Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье

natali2018 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2018
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены психолого-педагогические основы формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста. С этой целью был освещен вопрос формирования трудовых навыков как социально-педагогической проблемы. Следует отметить, что труд – важнейшее средство воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Большое значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который считал, что воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой.
Введение

К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др. Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе, об окружающих. Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т.д.) Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения. Основы трудового воспитания закладываются в семье. В соответствии с ФГОС ДО «трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: – формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; – воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. – развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества» [2]. Семья – дружный трудовой коллектив, а если семья многодетная, то это еще и довольно большой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых и старших детей рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие. Проблема трудового воспитания старших дошкольников в семье на сегодняшний день является актуальной, так как особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только детскому саду, но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. Источником многих знаний о педагогических и психологических условиях развития у дошкольников интереса к труду являются идеи А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского, а также опыт лучших современных педагогов и психологов. Исследователи В. Е. Гурин, А. Г. Барабанов, Ф. И. Иващенко, В. К. Котырло, А. Г. Глущенко в своих работах показали пути и способы приобщения дошкольников к творческому труду, формирования у детей интереса к трудовой деятельности. В зарубежных странах имеются интересные наработки, связанные с проблемами воспитания детей в многодетных семьях. Так, А. Адлер, Р. Дрэйкурс изучали равное участие всех членов многодетной семьи в домашних условия, совместном отдыхе, Х. Джинотом разработал систему групповых консультаций, которые помогают родителям многодетных семей выработать умения, переориентировать свои установки в зависимости от потребности ребенка, Э. Берне, Т. Харрис, М. Джеймс основали транзакционный анализ (то есть соглашение) между родителями и их детьми, которые достигаются в результате взаимных уступок. Однако в отечественной педагогике проблема воспитания детей в многодетных семьях не подвергались всестороннему изучению, в связи с чем на данный момент явно обозначились следующие объективно существующие противоречия между стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей и отсутствием разработанных методических рекомендаций, программ в практике педагогов. Это позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье? Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье. Объект исследования: трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье. Предмет исследования: педагогические условия формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье. Гипотезой исследования послужили утверждения о том, что процесс формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье будет эффективным, если: 1. Труд в семье многодетных дошкольников станет составной частью общего развития их трудовых навыков. 2. Целенаправленно знакомить родителей с эффективными методами и приемами трудового воспитания детей в многодетной семье. 3. Трудовая деятельность детей будет осуществляется совместно с родителями в многодетной в семье. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Осветить формирование трудовых навыков как социально-педагогическую проблему. 2. Раскрыть особенности формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста. 3. Определить и апробировать педагогические условия формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетных семьях. Методологические основы исследования: общенаучные методологические принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, положения о единстве личности и общества, активном характере их взаимодействия (Б. Г. Ананьев, JI. C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A. B. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.); концептуальные положения о развитии личности на разных этапах онтогенеза (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.); теоретико-методологические подходы к определению трудовой деятельности (В. И. Логиновой, С. А. Козловой, А. М. Виноградовой, Е. И. Радиной, Р. С. Буре, Л. Е. Образцовой, Д. В. Сергеевой, К. И. Исмаиловой и др.). Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный); наблюдение, беседы с детьми. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях в целях разработки системы работы по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетных семьях, а также в высших учебных заведениях при подготовке будущих педагогов для системы дошкольного образования. Этапы исследования: 1 этап (июнь – август 2016 г.): изучение состояния обозначенной проблемы, формулирование научного аппарата, подбор комплекса диагностических методик, определение базы исследования. 2 этап (сентябрь 2016 г.– февраль 2017 г.): проведение педагогического эксперимента. 3 этап (март – апрель 2017 г.): обработка полученных данных, формулировка выводов, окончательное оформление выпускной квалификационной работы. Организация исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Ядрин Чувашской Республики, в котором приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей. Апробация исследования: результаты обсуждались на совете педагогов МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Ядрин, на IV Международной очно-заочной научно-практической конференции «Культурогенезные функции дошкольного и специального образования: развитие инновационных моделей» (март, 2017). По материалам исследования опубликованы статья «Особенности формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье», (Чебоксары, март 2017). Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (52 источника) и 6 приложений.
Содержание

Введение 3 Глава I. Психолого-педагогические основы формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье 8 1.1. Формирование трудовых навыков как социально-педагогическая проблема 8 1.2. Особенности формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста 13 1.3. Педагогические условия формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье 20 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье 26 2.1. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 26 2.2. Содержание работы по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье 36 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье 39 Заключение 48 Список использованной литературы 51 Приложения 57
Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 190482 2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/dbminobr/ mo/Data/d_13/m1155.html 3. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика / Т. М. Бабунова. – М. : Сфера, 2007. – 204 с. 4. Баратова Б. О. Институт семьи как важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества / Б. О. Баратова, Н. Б. Акаева // Студенческая наука : проблемы, тенденции, перспективы развития Материалы третьей Всероссийской студенческой научно-практической конференции / под. ред. Р. М. Рамазановой, Б. А. Шихамировой, Э. М. Пицхелаури. – Махачкала, 2016. – С. 76-82. 5. Белоусова, С. Г. Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности / С. Г. Белоусова, Н. В. Непомнящих // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 5. – С. 165-167. 6. Богданова, Н. Н. Формирование трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в семье посредством мультипликационных фильмов / Н. Н. Богданова, О. Н. Бакаева // Молодежный научный форум : гуманитарные науки. – 2016. – № 1 (29). – С. 70-74. 7. Болурова, А. Н. Формирование трудовых навыков у карачаево-балкарцев : воспитательный аспект / А. Н. Болурова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 5 (67). – С. 46-48. 8. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : учеб.-метод. Пособие / Р. С. Буре. – СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 144 с. 9. Буре, Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Р.С. Буре. – М. : Просвещение, 1987. – 340 с. 10. Буре, Р. С. Учите детей трудиться / Р. С. Буре, Г. Н. Година. – М., 1983. – 152 с. 11. Васильева, М. А. Трудовое воспитание / М. А. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С.18. 12. Ватаман, В. П. Воспитание на традициях народной культуры / В.П. Ватаман. – М.: Учитель, 2007. 13. Виноградова, А. М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / А. М. Виноградова, Г. Н. Година, С. А. Козлова и др. ; под ред. Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1987. – 222 с. 14. Воспитание дошкольника в труде / под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1974. – 234 с. 15. Газаева, З. Ш. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника / З. Ш. Газзаева, О. Ю. Абрамочкина // Управление ДОУ. – 2010. – № 7. – 97 с. 16. Дошкольная педагогика : учебное пособие для учащихся педагогических училищ / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М. : Просвещение, 1986. – 415 с. 17. Зебзеева, В. А. Эколого-субкультурные практики детства : монография / В. А. Зебзеева. – М. : Сфера, 2012. – 324 с. 18. Иванова, А. А. Исследование взаимоотношений детей младшего школьного возраста и родителей в многодетных семьях / А. А. Иванова, Е. А. Кувалдина // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 32. – С. 26-30. 19. Иванова, А. А. Особенности воспитания детей в многодетной семье / А. А. Иванова, Е. А. Кувалдина // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 2821-2825. 20. Каптерев, П. Ф. Психология воспитания / П. Ф. Каптерев. – Тверь, 1999. 21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 1998. – 300 с. 22. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : учеб. пособие / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; под ред. С. А. Козловой. – М. : Академия, 2003. – 144 с. 23. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова ; Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 80 с. 24. Красавина, Т. С. Проблемы развития ребёнка в многодетной семье / Т. С. Красавина // Современные проблемы и перспективы развития педагогики психологии сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 140-141. 25. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. – №7. – С. 101-105. 26. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 144 с. 27. Логинова, В. И. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. – М. : Детство-Пресс, 2008. – 224 с. 28. Лушников, И. Д. Сохранить семейное воспитание на основе традиций / И. Д. Лушников // В поисках педагогических истин. – Вологда, 2006. 29. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – М., 1957. – т. 4. 30. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада / Т. А. Маркова. – М. : Просвещение, 1991. – 112 с. 31. Матанцева, Е. Н. Когда в семье трое: воспитание детей-сиблингов в многодетной семье / Е. Н. Матанцева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2012. – № 8. – С. 22-35. 32. Мататов, С. Н. Об особенностях воспитания и развития дошкольников в однодетных и многодетных семьях // Научные труды SWorld. – 2011. – Т. 24. – № 1. – С. 62-72. 33. Нечаева, В. Г. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева. – М. : Просвещение, 1983. 34. Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / под ред. Р. С. Буре. – М., 1994. – 201 с.
Отрывок из работы

Глава I. Психолого-педагогические основы формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье 1.1. Формирование трудовых навыков как социально-педагогическая проблема В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова понятие труд трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей» [36, с. 811]. В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. «Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» (А. С. Макаренко). А. С. Макаренко также неоднократно подчеркивал, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности [29]. «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе», – считал В. А. Сухомлинский [44, c. 82].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg