Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности формирования самооценки учащихся начальных классов в учебной деятельности

natali2018 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2018
На развитие самооценки оказывает влияние социум, который выступает рычагом в развитии психики. В стремлении к совершенствованию в учебе и беседам с окружающими, оценка к самому себе ученика начальной школы, возможно, станет непоколебимым свойством человека и окажет воздействие на развитие и совершенствование в будущем. Основными факторами, влияющих на формирование самооценки обучающихся в начальной школе, являются оценочные воздействия педагога, близкого окружения и их отношение к учебной деятельности.
Введение

Младший школьный возраст проходит от шести до одиннадцати лет. В этот период ребенок начинает понимать самого себя, мотивы и потребности в отношениях между людьми, в этот период очень важно заложить основы для адекватного оценивания себя [21,5]. Успех учебной деятельности ребенка зависит от уровня самооценки [29, 199]. Большую роль для детей играет также и их оценивание взрослыми и сверстниками. Им важна положительная оценка, признанная всеми. В начальной школе оценка к самому себе формируется под влиянием педагога. Самооценка – процесс становления личности школьника под влиянием учебной деятельности. Отсюда важно наблюдать за становлением самооценки детей психологу и педагогу [29, 78]. «Правильное формирование самооценки – самый важный фактор развития и становления личности ребенка, поэтому педагог должен овладеть необходимым материалом, который относится к психологии самооценки» - писала Л.И.Божович[8, 10]. Хорошее оценивание себя у личности формируется не только из-за оценки окружающих, но и от собственной деятельности и оценки ее результатов. Аффективные переживания могут появляться тогда, когда ребенок не может дать оценку своей деятельности и оценка со стороны окружающих меняется в сторону отрицания. Л.И. Божович утверждала, что: «отрицательные качества возникают из-за потребностей ребенка уйти от тяжелых эмоциональных переживаний, которые связаны с утратой уверенности в себе» [9, 113]. В отечественной педагогике и психологии многие ученыеисследовали становление самооценки на разных этапах взросления: Н.А.Батурин, Л.И.Божович, Е.А.Залучинова, А.Г.Спиркин, В.В. Столин. «Рассмотрение самооценки проходит в рамках исследования Я-концепции, которая описывается как основа самосознания, уровень индивидуального развития, личностного аспекта, ограниченно введенный в процесс самопознания» - считали Б.Г.Ананьев, Л.В.Бороздина, И.С. Кон, В.Н.Куницина. В трудах Л.И. Божович, А.И. Липкиной и Е.И. Савонько рассматриваются педагогические проблемы формирования самооценки. Формирование оценки к самому себе является одной из главных тем в психологии. Существует ряд причин, влияющих на формирование оценки к самому себе, обусловленных стилем общения в семье, в школе, общением со сверстниками и взрослыми. В начальной школе ребенок является наиболее ранимым, что определяется необходимостью исследования процесса становления оценки к самому себе и общего эмоционального развития ребенка, также важно осуществлять в данный период и формирование его внутреннего «Я». В связи свыше сказанным целью работы является изучение влияния социально разработанной программы на формирование адекватной самооценки детей младшего школьного возраста. Объект исследования: самооценка детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: формирование адекватной самооценки детей младшего школьного возраста в учебной деятельности. Гипотеза исследования: предполагается, что реализация специально разработанной программы работы с обучающимися будет способствовать формированию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста в учебной деятельности. Цель и гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить особенности самооценки детей младшего школьного возраста. 3. Разработать и апробировать программу по формированию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста. 4. Выявить эффективность программы по формированию адекватной самооценки младшего школьного возраста. Методы исследования: теоретические (анализ педагогической, психологической, методической литературы, федеральных государственных требования к основной общеобразовательной программе начального образования); эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогическое диагностирование, беседы, анкетирование педагогов, наблюдение за деятельностью педагогов); количественная и качественная обработка данных – методы обработки экспериментальных данных. В качестве базы исследования выступило ГБОУ Школа №2009, 1 класс «Н». Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3 Глава I. Теоретические основы проблемы формирования самооценки в младшем школьном возрасте 1.1 Понятие и виды самооценки………………………………………………..6 1.2 Развитие самооценки детей младшего школьного возраста…………….17 1.3 Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………………...28 Выводы по Iглаве………………………………………………………………35 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию самооценки в младшем школьном возрасте 2.1 Постановка проблемы и организация работы……………………………37 2.2 Исследование самооценки детей младшего школьного возраста………39 2.3 Коррекционно-развивающая программа с детьми младшего возраста по формированию адекватной самооценки……………………………………………..46 2.4.Эффективность коррекционно-развивающая программа с детьми младшего возраста по развитию адекватной самооценки……………………..…...52 Выводы по IIглаве …………………………………………………………….59 Заключение…………………………………………………………………….61 Список литературы…………………………………………………………...62
Список литературы

1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие в помощь психологам дошкольных учреждений / Е.А. Алябьева.– М.: Педагогика, 2005. – 120 с. 2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с. 3. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2 / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980.– 287 с. 4. Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Питер, 2001. – 288 с. 5. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с. 6. 6. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии – 2007. – № 4. – С.69 – 71 7. Бернс, Р. Развитие Я- концепции и воспитания / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422с. 8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2000. – 380с. 9. Божович, Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника//Вопросы психологии личности школьника /Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1997. – С. 18-25. 10. Воронцов, А.Б. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов. – М.:Рассказов А. И., 2004.– 304 с. 11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 436 с. 12. Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей. – СПб.: Алетейя, 1996.– 160 с. 13. Захарова, А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности. Психологические проблемы в учебной деятельности школьника /А.В. Захарова. – М.:Владос, 2001. – 292 с. 14. Захарова, А.В. Как формировать самооценку школьника / А.В. Захарова, М.Э. Боцманова // Начальная школа. – 2011. – № 3.– С. 58-65 15. Котова, Е.В. В мире друзей / Е.В. Котова. – М., Сфера, 2008. – 132 с. 16. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М., 1976. – 167 с. 17. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И.Липкина, Л.А. Рыбак. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с. 18. Леонтьев, А.Н. Формирование самооценки школьника / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2007.– 348 с. 19. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых / Е.К. Лютова, Г.Б. Мотина. – М.: Генезис, 2000. — 192 с. 20. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина. – М.: Просвещение, 2002. – 216 с. 21. Мир детства: Младший школьник / под ред. Хрипковой А.Г.; отв. ред. В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2007. – 400с. 22. Моралов, В.Г. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста / В.Г. Моралов, Л.П. Фролова. – Череповец:НМЦ управления образования мэрии г.Череповец,1995. – 97 с. 23. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2001. – 512 с. 24. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с. 25. Периоды возникновения самооценки. – Режим доступа: WWW. URL:http://www.psychology-21.ru/periody-vozniknoveniya-samoocenki.html – 10.09.2015 26. Периоды возникновения самооценки / Ксения. – Режим доступа: WWW.URL:http://psy.ukrbb.net/viewtopic.php?f=32&t=376 – 11.09.2015. 27. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 496 с. 28. Плотникова, Н.В. «Хочу и могу» Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке / Н.В. Плотникова. – Санкт-Петербург: Речь, 2011. – 112 с. 29. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Е.И. Рогов – М.: Владос, 1995. – 383 с. 30. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. – М., Политиздат, 2009. – 304 с. 31. Слободчиков, В.И. Формирование Я-концепции / В.И. Слободчиков // Начальная школа. – 2002. - № 3. – С. 54-57 32. Столяренко, Л.Д. Основы психологии – Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997. – 736 с. 33. Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников / Л.Ю. Фомина // Начальная школа . – 2003. – №10. – С. 99 – 115 34. Чамата, П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии / П.Р. Чамата. – М.:апн РСФСР. Институт психологии, 1960. – 222 с. 35. Шакура, С.Д. Формирование контрольно-оценочных действий учащихся 1–6-х классов в процессе учебной деятельности / С.Д. Шакура. ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2011. – 112 с. 36. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б.Эльконин. – М.: Знание, 1998. – 275 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Изучение проблемы формирования самооценки детей младшего школьного возраста в детской психологии 1.1 Понятие и виды самооценки В процессе становления личности в обществе человек осваивает появившиеся неизученные виды деятельности. В конечном итоге каждая личность выделяет особо важные для себя виды разной деятельности, акцентирует свое проявление на выбранном виде, соподчиняя ему все остальные занятия. В ходе социализации увеличиваются и расширяются коммуникативные связи, происходит развития в личности образа «Я». Самооценка в советской психологии изучалась во взаимосвязи изменений и усовершенствования самосознания. Оценку человека как самого себя рассматривали в общей теории и методологии. Б.Г. Ананьевым,А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном изучено становление самосознания с рассмотрением более обобщенных трудностей развития личности [4, 28]. «Самооценка - это знание индивида о самом себе и соотношение к себе в их цельности. Самооценка – распознавание ребенком собственных поступков, умений, качеств, мотивов и целей своей манеры действий, осознанное и оценочное к ним отношения. Немалый смысл в усовершенствовании человека имеет ставить перед собой любую цель, соотнесение их с внешними условиями, стремления, правилами окружающей среды». В психологии отмечают три зоны, в которых осуществляется развитие личности: самосознание, общение, деятельность [31, 6]. С детства идет усовершенствование самопознание и в начальной школе начинают складываться первые впечатления о себе. Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин работали над развитием и усовершенствованием самосознания и рассматривали вопрос самооценки личности ребенка. В публикациях В.А. Горбачевой, А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, Е.А.Серебряковой рассматриваются узкие вопросы, включающие особенности самооценок, их взаимозависимости от отношения окружающих к данной личности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg