Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование социальных мотивов у младших школьников в профессиональной деятельности социального педагога

natali2018 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.05.2018
Проблема формирования социальной мотивации у младших школьников остаётся актуальной в психолого-педагогической науке в связи неукоснительным требованиями времени для современного россиянина. Проявление социальной мотивации у младших школьников имеет свою специфику, обусловленную начальным этапом вхождения детей в новую систему отношений с действительностью. Важнейшей теоретико-методологическим аспектом является определение содержания воспитания и развития социальной мотивации у школьников данного возраста.
Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества повышаются требования к образовательному уровню школьников, студентов и взрослых. Для достижения целей современного образования необходимо использовать не только возможности методики преподавания различных предметов, но и психологические особенности обучающихся, в частности их мотивацию, так как мотивационный фактор является важнейшим внутренним условием активного включения школьника в учебную деятельность. Важным является вопрос о становлении мотивации в онтогенезе. В дошкольном возрасте начинает формироваться иерархически организованная мотивационная система (что соответствует положению А.Н.Леонтьева о появлении механизма соподчинения мотивов и показано в эмпирическом исследовании В.В. Назаренко, 2008). В последующие возрастные периоды она развивается и перестраивается. В связи с этим актуальной задачей оказывается исследование возрастных закономерностей развития мотивации, и в частности учебной мотивации. В отечественной психологии проблему мотивации как основного компонента деятельности рассматривали В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, В.Г. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др. Формирование мотивов учения школьников на различных возрастных этапах и в разных видах деятельности изучали Л.И. Божович, А. К.Маркова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. Следует отметить, что данная проблема активно рассматривалась в 80-90х годах XX в. Другой аспект проблемы связан с тем, что в учебной мотивации большинство ученых ведущую роль отводят познавательным мотивам и методам, приемам их развития. В то же время мало внимания уделено путям формирования социальных мотивов у младших школьников именно в профессиональной деятельности социального педагога, а не учителя или психолога. С учетом указанных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы теоретические подходы и практические пути формирования социальных мотивов у младших школьников в профессиональной деятельности социального педагога. Объект исследования: формирование социальных мотивов у младших школьников. Предмет исследования: формирование социальных мотивов у младших школьников в профессиональной деятельности социального педагога. Цель исследования: изучение структуры и видов социальных мотивов у современных младших школьников, а также особенностей методов и приемов их формирования в профессиональной деятельности социального педагога. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: 1) Проанализировать теории, подходы, классификации социальных мотивов младших школьников в психолого-педагогической литературе. 2) Рассмотреть используемые методы и приемы в работе социального педагога по формированию социальных мотивов у младших школьников. 3) Провести эмпирическое исследование по формированию социальных мотивов у младших школьников в профессиональной деятельности социального педагога. 4) Составить рекомендации для социального педагога по формированию социальных мотивов у младших школьников. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования социальной мотивации в младшем школьном возрасте будет происходить более эффективно, если соблюдать следующие условия: - развитие положительных мотивов учения. - обеспечение групповых форм работы, учитывающей индивидуальные потребности и возможности детей. - организация совместной деятельности учащихся и родителей, основанной на сотрудничестве и передаче социального опыта. - гуманистический характер межличностных отношений учащихся и педагога в условиях совместной деятельности. Методологической основой исследования выступили концептуальные подходы к исследованию смыслообразующих мотивы, они же ведущие (Н.Ф. Талызина), доминирующие (Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев), преобладающие (В.Э. Мильман), определяющих направленность всей мотивационной системы; научные взгляды к рассмотрению полимотивации в процессе учебной деятельности А.К.Марковой. Методы исследования: 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические методы: методика изучения уровня развитости потребности в достижении успехов или потребности избегания неудач; диагностика изучения эмоционального компонента нравственного развития по методике Р.Р.Калининой. 3. Организационный: сравнительный анализ. 4. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования. База исследования: работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы № 96 г.о. Самара. Объем выборки исследования составляет 21 учащихся второго класса. Практическая значимость исследования: заключается в том, что составленный комплекс занятий, обеспечивающий работу социального педагога по формированию социальных мотивов у младших школьников, поможет более эффективно проводить свою деятельность. Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3 ГЛАВА I Теоретические аспекты формирования социальных мотивов у младших школьников в профессиональной деятельности социального педагога........................................................................................................................6 1.1. Анализ теорий, подходов, классификаций социальных мотивов младших школьников в психолого-педагогической литературе.............................................6 1.2. Методы и приемы в работе социального педагога по формированию социальных мотивов у младших школьников........................................................13 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I............................................................................................19 ГЛАВА II Эмпирическое исследование формирования социальных мотивов у младших школьников в профессиональной деятельности социального педагога......................................................................................................................20 2.1. Организация и методы эмпирического исследования....................................20 2.2. Результаты эмпирического исследования........................................................24 2.3. Рекомендации для социального педагога по формированию социальных мотивов у младших школьников.............................................................................26 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II...........................................................................................30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................33 ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................35
Список литературы

1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников.- М.: Изд-во ЛИСТ-НЬЮ, 2006. С.238. 2. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний //Ананьевские чтения – СПб: Питер, 2005. С.496. 3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 2006. С. 158. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Спб: Питер, 2008. С. 468. 5. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. - В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 1972, С. 7- 44. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.4. – М., 1984. 7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный дом «Университет», 1999. С. 332. 8. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. – М., 1992. 9. Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути // Мотивация личности. – М.: ВЛАДОС, 2002. С. 289. 10. Гумницкий Г.К. Потребность и интерес //Вопросы психологии. –2008. - № 2.- С.23-28. 11. Гусева Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 120. 12. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. Харьков, 2002. С. 172. 13. Ерошина Н.Р. Социологический аспект теории мотивации: Молодежь, образование, воспитание. Спб: Питер, 2006. С. 208. 14. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию //Вопросы психологии. – 2005. - № 3.- С.23-32. 15. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. – К.: Форум, 2002. С. 489. 16. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива //Психологический журнал. – 1995. - № 2. 17. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Харьков: Юго-Восток, 2001. С. 122. 18. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Педагогика, 1988. С. 168. 19. Кулагина И.Ю., КолюцкийВ.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека – М.: ТЦ «Сфера», 2006. С. 464. 20. Кулагина И.Ю. Мотивация учения у первоклассников с разным уровнем обучаемости: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: ТЦ «Сфера», 2005. С. 254. 21. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. – СПб.: Питер, 2007. С. 386. 22. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. – М., 1972. С. 205. 23. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., Просвещение. 1990. С. 198. 24. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Прогресс, 2004. С. 278.
Отрывок из работы

ГЛАВА I Теоретические аспекты формирования социальных мотивов у младших школьников в профессиональной деятельности социального педагога 1.1. Анализ теорий, подходов, классификаций социальных мотивов младших школьников в психолого-педагогической литературе Как показывают исследования, мотивация обучения является решающим фактором для эффективности процесса обучения. Методологической базой для изучения данного вопроса являются положения в теории деятельности психологического содержания, функции, механизм формирования и функционирования мотивов. Осуществление деятельностного подхода выражается в необходимости исследования образовательных мотивов в качестве структурного элемента типа обучения, который развивается в процессе их реализации. Рассмотрим последовательно, основные вопросы теории учебной мотивации в педагогической психологии[1]. Во - первых, выясним какова суть содержания понятия «учебная мотивация». В психолого - педагогической литературе не удалось найти как таковое определение данного термина. По - видимому, это связано с терминологической путаницей, которая существует в общей психологии. Непосредственно мы можем утверждать, что понятия «учебная мотивация» и «мотивация учения», используются как синонимы в широком и/или узком смысле. В первом случае, эти термины относятся ко всему набору мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяют его направление. Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (В.Я.Ляудис, М.В. Матюхина, Н.Ф. Талызина) [7]. В первой половине века в западной психологии доминировали психоаналитические представления о мотивации поведения, опираясь на которые можно сделать выводы о том, что, основные мотивы человека формируются в раннем детстве и в последующем только проявляются, оставаясь в целом неизменным. Например, значительную роль в обучении играет мотивация достижения (которая проявляется в постановке новых целей, стремлении к успеху в деятельности и т.п.), согласно представлениям психоаналитиков, является следствием невротического, по своей природе, детского конфликта, когда ребенок, желая добиться расположения родителя противоположного пола (сын - матери, дочь - отца), пытается превзойти во всем своего родителя – «конкурента». Разумеется, что такие представления об источниках формирования амбиций человека, его мотивации достижения фактически закрывали всякую возможность целенаправленного формирования этих качеств в более поздних школьных возрастах. В психологической науке существуют различные подходы к определению обучения как взаимодействие двух деятельностей - учебной деятельности учащихся и профессиональной деятельности учителя. Один из них заключается в том, что учение - это усвоение знаний, умений и навыков. В соответствии с данным подходом педагог демонстрирует учащимся верные ответы, учащиеся их воспроизводят, запоминают, задача учителя, при этом, подкреплять и усиливать правильные ответы с помощью самых различных методов, тем самым обеспечивая прочность усвоения знаний, умений и навыков. Представители иного подхода исходят из того, что ученик - это своего рода пассивное воспринимающее устройство, которое учитель наполняет знаниями и информацией.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 82 страницы
490 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
190 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg