе. Подготовку ребёнка к школе нередко взрослые понимают как накопление им определённой суммы знаний и поэтому стараются обучать его чтению, письму, счёту, в общем, дать ему, так сказать, как можно больше «умных» сведений. Но не только это определяет успех учёбы. Главное – подготовить ребёнка к учебному труду. Школа ждёт не столько «образованного» ребёнка, сколько психологически подготовленного к учебной деятельности. Следовательно, он должен быть усидчивым, внимательным, проявлять усилие воли, терпение, настойчивость и, конечно, обладать трудолюбием. Ребёнок, поступающий в школу, должен достичь определённого уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами. Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых чётко сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребёнка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т.е. качественных особенностях детского мышления. Эта идея затем получила своё подтверждение и развитие в работах крупных детских психологов А.В. Запорожца, Л.С. Выготского. Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребёнок должен научиться целенаправленно, наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, развития, выделять главное и второстепенное. К старшему дошкольному возрасту, дети осваивают рациональные способы обследования свойств явлений и предметов. Эти способы, основанные на усвоении и применении детьми сенсорных эталонов, позволяют анализировать сложную форму предметов, пространственные отношения, пропорции, сочетание цветов. Опыт показывает, что ребёнок, неспособный следить за ходом рассуждения педагога, является неготовым к школе. Знания обеспечивают ребёнку определённый кругозор, миропонимание, опираясь на которые, учитель может успешно решать задачи обучения. Старший дошкольник приобретает правильные ориентировки в разных областях действительности: в мире живой и неживой природы, предметов и социальных явлений. Быть готовым к школьному обучению – значит обладать умением обобщать в соответствующих категориях предметы и явления окружающей действительности (живая природа, предметный и социальный мир и т.д.). Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений. Необходимо отметить, что важно не столько их расширение, сколько углубление, т.е. осознание, систематизация и умение оперировать ими. Это и есть показатели, с позиции которых воспитатель может оценивать уровень освоения знаний будущими школьниками. Цель исследования – изучить эффективность дидактических игр как средства интеллектуальной подготовки к школе. Для достижения поставленной цели, в работе решаются следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогические исследования о подготовке детей к школе; 2. Раскрыть роль и значение дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников; 3. Рассмотреть классификацию дидактических игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников; 4. Провести экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей дошкольников посредством дидактической игры. 5. Оценить эффективность использования дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Объект исследования – процесс интеллектуальной подготовки детей к школе. Предмет исследования – дидактическая игра как средство интеллектуальной подготовки к школе. Опираясь на сформулированные цель, предмет, объект исследования нами была определена гипотеза, которая звучит следующим образом: интеллектуальная готовность к школе у детей возрастет после целенаправленного и систематического использования дидактических игр. Методы исследования: для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов: ? общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение; ? эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования. Теоретической основой исследования послужили книги и монографии ведущих ученых-психологов, педагогов, таких как И.Н. Агафонова, А.В. Антюхина, М.А. Васильева, Н.И. Гуткина, Р.Р. Калинина, Е.Е. Кравцова, О.Ю. Субботин. База проведения эксперимента — муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Тополек» города Кирова Калужской области, подготовительная к школе группа. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы интеллектуальной подготовки детей к школе …………………………………………………………………….8 1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы подготовки детей к школе ………………………………………………………………………….8 1.2. Роль и значение дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников …………………………………………………………………17 1.3. Классификация дидактических игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников ……………………………………....26 Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей дошкольников посредством дидактической игры …….35 2.1. Методика проведения констатирующего эксперимента …………………...35 2.2. Реализация организационно-педагогических условий использования дидактических игр в интеллектуальном развитии дошкольников …………52 2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы …...…...59 Заключение …………………………………………………………………………71 Список использованной литературы ……………………………………………..74 Приложение ………………………………………………………………………...77
Список литературы

1. Абромян Л.А., Антонова Т.В. и др. Игра дошкольника. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 195 с. 2. Аванесова В.Н. Дидактические игры. /Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. Под редакцией Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Владос, 2016. – 245 с. 3. Агафонова И.Н. Методики изучения интеллекта. Часть 1. - СПб.:Питер, 2013. – 26с. 4. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд./Вопросы психологии – 2014. - №1. – С. 44-48. 5. Акимова Н.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков. - СПб.: Питер, 2014. – 176 с. 6. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. - М.: Норма, 2015. – 98 с. 7. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев: Вища школа, 2014. - 142 с. 8. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. - М.: Мозаика, 2014. – 301 с. 9. Болотина Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект: Культура, 2015. – 240 с. 10. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Педагогика, 2013. – 67с. 11. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М.: Норма, 2014. – 123с. 12. Выготский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. - М.: Владос, 2014. – 245с. 13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 2013. – 96 с. 14. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. - М.: Академический Проект, 2013. - 256 с. 15. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - М.: Просвещение, 2013. – 243с. 16. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 512 с. 17. Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. // Дошкольное воспитание. – 2014. ? №5. ? С. 17-25. 18. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В. Слободчикова, вып. 2. – Томск, 2014. – 146 с. 19. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Просвещение, 2014. – 456 с. 20. Гуткина Н.И. Инструментальный метод в детской практической психологии. // Вопросы психологии. ? 2013. ? №1. – С. 23-26 21. Джапаридзе М.А. О психологическом механизме дидактической игры. - Тбилиси, 2014. – 270с. 22. Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. - М.:Педагогика, 2013. – 318 с. 23. Дубровина И. В.. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ООО ТЦ «Сфера», 2013. – 528 с. 24. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2016. - № 4. - С.138-142. 25. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: Развитие, 2014. – 180с. 26. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп. и перераб. – М.: Логос, 2012. - 384 с. 27. Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сокина. - М.: Педагогика, 2013. – 346 с. 28. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2013. – 144с. 29. Каменская В.Г. Психофизиологические критерии нормативности развития интеллектуальных функций ребенка // Мозг, психика, поведение. – СПб: Питер, 2013. – 223с. 30. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Смысл; Академия, 2014. – 382 с. 31. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. // Вопросы психологии. ? 2014. ? №6. – С. 33-38. 32. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2015. - 256 с. 33. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2015. – 268 с. 34. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Готовность к школе. // Дошкольное воспитание. – 2013. ? №7. ? С. 81-84. 35. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников . – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 264 с. 36. Куликова Т.А Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2014. - 414 с. 37. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. – 2013.- №6. – 58с. 38. Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. - М.: Прогресс, 2015. - 253 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы подготовки детей к школе Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятная окружающая атмосфера во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности». Н.И. Гуткина считает, что готовность ребенка к интеллектуальному обучению в школе – это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.[19, с. 28] Н.И. Вьюнова трактует понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию). [14, с. 29] Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И.Божович, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Л.М. Фридман, М.М.Безруких Е.Е.Кравцова и многие другие. Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости, синоним психологической готовности, как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении или как «овладение знаниями, умениями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьные программы, поведенческие характеристики. [22, с. 19] На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 61 страница
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
240 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 28 страниц
140 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 28 страниц
339 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg