Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье

natali2018 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2018
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены психолого-педагогические основы формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста. С этой целью был освещен вопрос формирования трудовых навыков как социально-педагогической проблемы. Следует отметить, что труд – важнейшее средство воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Большое значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который считал, что воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой.
Введение

К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др. Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе, об окружающих. Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т.д.) Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения. Основы трудового воспитания закладываются в семье. В соответствии с ФГОС ДО «трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: – формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; – воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. – развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества» [2]. Семья – дружный трудовой коллектив, а если семья многодетная, то это еще и довольно большой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых и старших детей рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие. Проблема трудового воспитания старших дошкольников в семье на сегодняшний день является актуальной, так как особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только детскому саду, но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. Источником многих знаний о педагогических и психологических условиях развития у дошкольников интереса к труду являются идеи А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского, а также опыт лучших современных педагогов и психологов. Исследователи В. Е. Гурин, А. Г. Барабанов, Ф. И. Иващенко, В. К. Котырло, А. Г. Глущенко в своих работах показали пути и способы приобщения дошкольников к творческому труду, формирования у детей интереса к трудовой деятельности. В зарубежных странах имеются интересные наработки, связанные с проблемами воспитания детей в многодетных семьях. Так, А. Адлер, Р. Дрэйкурс изучали равное участие всех членов многодетной семьи в домашних условия, совместном отдыхе, Х. Джинотом разработал систему групповых консультаций, которые помогают родителям многодетных семей выработать умения, переориентировать свои установки в зависимости от потребности ребенка, Э. Берне, Т. Харрис, М. Джеймс основали транзакционный анализ (то есть соглашение) между родителями и их детьми, которые достигаются в результате взаимных уступок. Однако в отечественной педагогике проблема воспитания детей в многодетных семьях не подвергались всестороннему изучению, в связи с чем на данный момент явно обозначились следующие объективно существующие противоречия между стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей и отсутствием разработанных методических рекомендаций, программ в практике педагогов. Это позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье? Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье. Объект исследования: трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье. Предмет исследования: педагогические условия формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье. Гипотезой исследования послужили утверждения о том, что процесс формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье будет эффективным, если: 1. Труд в семье многодетных дошкольников станет составной частью общего развития их трудовых навыков. 2. Целенаправленно знакомить родителей с эффективными методами и приемами трудового воспитания детей в многодетной семье. 3. Трудовая деятельность детей будет осуществляется совместно с родителями в многодетной в семье. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Осветить формирование трудовых навыков как социально-педагогическую проблему. 2. Раскрыть особенности формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста. 3. Определить и апробировать педагогические условия формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетных семьях. Методологические основы исследования: общенаучные методологические принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, положения о единстве личности и общества, активном характере их взаимодействия (Б. Г. Ананьев, JI. C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A. B. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.); концептуальные положения о развитии личности на разных этапах онтогенеза (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.); теоретико-методологические подходы к определению трудовой деятельности (В. И. Логиновой, С. А. Козловой, А. М. Виноградовой, Е. И. Радиной, Р. С. Буре, Л. Е. Образцовой, Д. В. Сергеевой, К. И. Исмаиловой и др.). Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный); наблюдение, беседы с детьми. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях в целях разработки системы работы по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетных семьях, а также в высших учебных заведениях при подготовке будущих педагогов для системы дошкольного образования. Этапы исследования: 1 этап (июнь – август 2016 г.): изучение состояния обозначенной проблемы, формулирование научного аппарата, подбор комплекса диагностических методик, определение базы исследования. 2 этап (сентябрь 2016 г.– февраль 2017 г.): проведение педагогического эксперимента. 3 этап (март – апрель 2017 г.): обработка полученных данных, формулировка выводов, окончательное оформление выпускной квалификационной работы. Организация исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Ядрин Чувашской Республики, в котором приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей. Апробация исследования: результаты обсуждались на совете педагогов МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Ядрин, на IV Международной очно-заочной научно-практической конференции «Культурогенезные функции дошкольного и специального образования: развитие инновационных моделей» (март, 2017). По материалам исследования опубликованы статья «Особенности формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье», (Чебоксары, март 2017). Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (52 источника) и 6 приложений.
Содержание

Введение 3 Глава I. Психолого-педагогические основы формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье 8 1.1. Формирование трудовых навыков как социально-педагогическая проблема 8 1.2. Особенности формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста 13 1.3. Педагогические условия формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье 20 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье 26 2.1. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 26 2.2. Содержание работы по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье 36 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье 39 Заключение 48 Список использованной литературы 51 Приложения 57
Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 190482 2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/dbminobr/ mo/Data/d_13/m1155.html 3. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика / Т. М. Бабунова. – М. : Сфера, 2007. – 204 с. 4. Баратова Б. О. Институт семьи как важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества / Б. О. Баратова, Н. Б. Акаева // Студенческая наука : проблемы, тенденции, перспективы развития Материалы третьей Всероссийской студенческой научно-практической конференции / под. ред. Р. М. Рамазановой, Б. А. Шихамировой, Э. М. Пицхелаури. – Махачкала, 2016. – С. 76-82. 5. Белоусова, С. Г. Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности / С. Г. Белоусова, Н. В. Непомнящих // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 5. – С. 165-167. 6. Богданова, Н. Н. Формирование трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в семье посредством мультипликационных фильмов / Н. Н. Богданова, О. Н. Бакаева // Молодежный научный форум : гуманитарные науки. – 2016. – № 1 (29). – С. 70-74. 7. Болурова, А. Н. Формирование трудовых навыков у карачаево-балкарцев : воспитательный аспект / А. Н. Болурова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 5 (67). – С. 46-48. 8. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : учеб.-метод. Пособие / Р. С. Буре. – СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 144 с. 9. Буре, Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Р.С. Буре. – М. : Просвещение, 1987. – 340 с. 10. Буре, Р. С. Учите детей трудиться / Р. С. Буре, Г. Н. Година. – М., 1983. – 152 с. 11. Васильева, М. А. Трудовое воспитание / М. А. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С.18. 12. Ватаман, В. П. Воспитание на традициях народной культуры / В.П. Ватаман. – М.: Учитель, 2007. 13. Виноградова, А. М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / А. М. Виноградова, Г. Н. Година, С. А. Козлова и др. ; под ред. Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1987. – 222 с. 14. Воспитание дошкольника в труде / под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1974. – 234 с. 15. Газаева, З. Ш. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника / З. Ш. Газзаева, О. Ю. Абрамочкина // Управление ДОУ. – 2010. – № 7. – 97 с. 16. Дошкольная педагогика : учебное пособие для учащихся педагогических училищ / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М. : Просвещение, 1986. – 415 с. 17. Зебзеева, В. А. Эколого-субкультурные практики детства : монография / В. А. Зебзеева. – М. : Сфера, 2012. – 324 с. 18. Иванова, А. А. Исследование взаимоотношений детей младшего школьного возраста и родителей в многодетных семьях / А. А. Иванова, Е. А. Кувалдина // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 32. – С. 26-30. 19. Иванова, А. А. Особенности воспитания детей в многодетной семье / А. А. Иванова, Е. А. Кувалдина // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 2821-2825. 20. Каптерев, П. Ф. Психология воспитания / П. Ф. Каптерев. – Тверь, 1999. 21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 1998. – 300 с. 22. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : учеб. пособие / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; под ред. С. А. Козловой. – М. : Академия, 2003. – 144 с. 23. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова ; Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 80 с. 24. Красавина, Т. С. Проблемы развития ребёнка в многодетной семье / Т. С. Красавина // Современные проблемы и перспективы развития педагогики психологии сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 140-141. 25. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. – №7. – С. 101-105. 26. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 144 с. 27. Логинова, В. И. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. – М. : Детство-Пресс, 2008. – 224 с. 28. Лушников, И. Д. Сохранить семейное воспитание на основе традиций / И. Д. Лушников // В поисках педагогических истин. – Вологда, 2006. 29. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – М., 1957. – т. 4. 30. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада / Т. А. Маркова. – М. : Просвещение, 1991. – 112 с. 31. Матанцева, Е. Н. Когда в семье трое: воспитание детей-сиблингов в многодетной семье / Е. Н. Матанцева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2012. – № 8. – С. 22-35. 32. Мататов, С. Н. Об особенностях воспитания и развития дошкольников в однодетных и многодетных семьях // Научные труды SWorld. – 2011. – Т. 24. – № 1. – С. 62-72. 33. Нечаева, В. Г. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева. – М. : Просвещение, 1983. 34. Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / под ред. Р. С. Буре. – М., 1994. – 201 с.
Отрывок из работы

Глава I. Психолого-педагогические основы формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье 1.1. Формирование трудовых навыков как социально-педагогическая проблема В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова понятие труд трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей» [36, с. 811]. В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. «Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» (А. С. Макаренко). А. С. Макаренко также неоднократно подчеркивал, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности [29]. «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе», – считал В. А. Сухомлинский [44, c. 82].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Автоматизация технологических процессов, 14 страниц
350 руб.
Дипломная работа, Психология, 58 страниц
1600 руб.
Курсовая работа, Медицина, 40 страниц
280 руб.
Дипломная работа, Экономика предприятия, 56 страниц
6000 руб.
Дипломная работа, Экономика, 99 страниц
890 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg