Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

СМИ как средство развития нравственного воспитания

natali2018 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2018
Таким образом, исследование по проблеме влияния СМИ на нравственное воспитание школьников показало что, средства массовой информации занимают огромное место в жизни каждого школьника и общества в целом. Телевидение, радио, пресса, Интернет стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир детей. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми. Сегодня каждый школьник изо дня в день использует различные виды СМИ, но чаще всего преобладают Интернет и телевидение.
Введение

Без средств массовой информации невозможно представить современную культуру и общественную жизнь, и в своем общественном значении средства массовой информации могут стать мощным средством формирования и развития личности – средством воспитания. Проблема утраты нравственных ориентиров подрастающим поколением все глубже осознается российским обществом, но вместе с тем она крайне слабо представлена в средствах массовой информации (СМИ). Вопросы нравственности в медийной повестке дня если и поднимаются, то спонтанно, поверхностно, бессистемно и без опоры не подлинное психолого-педагогическое знание. Федеральный закон о средствах массовой информации определяет их как «технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории». СМИ участвуют в различных сферах жизни общества и являются важнейшим фактором, способствующим формированию общественного сознания, в том числе и социально-нормативной формы – морали. Словарь русского языка С.И. Ожегова условно разделяют понятия морали и нравственности. Мораль понимается как «нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность», т.е. внешнее по отношению к человеку, а нравственность – как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» В своем общественном значении средства массовой информации превратились в мощное средство формирования и становления личности, в средство воспитания. Без средств массовой информации невозможно представить современную культуру и общественную жизнь. Среди многих нравственных качеств личности можно выделить главное – «человеколюбие». По этому поводу В. А. Сухомлинский говорил, что «вдвойне важно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он также утверждал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Однако в условиях политической, социальной и экономической нестабильности общества ребенок, подросток подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых – криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей. В связи с этим средства массовой информации просто обязаны быть «полезными» и качественно отобранными, потому что, видя и слыша жестокость с экрана, в книгах, журналах, газетах человек неосознанно начинает подражать, копировать переносить всё это в реальную жизнь. Отсутствие в Российском законодательстве не только необходимых правовых норм, ограничивающих демонстрацию насилия, жестокости, порнографии, но минимального контроля за исполнением запретов, установленных статьей 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральным законом «О рекламе», приводит к привыканию к подобным проявлениям в детской и подростковой среде, в среде взрослых – к социальной дезадаптации. Сегодня все большее число родителей, педагогов, видных общественных деятелей выражают обеспокоенность негативным влиянием средств массовой информации на нравственное развитие подрастающего поколения. Кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, интернет, сотовые телефоны современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, хотя это все было неизвестно детям, взрослевшим несколько десятилетий назад. Если ранее дети усваивали культурные ценности от родителей, учителей, авторитетных представителей общества, то теперь дети подвергаются все большему влиянию новых информационных технологий. СМИ имеют весьма значительное влияние на ребенка, подростка, на молодежь. СМИ являются достаточно легким и доступным способом получением информации, но далеко не всегда эта информация по-настоящему нужна подрастающему поколению. Выделяя важнейшие функции СМИ – идеологическую (социально – ориентирующую) и культурно - образовательную, – председатель Федеральной комиссии США по коммуникациям Н.Джонсон говорил: «Всякое телевидение – образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит». Восполнить серьезные пробелы в нравственном воспитании в СМИ и минимизировать отрицательные последствия влияния современных СМИ на нравственность ребенка, подростка возможно только на основе традиционных моральных и нравственных ценностей, гуманных отношений и с привлечением всех заинтересованных в решении этой проблемы субъектов: родителей, учителей, психологов, широкой общественности, государства. Роль социально-педагогической деятельности как деятельности управления на всех – микро-, мезо- и макро- уровнях социализации личности, ее нравственного становления должна стать ведущей. Объект исследования нашей работы составляет нравственное воспитание. Предмет исследования: средства массовой информации как средство нравственного воспитания. Цель исследования: теоретически обосновать и конкретизировать проблему влияния СМИ на развитие нравственного воспитания; апробировать программу влияния средств массовой информации на нравственное развитие школьников. Исходя из всего вышесказанного, можно сформировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашей работы: 1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования; 2. выделить ключевые понятия и раскрыть их сущность; 3. выявить влияние СМИ на развитие нравственного воспитания; 4. определить результативность работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СМИ…………….7 1.1. Сущностьпонятия «нравственное воспитание»…………………7 1.2. Влияние СМИ на нравственное воспитание…………………….10 2 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СМИ…………………………………………………………………………….18 2.1. Формирующий этап. Деятельность педагога по развитию нравственного воспитания ……………………………………………………18 2.2. Диагностика и анализ результатов по программе влияния СМИ на нравственное развитие школьников …………………………………………29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….36 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………38
Список литературы

1. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983. 2. Большая психологическая энциклопедия. Москва: ЭКСМО, 2007. -544 с. с.280 3. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. М., 1995. 4. Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества // Компьютер и право, №1, июнь. М., 1994. 5. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей. Изд-во Академии педагогических наук СССР. М., 1989. 6. Глинская М. Информатизация образования - путь к построению информационного общества. М., 2003. 7. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998. 8. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и развития личности. М., 2000. 9. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе. Как же выжить в мире СМИ. М., 1999. 10. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. 11. Ильенков Э.В. Что такое личность? М.,1991. 12. Козырева А. СМИ: манипуляция или управление общественным мнением? М., 2003. 13. Кон И.С. Социология личности. М., 1997. 14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание –М: 1995., c.26-48 15. Прокофьев В. Ф. Тайное оружие информационной войны. М., 1999. 16. Столяренко А.M. Психология и педагогика. М., 2001. 17. Судаков В.Н. Мифология воспитания. Очерки теории развития и воспитания личности. М., 1991. 18. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения – М: 1980, т.2., c.82 19. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., 1978. 20. Федеральный закон о средствах массовой информации от 21 марта 2002 г. №1-ФЗ; НГР: Р0200454 гл.1.
Отрывок из работы

1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СМИ 1.1. Сущность понятия «нравственное воспитание» Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Анализ литературы показывает, что единого подхода ученых к содержанию нравственного воспитания не существует. Тем не менее возможно выделить различные подходы ученых к пониманию содержания процесса нравственного воспитания: - когнитивный; - оценочно-эмоциональный; - интегративно-мировоззренческий; - аксиологический; - поведенческий (деятельностный); - целостный. В когнитивном подходе (Л.М. Архангельский, Н.И. Болдырев и др.) нравственное воспитание рассматривается как: - процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей; -процесс формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении. Основным структурным компонентом их концепции нравственного воспитания является нравственное просвещение, направленное на развитие нравственного сознания и мышления. Л.М. Архангельский ограничивает содержание нравственного просвещения лишь сообщением воспитуемым определенной информации о должном поведении. Сторонники оценочно-эмоционального подхода (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, И.Ф. Харламов и др.) считают, что восприятие информации о нравственности и тем более выработка собственных ценностных ориентации невозможны только на когнитивном уровне. В этом процессе активную роль играют эмоции. В данном подходе нравственное воспитание рассматривается как процесс формирования оценочных суждении, характеризующих отношение к нравственным ценностям, взаимоотношения людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных). Сторонники интегративной позиции (В.В. Белорусова, Т.А. Ильина, А.П. Кондратюк, И.И. Подласый, И.К. Решетень) по отношению к двум предыдущим подходам, признавая решающее значение сознания в нравственном воспитании, считают, что нравственные нормы воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением), но и чувствами. Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного в личности. Мировоззренческий подход (И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Н.В. Савин, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Е.И. Шиянов и др.) интерпретирует нравственное воспитание как процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества. Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент нравственного воспитания формирование мировоззрения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg