Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы

natali2018 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.05.2018
В заключение хотелось бы отметить, что в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
Введение

Актуальность исследования заключается в том, что проблема формирования патриотической направленности личности ребенка обусловлена все возрастающей потребностью нашего общества в подготовке социально активных граждан к участию в дальнейшем общественном преобразовании и необходимостью поиска наиболее современных методов воспитания средствами краеведения. Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) НОО второго поколения привело к перестройке организационной и методической деятельности на уровне образовательного процесса. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на формирование патриотизма у младших школьников. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма. Детство это особый возрастной период в становлении личности, формировании её гражданских идеалов, интересов, убеждений, освоении основных духовных ценностей общества, поскольку от этого зависит и развитие общества в будущем. В данной работе рассмотрим формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы. В настоящее время российское общество становится свидетелем возрождения краеведения. Задачи воспитания любви к своему краю, познание его истории традиционно ставят перед собой школы, в рамках которой происходит духовно-нравственное становление детей, в том числе при помощи распространения краеведческих знаний. Школьное краеведение как составная часть общего краеведения имеет цель выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование все материалы, связанные по содержанию с определенной местностью. Большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к краеведческому воспитанию. Целенаправленность этой системы на развитие познавательного интереса подрастающего поколения к природным и историко-культурологическим ценностям народов России открывает новые возможности повышения уровня образовательной деятельности общеобразовательной школы. В этом направлении исследуются и пути повышения уровня патриотического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время назрела необходимость теоретического осмысления накопленного опыта патриотического воспитания детей средствами краеведения и инновационного подхода к методам, формам, средствам образовательной деятельности школ. Поэтому в настоящее время проблема патриотического воспитания детей средствами краеведения становится одной из актуальных тем. Это и определяет актуальность темы исследования. Исходя из актуальности проблемы, была определена тема дипломной работы «Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы». Методические основы: исследование базируется на научных работах, посвященных формированию патриотизма, многих российских педагогов, психологов, философов, политических деятелей: А. Вырщикова, Ю. Колесова, О. Лебедевой, Д. Лихачева, А. Павлова, В.А. Сухомлинского, О.Р. Шефер. Значительный вклад в разработку теоретических основ патриотического воспитания внесли Е. Ефимов, Н.К. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Фарфоровский. Психолого-педагогическое направление патриотического воспитания раскрыто в исследованиях И.Е. Кравцова, Т.А. Касимовой, Л.М. Курганской. В исследованиях по патриотическому воспитанию О.С. Газмана, А.П. Кабаченко рассматриваются вопросы о целях, задачах и сущности патриотического воспитания. Об общей ситуации в стране и необходимости введения патриотического воспитания уже в младшем школьном возрасте пишут И.Ф. Харламов, Л.В. Строганова, Н.Л. Кербицкова. Содержание понятия край, краеведение, а также краеведческая деятельность раскрыли в своих работах Ю.П. Мелентьева, Н.Е. Поздеева. В разное время некоторые аспекты краеведения рассматривались в трудах ученых В.Г. Афанасьева и Н.В. Шаталовой. Изучение оптимизации методики патриотического воспитания средствами краеведения представлено в трудах И.И. Ганицкой, Р. Геры, Н.Ф. Горбачевской, И.А. Степановой, Н.М. Щербы. Несмотря на многочисленные публикации о деятельности школ по патриотическому воспитанию детей, среди них нет ни одного обобщающего исследования по теме «Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы». Проблема состоит в разработке краеведческой работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с историей и культурой родного края (Нурлатского муниципального района РТ) для формирования у них чувства патриотизма. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально сформировать патриотизм у младших школьников средствами краеведческой работы. В соответствии с этой целью в данной работе были поставлены следующие задачи: - Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме формирования патриотизма средствами краеведческой работы у учащихся младших классов общеобразовательной школы. - Подобрать и апробировать методики, диагностирующие уровни сформированности патриотизма у младших школьников. - Разработать и внедрить программу по краеведению «Тайны родного края» для ознакомления младших школьников с культурой, историей и красотой села Бурметьево с целью формирования у них патриотизма и выявить её эффективность. Объект исследования – процесс патриотического воспитания в начальной школе. Предмет исследования – формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования патриотизма у младших школьников будет эффективным, если систематически и целенаправленно проводить в школе краеведческую работу. Методы исследования: - анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; - наблюдение; - опрос в форме беседы; - анкетирование; - эксперимент. Организация и база исследования. Исследование проводилось на базе двух вторых классов МБОУ «Бурметьевская СОШ» с. Бурметьево, РТ.
Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3 Глава 1 Теоретические основы формирования патриотизма у младших школьников…………………………………………………………………… 7 1.1 Проблема формирования патриотизма в отечественной педагогике… 7 1.2 Психолого-педагогические особенности развития младших школьников…………………………………………………………………… 19 1.3 Особенности формирования патриотизма у учащихся начальных классов средствами краеведческой работы……………………………….... 24 Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование формирования патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы.. 34 2.1 Выявление уровней сформированности чувства патриотизма у младших школьников…………………………………………..................... 34 2.2 Внедрение программы по краеведению «Тайны родного края»……… 42 2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы……………………….. 49 Заключение…………………………………………………………………… 56 Список использованных источников……………………………………....... 60 Приложения
Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект: Алма мастер, 2009.- 704 с. 2. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова. – М., 2013. – 243с. 3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 2010. – 568с. 4. Балагурова, Н.М. Роль музея в воспитании патриота и гражданина / Н.М. Балагурова // Вестник образования Забайкалья. – 2012. - №4. – С.15-20. 5. Белякович, Н.Н. Права и свободы человека / Н.Н. Белякович. - Мн.: Молодежное научное общество, 2011. - 174 с. 6. Вырщиков, А.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика / А.Н.Вырщиков. - М.: Педагогика, 2012. - 148с. 7. Вяземский, Е.Е. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждения / Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2012. - № 4. – С. 10-14. 8. Газман, О.С. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / О.С. Газман // Педагогика. - 2012. - №6. - С. 59-60. 9. Ганицкая, И.И. Библиотечное краеведение: от поисков утраченного к обретению нового / И.И. Ганицкая // Библиотековедение. - 2011. - №1. - С.12-14. 10. Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения/ Р. Гера // Воспитание школьников. - 2012. - №10. - С. 6-8. 11. Гликман, И.З. Гражданское воспитание школьников в современных условиях / И.З. Гликман // Наука и школа. – 2012. - №3. – С.25-29. 12. Горбачевская, Н.Ф. Работа массовых библиотек с краеведческой литературой: Методическое пособие / Н.Ф. Горбачевская. – М.: Книга, 1987. – 284с. 13. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» утв. 5.10 2010. № 795. 14. Иванов, Г. И. Права человека: История, теория, современность / Г.И. Иванов.- Мн.: НИУП, 2011. - 184 с. 15. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие /Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2011.-64с. 16. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФ Детский Фонд ООН. – 28с. 17. Крупницкий, Д.В. Современное состояние патриотического воспитания в школе / Д.В. Крупницкий, К.К. Овсянников // Школа. – 2013. - №5. – С. 23-28. 18. Курганская, Л.М. Воспитание души / Л.М.Курганская // Начальная школа.- 2012. - № 12. - С. 17- 18. 19. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С Лихачев // Школьная роман-газета. – 2011. - № 3. – С. 3 – 40. 20. Макаренко, А.С. Доклад в педагогическом училище / А.С. Макаренко // Сочинения. – М.: АПН РСФСР, 1951. – Т. 5. – С. 407–419. 21. Матушкин, С.Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема / С.Е. Матушкин // Вестник ОГУ. – 2011. - №11. – С. 196-199. 22. Мичеева, Н. Патриотическое воспитание через изучение истории региона / Н. Мичеева // Воспитание школьников. - 2012. - №5. - С.28-30. 23. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов, ч. 2. – М.: Владос, 2011. – 363с. 24. Патриотическое воспитание: нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-96с. 25. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления / Под ред. А.Н. Вырщикова. - Волгоград, 2013. – 289с. 26. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, конспекты уроков, разработки занятий / И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2011. – 187с. 27. Поздеева, Н.Е. Краеведение - приоритетное направление / Н.Е. Поздеева // Библиотековедение. - 2012. - № 6. – С. 83 – 86. 28. Роков, Г.О. О национально-патриотическом воспитании / Г.О. Роков Воспитание школьников.- 2012. - №4. - С. 67. 29. Садофьева, Т.Л. Военная история России в патриотическом воспитании юных читателей / Т.Л. Садофьева // В помощь детским и школьным библиотекам. – М.: Книга, 2010. - С. 19-30. 30. Садофьева, Т.Л. Военно-патриотическое воспитание в детских библиотеках / Т.Л. Садофьева // В помощь детским и школьным библиотекам. - М.: Книга, 2007. - С. 13-17. 31. Скороход, О.И. Развитие активности учащихся в познании и осмыслении родного края: краеведческое направление / О.И. Скороход // Школьная библиотека. - 2013.- № 10.- С. 11-15. 32. Скороходова, Л.М. Библиотека и патриотическое воспитание детей и подростков в современной России /Л.Н.Скороходова// Юношеские библиотеки России: Информ.вестник. - Вып.3(30).- М.:РГЮБ,2012. - С.23-32. 33. Скребицкий, М.М. Патриотизм / М.М. Скребицкий // БСЭ.-3-е изд.- М., 1975. - Т.19. - С. 282. 34. Солдатенков, А.Д. Патриотизм – основа духовно-нравственного воспитания /А.Д.Солдатенков. - М.:МГОПУ,2008. - 142с. 35. Соловьёва, И.В. Я тоже частица России /И.В. Соловьёва// Информационный бюллетень РБА. - 2012. - №29. - С.35-37. 36. Степанова, И.А. В поисках духовного начала: краеведение живые фонды / И.А. Степанова // Библиотечная газета.- 2012. - № 9. - С. 6 -7. 37. Степанова, Л. Детская библиотека в современной России: аксиологические и педагогические аспекты / Л. Степанова // Детская библиотека. - 2008. - №2. - С. 86-97. 38. Столярчук, Е.Н. Патриотическое воспитание школьников как одна из задач воспитания подрастающего поколения /Е.Н.Столярчук // Дополнительное образование. - 2012. - №5. - С.36-38. 39. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1987. - 237с. 40. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А.Сухомлинский. - М.:Педагогика, 1979. - 257с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы формирования патриотизма у младших школьников 1.1 Проблема формирования патриотизма в отечественной педагогике В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к школе, к родным местам, родной стране. Младший школьный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования гражданско-правовых представлений, к которым, и относиться чувство патриотизма. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью» [25, с.43]. В «Конвенции о правах ребенка» закреплены основные права детей: право на жизнь, право на имя и приобретение гражданства, право на заботу родителей, право ребенка на сохранение своей индивидуальности, право выражать свое мнение, право на медицинский уход, право на бесплатное образование, отдых и досуг. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» признает детство «важным этапом жизни человека и устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка» [25, с.48]. Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования, рассматривающие идеи и положения философов Аристотеля, Гегеля, Платона о становлении права и воспитания; В. Антонова, И.Ф. Мулько о развитии представлений о человеке в истории и культуре; педагогические концепции детства В.Т. Кудрявцева, Д.И. Фельдштейна. Исследования проблемы формирования у младших школьников патриотизма исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов к патриотическому воспитанию в школе, что делает проблему актуальной.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg