Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста

natali2018 110 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 23 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2018
Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОО. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребенку раннего возраста всесторонне воспринимать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте - обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
Введение

Сенсорное воспитание является фундаментом умственного развития ребенка. На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи для развития сенсорных представлений наиболее благоприятным является период раннего детства. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциям. Основой познавательной активности маленького ребенка явлется восприятие. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Ребенок рождается как чистый лист бумаги. И от взрослого зависит, что на этом листе будет написано. От развития сенсорных представлений зависит дальнейший успех ребенка в школе и во взрослой жизни. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения. Ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсорные предэталоны. Проблемой формирования сенсорных эталонов занимались многие российские и зарубежные ученые: Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, К. Коффка, М. Монтессори, Л.А. Венгер, П.Сакулина, Е.И.Тихеева. Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что развитая сенсорика и умение распознать сенсорный эталон создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов. Поэтому педагогу очень важно знать, как формируются представления о сенсорных эталонах. Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Поэтому на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста. Цель исследования – изучить особенности формирования сенсорных эталонов в раннем возрасте. Объект исследования – сенсорное развитие детей раннего возраста. Предмет исследования – процесс формирования сенсорных эталонов в раннем возрасте Задачи исследования: - изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования сенсорных эталонов; - охарактеризовать особенности развития таких психологических процессов как ощущение и восприятие в раннем возрасте; - охарактеризовать средства сенсорного воспитания детей раннего возраста. Методы исследования: сравнительное изучение литературы по проблеме формирования сенсорных эталонов в раннем возрасте, анализ нормативно-правовых документов, анализ литературы по теме развития сенсорных эталонов.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы формирования представлений о сенсорных эталонах в раннем возрасте……………………5 §1.1. История развития проблемы формирования представлений о сенсорных эталонах в раннем возрасте …………………………………………………….5 §1.2. Особенности формирования представлений о сенсорных эталонах в раннем возрасте …………………………………………………………………..9 §1.3. Средства формирования представлений о сенсорных эталонах в раннем возрасте ………………………………………………………………………...18 Заключение…………………………………………………………………….21 Библиография…………………………………………………………………23
Список литературы

1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.-144 с: ил. 2. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова, Л.И. Каплан и др.: Под ред. Л.Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1996 г. – 176 с. 3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991 – 480 с. 4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С.Выготский. – М.: Издательство: Эксмо, 2003. - 512 с. 5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (Пособие для воспитателя детского сада). Под ред. Л.А. Венгера. М., «Просвещение», 1973. 110 с. 6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с., 4 л. ил. 7. Е.Е. Сапогова. Психология развития человека. Учебное пособие. Издательство: «Аспект Пресс», 2005 г., 460 с. 8. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения.— 2-е изд.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.— 376 с. (Серия «Библиотека психолога»). 9. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка.— М.: Педагогика, 1986.— 320 с., ил. 10. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учеб. – М.: Проспект, 2009. – 400 с. 11. Мухина В.С. Возрастная психолгия: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. 12. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т. Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384 с. 13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 512 с. 14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с. 15. Фролова А. Н. Игры-занятия с малышами. – К.: Рад. шк., 1987. – 144 с. 16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Отрывок из работы

Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста. §1.1. История развития проблемы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием красок, форм и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомиться с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. Каждый ребенок, так или иначе, все это воспринимает. Но если усвоение происходит самостоятельно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущуение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание. В работах многих педагогов и психологов исследуется процесс формирования сенсорных представлений. Рассмотрим некоторые из них. Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. Она считала, что сенсорное воспитание необходимо начинать с самого раннего детства. Основная задача состоит в насыщении подсознания ребенка опытом, который переходит к выводам и открытиям. Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. Немаловажное значение сенсорному воспитанию признавали видные отечественные педагоги П.Сакулина, Е.И.Тихеева. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л.А. Венгера и его школы. Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главная роль сенсорного воспитания состоит в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия. (1, с.3) Исследования К.Коффки показали, что ребенок рождается с набором смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Так, при рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальд которого входят и его голос, и лицо, и вослосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок (в возрасте 1 – 2 месяцев) может не узнать даже близкого взрослого, если он резко изменит прическу или сменит привычную одежду на незнакомую. Однако уже к концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов. Эти исследования гештальдпсихологов имели большое значение для отчественных исследований зрительного восприятия в школе Запорожца и привели психологов этой школы (А.В. Запорожца, А.Л. Венгера) к мысли о том, чтосуществуют определенные образы – сенсорные эталоны, которые лежат в основе восприятия и узнавания предметов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg