Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Исследование профессиональной деформации личности у педагогов

natali2018 620 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.05.2018
Работа педагога образовательного учреждения среднего специального образования разнопланова и многогранна. Каждый педагог создает в своем образовательном учреждении собственную модель социально-психологического сопровождения образовательного процесса. Эта модель включает в себя создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе; оказание социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса; обеспечение социально-психологических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения
Введение

Педагогическая деятельность представляет собой обучающее и воспитывающее воздействие преподавателя на студента, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие. Одновременно педагогическая деятельность преподавателя закладывает основы для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования студента. Эта деятельность возникла в истории человечества с появлением культуры, когда задача «создания, хранения и передачи новым поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения»приобрела решающее значение для общественного развития[3, c. 126]. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет определенное предметное содержание: мотивацию, цели, предмет, средства, способы, продукт, результат. Наряду с учебной деятельностью она является составляющей образовательного процесса. Такое единство этих двух видов деятельности предполагает сходство между ними в предмете, продукте и результате, поскольку единый процесс направлен на одну область [6, c. 86]. Различие между педагогической и учебной деятельностью в этом отношении состоит в том, что учебная деятельность направлена на самосовершенствование ее субъекта, а педагогическая – на совершенствование учащегося, т. е. другого человека. Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности учащихся, направленной ими на освоение общественного опыта [11, c. 47]. По предмету труда профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек», т. е. основная сущность его работы заключается в общении с людьми. Показаниями к выбору профессий данного типа является наличие у индивида следующих качеств: устойчиво хорошего самочувствия в ходе работы с людьми, высокой потребности в общении, способности к сопереживанию, умения слушать и выслушивать, широкого кругозора, высокой речевой культуры. Представители профессий типа «человек – человек» способны быстро и правильно понимать намерения, помыслы, настроение других людей, хорошо помнить и держать в уме знания о личных качествах многих разных людей, руководить, учить и воспитывать [12, c. 93]. К выбору профессий данного типа существует и ряд противопоказаний: выраженные дефекты речи, монотонная невыразительная речь, замкнутость, необщительность, медлительность, равнодушие к окружающим людям, отсутствие бескорыстного интереса к другому человеку. Главными постоянными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются любовь к детям, любовь к педагогической деятельности, наличие глубоких специальных знаний по преподаваемому предмету, широкая общая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из этих качеств успешная педагогическая работа невозможна [15, c. 47]. Результатами педагогической деятельности являются личностное и интеллектуальное развитие учащегося, его совершенствование и становление как личности. Эти результаты не поддаются моментальной оценке, а видны лишь с течением жизни. Актуальность данной темы заключается в том, что есть необходимость раскрытия механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на психику обучаемого, нужно определить механизмы и закономерности освоения обучающимися общественного опыта, сохранения в индивидуальном сознании и использования в различных ситуациях, определить связи между уровнем психического развития обучающегося и оптимальными для него формами и методами обучающего и воспитывающего воздействия. Необходимо постоянно совершенствовать и разрабатывать психологические основы дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы. Проблема профессиональной деформации является малоизученной. Долгое время ей не уделялось должного внимания. Сейчас, во время социальной трансформации общества, носящей стихийный характер, происходит интенсификация процессов социально-психологической деформации личности. Поэтому эта проблема становится актуальной, и целью нашего исследования является рассмотрение феномена профессиональной деформации. Профессиональная деформация - это измененный, отклоняющийся от общепринятых профессиональных норм личностный путь развития. Можно предположить, что она носит компенсаторный характер и является более вероятной для людей с недостаточным уровнем профессиональной компетентности. В наши дни направлениями наиболее активных исследований являются: психологические механизмы управления обучением (Н. Ф. Талызина, Л. Н. Ланда и др.) и образовательным процессом в целом (В. С. Лазарев); учебная мотивация (А. К. Маркова, Ю. М. Орлов и др.); личностные особенности обучаемых и учителей (А. А. Леонтьев, В. А. Кан-Калик). Большой вклад в развитие педагогической психологии внёс Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, И. Гербарт, Дистервейг, К.Д. Ушинский, С.Г. Шацкий. Этап оформления педагогической психологии в самостоятельную науку, появление первых экспериментальных работ А.Н. Нечаева, А. Бине, Б. Анри, Э. Меймана, Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, А. Валлона, Э. Клапареда, Дж. Уотсона, Э. Толмена, Г. Газри, Т. Халла, Б. Скинера, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, В. Штерна, М. Монтесори, Э. Меймана. На современном этапе развития предмет педагогической психологии включает в себя все больше различных задач, которые ставит перед этой наукой жизнь [18, c. 27]. Отказ от единой для всей системы образования идеологии, разнообразие предлагаемых образовательных программ, новые жизненные требования к интеллекту и личности гражданина заставляют и педагогическую психологию обращаться ко всем новым областям исследований. Цель – исследовать возможные причины профессиональной деформации личности у педагогов на базе Тверского медицинского колледжа. Объект – педагоги (преподаватели), работающие в данном государственном учреждении. Предмет – профессиональные, морально-личностные качества педагогов, работающие в учреждении. Гипотезы исследования: Можно предположить, что педагоги, имеющие стаж более 5 лет, больше подвержены изменению качеств личности, а именно – профессиональной деформации личности, нежели педагоги, только прибывшие на работу в качестве педагога. Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования решались следующие задачи: 1. Анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Изучение личных дел вновь прибывших педагогов, с целью отбора испытуемых в экспериментальную группу. 3. Изучение личных дел педагогов, прибывших на работу в учебное заведение, со стажем работы более 5лет. 4. Проведение исследования, на предмет определения особенностей морально-личностных качеств,преподавателей. 5. Обобщение материалов теоретического анализа. 6. Анализ полученных результатов исследования эмпирической части.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы профессиональной деформации педагогов 7 1.1 Психологические аспекты педагогической деятельности……………… 7 1.2 Профессиональная деформация педагогов и её психологические особенности………………………………………………………………… 14 1.3 Пути преодоления профессиональной деформации педагогов ………. 20 Выводы по главе 1……………………………………………………………….27 Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи профессионально важных качеств педагогови уровня их профессиональной деформации 29 2.1 Программа эмпирического исследования……………………..……...… 29 2.2 Результаты исследования ……………...………………………………… 37 2.3 Практические рекомендации …………………..……………………...… 48 Выводы по главе 2……………………………………………………………..51 Заключение…………………………………………………………………….. 53 Список используемых источников…………………………………………. 59 Приложение……………………………………………………………………. 64
Список литературы

Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов/ Г.М. Андреева. – М.: Аспект – Пресс, 2008. – 375с. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум. – СПБ.: Речь, 2011. – 272с. Бодров В.А. Психологические основы профессиоведения. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2011. - 354с. Борисова, С.Е. Профессиональная деформация личности педагога и ее профилактика: Монография/ С.Е. Борисова. - Орел: Орловский Ю.И. 2011. - 62с. Водопьянова Н.Е., Cтарченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб: Питер, 2012. – 207c. 1. Герьянская Н.О. Психоэмоциональное здоровье педагога в условиях модернизации образования//Сибирский психологический журнал.-2008.-№29.-187с. 2. Грабе М.Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. Пер. с нем. СПб., 2008. – 338c. 3. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы.// Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. СПб., 2007. – 334c. Гафнер В.В. Профессиональная деформация и профессиональная компетентность педагога// Вопросы психологии, 2009. – № 10. – 180c. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики/ Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012. - 318с. Дружков С.А. Человек и труд. Основы психологии профессиональной деятельности. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2008, - 104с. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ А.Н. Джуринский. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 324с. Елдышова О.А. Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации //Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно-практической конференции. 27 сентября – 1 октября 2007 г. / сост. Л.Г. Гончарова, И.А. Монахова. – Астрахань, 2007. – 197c. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект. 2009, - 336с. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения: учебник для студентов вузов/ А.Е. Жичкина. - М.: Дашков и Ко, 2008. – 117 с. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Уч. для вузов. – М.:Академич. проект, 2009. – 240с. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в./ Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. - 409с. Карпов А.В. Психология труда: учебник для студентов вузов/ А.В. Карпов. – М.: Владос – Пресс, 2012. – 352с. Карпов А.В. Психология труда: учебник для студентов вузов/ А.В. Карпов. – М.: Владос – Пресс, 2011. – 352с. Клищевская M.B., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности// Под ред. М. Ю. Селиванова. - Вестник МГУ. - Сер. 14. - Психология, №4, 2009. - 113с. Коцевич, С.С. Педагогика современной школы: Теорет. аспект/ С.С. Коцевич. - Мн.: Бизнесофсет, 2009. - 304с. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учебное пособие для студентов высших.учеб. заведений/ В.В. Краевский, Е.В.Бережнова. - М.: Академия, 2009. - 351с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы профессиональной деформации педагогов 1.1 Деятельность педагогов с точки зрения психологии В современных условиях профессиональный труд учителя значительно усложняется, так как изменяются цели, содержание, технологии. Согласно этому значительно повышаются требования к педагогу как к личности и профессионалу; предусматривается качественно иной уровень сформированной мотивационной сферы, профессионально-педагогического мышления, творческого потенциала и способности к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. В любой педагогической системе процесс обучения и воспитания протекает в условиях видоизменения педагогических целей. По мере развития общества возникают новые задачи в области обучения и воспитания, формируются учебные предметы и дисциплины, создаются новые формы и методы обучения. Поэтому модель педагогической деятельности должна отвечать современным требованиям и быть теоретически обоснованной. По мнению В.Д. Шадрикова, только благодаря учителям, строящим свою деятельность в школе на определенных теоретических принципах, мы можем добиться существенного прогресса в теории и практике обучения [17, c. 179]. Н.В. Кузьмина считает, что психологическая структура деятельности педагога является своеобразным отражением деятельности педагогических систем. С её точки зрения, в психологическую структуру деятельности входят взаимосвязь, система и последовательность действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В психологической структуре она выделяет конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты [19, c. 152]. Конструктивный компонент: 1) отбор содержания информации, которая должна стать достоянием учащихся; 2) проектирование деятельности учащихся, в которой необходимая информация может быть усвоена; 3) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися. Организаторский компонент: 1) информация в процессе её сообщения слушателям; 2) подбор различных видов деятельности учащихся таким образом, чтобы результаты соответствовали целям системы; 3) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися [21, c. 79]. Гносеологический компонент включает в себя изучение содержания и способов воздействия на других людей; возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей; особенностей процесса и результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков. Коммуникативный компонент включает в себя установление правильных взаимоотношений с теми, на кого направлено воздействие; установление правильных взаимоотношений с теми, кто выступает в роли руководителя данной системы; соответствие деятельности государственным нормам и принципам [22, c. 91].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg