Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Влияние рисуночной терапии на повышение мотивации к обучению у младших школьников

natali2018 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2018
В первой главе проработав соответствующую литературу, дали определения понятиям мотив и мотивация. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов.
Введение

В исследовании учебной мотивации наиболее актуальны вопросы изучения отношения детей к учебной деятельности. Приобретаемые в школе знания по-разному усваиваются учениками и занимают разное место в личности школьника, в зависимости от того, как у него воспитано отношение к этим знаниям и к своей учебной деятельности. Если ребенок учиться по внешнему принуждению, то его знания оказываются формальными, неосознанными, вот почему так важно воспитывать познавательные интересы ребенка еще в дошкольном возрасте. При поступлении детей в школу, у них, с одной стороны, возникает потребность занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим положением деятельность, с другой стороны, у младшеклассников имеется и определенный уровень развития познавательных интересов. Учебная деятельность младших школьников определяет их все остальные отношения с взрослыми сверстниками, отношения в семье и самооценка. Таким образом, в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности формируются основные психические процессы и свойства личности. В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Именно мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. А так как получение образования является непременным требованием к любой личности, необходимо именно с начальных классов мотивировать учащихся к учебной деятельности. Наиболее важным фактором в оценке личностного развития школьника, по мнению педагогов, является успеваемость (Шилова Т.А). Такая позиция учителей связана с тем, что для них школьник, прежде всего школьник. Соответственно главное требование к ребенку — овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, определяющих его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Это требование, включенное в более широкий контекст культурных традиций с высокой ценностью образования вообще, делает проблему учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важной в этом возрасте (Рогов). Неорганизованность, неумение выполнить намеченное, нехватка времени порождают неуверенность в своих силах, создают атмосферу эмоционального дискомфорта и напряженности. Все это в целом ведет к снижению успеваемости, ухудшению учебных результатов, усиливает эмоциональное неблагополучие школьника. (Яковлева Е. Л.). Школьная недисциплинированность может носить как открытый, так и завуалированный характер. Конфликтность, протест, демонстративное поведение являются явными проявлениями нарушения общешкольных норм и правил. Равнодушие к мнению учителя, халатное отношение к учебным заданиям, скрытое игнорирование школьных требований и т. п. — все это признаки скрытой недисциплинированности. «Пусковыми» механизмами нарушений в поведении школьника, определяя его поведение в дальнейшем, чаще всего становится влияние школьной мотивации. Эти механизмы порождают целый комплекс негативных поступков, которые рассматриваются учителями как нарушения в поведении, и, закрепляясь, способствуют развитию различных негативных характерологических изменений. Обычно нарушения в поведении (как и любые другие отклонения психологического характера) отличаются многозначностью с различной иерархической структурой, где на основе одних недостатков возникают другие, которые способствуют образованию третьих и т. д. При этом одна и та же причина может вызвать различные нарушения, в то же время одно и то же следствие может быть вызвано разнообразными причинами или комплексами причин . Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Влияние рисуночной терапии на повышение мотивации к обучению у младших школьников». Актуальность выбора темы также обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте основным видом деятельности детей является учебная деятельность. При наличии большого числа работ по вопросам мотивации, относительно мало исследований по вопросам мотивации педагогической деятельности, в которых прослеживалась бы взаимосвязь мотивов повышения интереса к обучению. Это делает наше исследование актуальным. Мотивация по сравнению с другими социально-психологическими явлениями недостаточно изучена, также как и влияние рисуночной терапии на повышение мотивации к обучению у младших школьников, поэтому данная тема достаточно актуальна в настоящее время. В то же время результаты анализа научных исследований многих ученых и практической педагогической деятельности свидетельствуют о том, что проблема влияние рисуночной терапии на повышение мотивации к обучению у младших школьников до сих пор не стала предметом специального исследования. Не уточнен понятийный аппарат, не обнаружены сущностные признаки процесса мотивации. Проблему применения рисуночной терапии как мотивационное средство к обучения изучали такие психологи и педагоги, как Выготский Л.С., Гоноболин Ф.Н., Запорожец А.В., Коломенский Я.И., Крутецкий В.А., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б. и другие. Они считали, что использование рисунка в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, так как рисунок делает процесс обучения занимательным для ребенка. При помощи рисунка также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Объект исследования - мотивация к обучению у младших школьников. Предмет исследования – влияния рисуночной терапии на повышение мотивации к обучению у младших школьников. Цель исследования – выявить особенности влияния рисуночной терапии на повышение мотивации к обучению у младших школьников. Гипотеза исследования – мы предполагаем, что применение рисуночной терапии будет способствовать повышению уровня мотивации к обучению у младших школьников. Задачи исследования: 1. Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования. 2. Подобрать методы выявления актуального уровня мотивации к обучению у младших школьников. Методы исследования – эмпирические, проективные. Работа состоит из содержания, введения, трех глав с подгавами, заключения, спискои использованных источников и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..9 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИСУНОЧНОЙ ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………… 13 1.1 Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников ………………………………………………………………………..13 1.2 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника ....19 1.3Арт-терапия как педагогический метод обучения….…………..……..24 Выводы по главе 1……………………………………………………….….31 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..……….32 2.1 Методы, применяемые при определении уровня мотивации младшего школьника………………………………………………………………32 2.2 Описание объекта и процедуры исследования…..……………..……..40 2.3 Интерпретация полученных результатов …………….……………....44 Выводы по главе 2…………………………………………………….…….69 ГЛАВА 3. П?РОФ?И?Л?А?КТ?И?К?А И ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………….….…....56 3.1 Коррекция мотивации у младших школьников и анализ её результатов……………………………………………………………………….. 56 3.2 Педагогические методы повышения мотивации учебной деятельности младших школьников………………………………………………..…………….58 Выводы по главе 3…………………………………………………..……….78 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….79 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…….82 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..….86
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга, 2013. – 624 с. 2. Бадмаева Н.Ц. Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В. Матюхина) / Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2014-212 с. 3. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе // Психологические аспекты. М., 2012 351 с. 4. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб: Эксмо-пресс, 2012-384 с. 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Эксмо-пресс, 2012- 231 с. 6. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2012 - 215 с. 7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т.- Т. 3.- Инфра-М, 2014-197 с. 8. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2014 189 с. 9. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 264 с. 10. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 512 с. 11. Грегг М. Тайный мир рисунка. СПб.: Деметра, 2013-241с. 12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2013. - 564 с. 13. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 2014- 204 с. 14. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2012- 154 с. 15. Левин С. Ваш ребенок рисует. М.: HIPPO, 2013- 237 с. 16. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 2012, т. 1, - 565 с. 17. Леонтьев Д.А Современная психология мотивации. - М., 2014-238 с. 18. Лозоцева В.Н. Формирование учебной мотивации школьников /В.Н. Лозоцева // Школа и производство. - 2014. - №4. – 78 с. 19. Лосева В.К. Рисуем семью. М., 2015 -254 с. 20. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М.: HIPPO, 2013- 237 с. 21. Люшер М. Магия цвета. М.: HIPPO, 2014- 217 с. 22. Маллон Б. Творческая визуализация и цвет. М.: Галактион, 2014-423 с. 23. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М., 2012. — 102 с. 24. Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаченко Т.Г. Психология развития. М., 2012-201 с. 25. Мастеров Б.М, Психологи саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Альпина,2014 200 с. 26. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. Альпина, 2014-362 с. 27. Медведская, Е. И. Особенности учебных мотивов подростков с различными уровнями успеваемости / Е. И. Медведская //. - 2012. - N 7. - 95 с. 28. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии, 2012, №5. - 98 с. 29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Альпина, 2012-255 с. 30. Назарова Т.В. Радуга в графических символах. М.: Чистые воды, 2013- 183. 31. Осипова А.А. Общая психокоррекция. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 335 с. 32. Остер Дж., Гоул П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. М.: Прогресс, 2015-205 с. 33. Семенов С.П. Мотивационный анализ. Психотерапевтическая версия. – СПб., 2012-236 с. 34. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А.М. Столяренко. – М., 2014 – 265 с. 35. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 2013. - 375 с. 36. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб., 2013 -267 с. 37. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 2014 -432 с. 38. Эндрюс Т. Искусство лечения цветом / Пер. с англ. О. Матвеевой. М.: ЦАИ, 2012- 176 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИСУНОЧНОЙ ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 1.1 Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников. Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Что же такое и мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации, освоение знаний не произойдет. Это будет лишь видимость учебы. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Побуждением к учебе служат мотивы, которые и составят учебную мотивацию. В ситуации обучения существуют три группы мотивов, некоторые психологи придерживаются разделения мотивов на две группы, В обоих случаях деление происходит в зависимости от того, что лежит в основе мотивации, побуждение или потребность познания. Три группы мотивов, приводимые ниже, связаны с традиционными и активными формами обучения, в связи с чем авторы считают целесообразным предложить вниманию читателя трехчастную классификацию. При традиционном обучении у обучаемых формируется две группы побуждающих мотивов: I — непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у студентов за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя интерес к данному предмету. Эти внешние факторы отражают скорее заинтересованность, но не мотивацию познавательного плана. II — перспективно побуждающие мотивы. Так, например, преподаватель объясняет студентам, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить следующий раздел, либо у студентов формируется мотив к обучению, поскольку впереди экзамен по дисциплине; или нужно отлично сдать сессию, чтобы получать повышенную стипендию. В этом случае познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой познавательной деятельности. При активных формах обучения и, в частности, проблемном обучении возникает совершенно новая группа мотивов: III — познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знания, истины. Интерес к обучению возникает в связи с проблемой и развертывается в процессе умственного труда, связанного с поисками и нахождением решения проблемной задачи или группы задач. На этой основе возникает внутренняя заинтересованность, которую, выражаясь словами А. И. Герцена, можно назвать "эмбриологией знания". Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Виды мотивации: 1. Мотивация лежащая вне учебной деятельности • «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. • «Положительная» в двух формах: - определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими); - определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д. 2. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности: • связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора); • заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg