Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном образовании

natali2018 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.05.2018
В последние годы происходит обновление системы образования, сближение специальных и общеобразовательных учреждений, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья, в связи с этим закономерно возникает вопрос об условиях организации их обучения и воспитания. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Введение

В настоящий период российская система образования претерпевает существенные перемены, обусловленные социально-экономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями в обществе. Появляется необходимость обновления технологий обучения, способствующих повышению качества образовательного процесса. В XXI веке большее значение приобретает компьютер и компьютерные технологии, как средство обучения, воспитания, коммуникации и наглядности. С целью активизации учебного процесса в современном обществе, увеличению заинтересованности учащихся к предмету обучения, наглядности на уроке, экономии время в целях большого усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН), преподавателям следует применять компьютер и компьютерные технологии. Компьютеризация преподавания основ наук в средней школе, представляет собой одну из главных задач современной педагогической науки, поскольку от ее решения напрямую зависит результат всех аспектов школьной жизни, гуманизации учебно-воспитательного процесса, приданию ему подлинных человеческих начал. Это особенно актуально в формировании системы общеобразовательных услуг, обеспечивающих развитие детей вне зависимости от состояния их здоровья и социального положения. В контексте общеобразовательных реформ остро встала задача о необходимости введения инклюзивного («включенного») обучения. Это подразумевает получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школах общего типа – вместе с нормально развивающимися сверстниками. Отличительные черты инклюзивного образования и способности его осуществления в педагогической практике исследуются такими учеными как: Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович, Т.П. Дмитриева, Е.А. Аверина, А.Ю. Шеманов, Д.Е. Шевелева, Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова. Актуальность исследования.Вряде стран, в том числеи вРосии, инклюзия рассматривается в качестве одной из важнейших задач развития системы образования. Упомянуты ранее факт подкрепляется существующими международными и федеральными нормативными документами, среди которых Конвенция о правах ребенка, Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.), Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». В профессиональном стандарте педагогов указывается на то, что в новых социальных критериях появляется новое требование – готовность и умение педагогов обучать всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей развития, ограниченных возможностей. Упор только лишь на традиционные педагогические умения и навыки оказывается недостаточным. Эти обстоятельства объективно актуализируют потребность формирования профессиональной компетентности специалистов сферы образования при подготовке их к работе в условиях инклюзии. Это особенно важно для обучения школьников с ОВЗ, поскольку в процессе использования компьютера развиваются многие коммуникативные компетенции школьников, происходит их активное интеллектуальное формирование. Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что использование компьютерных технологий (КТ) позволяют дополнить почти все традиционные технические средства обучения (ТСО). Широкое применение ТСО, во многих случаях, оказывается более успешным в процессе обучения. Это обусловлено: во-первых, эффективным эмоциональным воздействием на учащихся; во-вторых, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому усвоению объема ЗУН, которые необходимо усвоить при стабильных сроках обучения, и адаптировать материал для детей с инклюзией;в-третьих – обширным использованием новых педагогических технологий,осуществление которых невозможно без соответствующих технических средств обучения. Немаловажно выделить, что в дидактико-методическом плане, применение компьютера и компьютерных технологий в общеобразователь-ной программе школьников, большой вклад привнесли известные ученые-методисты: Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, И.И. Боброва, Е.Г. Трофимов, В. А. Красильникова. В их трудах отмечается, что компьютерное обучение школьных дисциплин эффективно там, где его учебно-познавательные возможности становятся выше в сопоставлении с традиционным обучением. Такой потенциал компьютера, сочетание наглядно-образной информации с символьно-знаковой, содействуют формированию нравственного восприятия, расширяют методические возможности, демонстрируют значимость графических представлений при изучении понятий, опираются на наглядные образы. Применение информационных технологий (ИТ) как средства наглядного представления информации оказывает воздействие на развитие и формирование гибкого мышления. Индивидуальный подход и использование ИКТ к детям с ОВЗ признан более развитым, гуманным и эффективным не только по отношению к инклюзии, но и к здоровым ученикам. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям общеобразовательной системы. Учебное заведение осуществляет не только образовательные функции, но и является ведущей сферой жизнедеятельности ребенка. В.И. Слободчиков замечает, что образование нельзя рассматривать с точки зрения групповой практики; образование призвано обеспечить целостность духовно-душевной жизни личности. Посредством уважения и принятия индивидуальности каждого ребенка происходит развитие личности, обладающей собственной образовательной траекторией. В своих трудах З.И. Лаврентьева пишет, что система образования располагает большими возможностями для социально-психологической реабилитации учащихся с ОВЗ. Благодаря этому можно сказать, что инклюзивное образование расширяет индивидуальные способности всех детей, помогает сформировать такие качества, как толерантность, гуманность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где учащиеся и преподаватели функционируют над единой целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей. Таким образом, мы определяем актуальность выбранной темы исследования: «Использование информационно-коммуникативных технологий в инклюзивном образовании». Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической реализации использования ИКТ как средство обучения в общеобразовательных школах детей с инклюзией. Объект исследования: процесс обучениядетей с инклюзией в младшем звене общеобразовательной школы. Предмет исследования: использование информационно-коммуникативных технологий как средство обучения в общеобразовательной школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Гипотеза исследования: если в процессе обучения в условиях инклюзии эффективно использование ИТ и ИКТ как средство обучения в общеобразовательных школах, то это дает возможность педагогу оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и качественному усвоению изучаемого материала. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи: 1. Изучить состояние проблемы использования ИКТ как средство обучения в средней общеобразовательной школе в теории и практики обучения. 2. Выявить значение ИКТ в инклюзивном образовании. 3. Проанализироватьучебные занятия для детей сограниченными возможностями здоровья с использованием информационных технологий. Теоретико - методологическая основа исследования состоит визучениинеобходимой литературы (психологической, педагогической и методической) по теме исследования, также поставлены цель и главные задачи исследования. Раздел 1.1. охватывает такие понятия, как «инклюзивное образование», здоровьесберегающие технологии, и рассматривает разные подходы к трактовке понятий «интегрированное» и «инклюзивное» образование. Целью данного раздела является установление ценностной важности совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. Раздел 1.2.содержит в себеисторические сведения о становлении инклюзивного образования за рубежом и в России. Раздел 1.3.раскрывает необходимость компьютеризации образования; дает характеристику информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном образовании и рассматривает перспективы использования ИКТ в работе с детьми с ОВЗ. Раздел 1.4. освещает проблемы практической реализации информа-ционно-коммуникационных технологий в общеобразовательной школе в условиях инклюзии. Практическая основа исследования заключается в применении информационно-коммуникативных технологий в инклюзивном образовании на примере Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №32» города Подольска, а также – анализе результатов применения ИКТ. Раздел 2.1. включает в себя характеристику Муниципального обще-образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 32»; описание условий работы общеобразовательного учреждения и оснащение классных кабинетов школы. Характеристика класса. Раздел 2.2. включает в себя: описание учебных занятий в 1 «Д» классе (план-конспект); применение ИКТ на уроке с ученикамис нарушением зрения, с нарушением поведения и общения. Раздел 2.3.освещает результаты выпускной квалификационной работы по теме исследования.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном образовании. 1.1.Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен 9 1.2.История становления инклюзивного образования за рубежом и в России 28 1.3.Перспектива применения информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном образовании 45 1.4.Проблемы практической реализации ИКТ в инклюзивном образовании в общеобразовательной школе 62 Глава 2. Практическая основа использования информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном образовании. 2.1.Характеристика МОУ СОШ № 32 64 2.2.Применение информационно-коммуникационных технологий в разработке урока в МОУ СОШ №32 в условиях инклюзии 66 2.3.Результат применения информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном образовании на примере МОУ СОШ №32 71 Заключение 72 Библиографический список 75 Приложения 77
Список литературы

1. Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.Материалы междун. науч. практ. конф. / Под. Ред. С.В. Алехиной. – М.: Изд-во Мос. Гор. Психолого-пед. ун-та. - 2011. 2. Алёхина С. В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. ГБОУ ВПО МГППУ. - 2015. 3. Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в образовании. Практический курс.Изд-во Флинта. -2014. 4. Гриценко В.И. Новые информационные технологии в образовании для всех: достижение высококачественного образования. УСиМ. -2012. 5. Загребельникова Н. С. Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VМеждунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2014. 6. Кабанова О. Я. Теория П.Я. Гальперина – перестройке содержания учебных предметов / ЖурналВестник Московского университета № 4.Психология. - 2012. 7. Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации.Серия «Инклюзивное образование». Москва. - 2013. 8. Кузьмина О. С. «Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования». Журнал «Вестник Омского университета», № 2. - 2013. 9. Кузьмин С. А. Идеи С. А. Рубинштейна: деятельный подход кизучению характера. – 2012. 10. Курганова Э. Н. Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. - 2016. 11. Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов.Изд-во Педагогического института СГУ. - 2012. 12. Лукьяненко М. А. Историческая и социально-образовательная мысль.//Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Том 8. - 2016. 13. Малофеев Н.Н. Многие дети-инвалиды могут учиться в обычных школах // Аутизм и нарушения развития№ 4. - 2012. 14. Назарова Н.М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции // Психологическая наука и образование. - 2012. 15. Назарян Н. Г. Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания // Молодой ученый. - 2016. 16. Руднева Е.П. Динамические паузы на уроках в школе как фактор сохранения здоровья ребенка. Научная статья по специальности: Народное образование. ПедагогикаЖурнал Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения №1. - 2014. 17. Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. - 2012. 18. Шеманов А.Ю. Цифровые технологии в контексте инклюзии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. - 2016. doi:10.17759/jmfp.2016050307 (дата обращения: 28.03.2017) 19. Образовательный электронный ресурс – это что такое? – 2016. [Электронный ресурс] http://fb.ru/article/265619/obrazovatelnyiy-elektronnyiy-resurs---eto-chto-takoe (дата обращения 04.04.2017) 20. Положение инвалидов: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Дети-инвалиды по ведущему ограничению жизнедеятельности. http://www.gks.ru/ (дата обращения: 28.03.2017)
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном образовании. 1.1. Инклюзивноеобразование как социально-педагогический феномен Содержание данного раздела является целью выявить сущностьпо-нятия «инклюзивное образование», установить ценностную важность совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием, отметить значимость здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ, а так же выделить разнообразные подходы к трактовке понятий «интегрированное» и «инклюзивное» образование. Одной из значимых для общества характеристик образования считается его доступность, для ряда социальных групп, обладающих «невыгодными» исходными данными. Среди них особое место занимаю дети со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети-инвалиды. По данным официальной статистики и специальных исследований, можно проследить прогрессирующие ухудшение состояния здоровья детского населения. По данным Федеральной службы государственной статистики России, количество детей-инвалидов выросло в 13 раз и составляет около 700 тысяч человек [20]. Это свидетельствует о глобальности проблемы и устанавливает необходимость оказания данной категории детей образовательных и социальных услуг, позволяющих реализовать особые образовательные потребности. Термин «инклюзивное образование» образовался от французского «inclusif» - «включающий в себя», и от латинского «include» - «заключаю», «включаю». В некоторых случаях его замещают такими понятиями, как «интегрированное образование» или «совместное обучение». В международной практике такого рода аспект стал наиболее известен с 70-х годов прошлого века. В 2006 году такое понятие как «инклюзия» было введено в Конвенцию ООН как наиболее гуманная методология. В базу инклюзивного образования вложено не только убеждение, которое ликвидирует любую дискриминацию ребенка и гарантирует равное отношение ко всем людям, но и формирует особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное обучение – процесс формирования единого образования, который предполагает доступность обучения для всех, в плане адаптации к разным нуждам всех детей, что обеспечивает индивидуальный подход к образованию учеников с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это люди, имеющие разнообразные отклонения физического или психологического характера, которые вызывают нарушения общего развития, не позволяющие им осуществлять полноценную жизнь, состояние здоровья которых мешает изучению образовательных программ вне специальных условиях воспитания и обучения. По классификации В. А. Лапшина и Б. П. Пузанова, можно выделить следующие систематизации детей с ОВЗ: 1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие). 3. Дети с нарушением речи (логопаты). 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. 5. Дети с задержкой психического развития. 6. Дети с нарушением поведения и общения (гиперактивные, агрессивные, тревожные). 7. Дети с умственной отсталостью. 8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут пол– ностью преодолеваться в процессе обучения, развития и воспитанияребен- ка, вторые – только лишь сглаживаться, а третьи – компенсироваться.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
490 руб.
Дипломная работа, Логистика, 70 страниц
490 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg