Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

natali2018 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2018
Итак, поняв сущность, принципы и особенности российского федерализма, рассмотрев развитие федеративного устройства России, проанализировав федеративное устройство современной России, а также выявив перспективы российского федерализма можно сделать следующие выводы. Процесс федеративного строительства в России носит незавершенный характер, и современная Российская Федерация во многом будет отличаться от классического понимания федерации.
Введение

Актуальность темы исследования. В 1993 году Россия стала по своей форме национально – государственному устройству федерацией. Российская федерация – это самая большая страна, которая построена по федеральному принципу – 85 субъектов, которые обладают различным конституционным статусом. Есть как плюсы, так и минусы, сложившегося и установившегося устройства. Особенность российского федерализма связана с различными факторами. Это можно связать как с большой территорией страны, так и с дифференциацией субъектов по другим признакам. Российский федерализм определяется не только как национально-государственное устройство (как это было во времена СССР), и не рассматривается лишь как территориальное, что свойственно нынешним странам. Были и попытки подражания федерализму, таких стран как США и Германия. Однако это не принесло успеха, поскольку это расходилось с российскими традициями, обычаями и историческим прошлым страны. Учитывая признаки федерации как формы государственного устройства важно разобрать и понять, насколько далеко зашел процесс институционализации федерализма в России и какова его специфика. Бытуют различные точки зрения и мнения о феномене федерализма в России. Например, существует такая точка зрения, что федерализм в России – это фикция. Однако, Россия, именно как Федерация, существует, на сегодняшний день, всего 25 лет. С одной стороны, это очень мало, а с другой стороны – этого уже достаточно для того, чтобы проводить какой-то анализ и прогнозировать будущее федерализма в России. Но, нужно учитывать, что процесс федерализации – это долгий процесс, и говорить, что это фикция не совсем корректно. Аналитики предложили периодизацию становления федерализма в РФ. Первый этап федерализма сформировался в 1990-ых годах, который базировался на принципах демократии и уважении прав человека. Кроме того, мнение о фикции опровергается подписанием Федеративного договора и закреплением федеративной формы государства в Конституции РФ. Благодаря этому, субъекты Федерации получили право на свое законодательство. В статьях 71, 72, 73 Конституции РФ проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Важно подчеркнуть тот факт, что конституционные преобразования в республиках в составе Российской Федерации посеяли много оригинальных форм правового регулирования и показали разнообразие решений в области собственного государственного формирования, не все из которых соответствовали федеральным нормам. Однако, конституции республик, принятые наперед федерального законодательства, имели большие расхождения с Конституцией Российской Федерации. Нарушение единства правового пространства, возникшее в 1994-1999 г. в России потребовало безотложных действий, которые препятствуют последующему развитию этого деструктивного явления. Федеральный парламент, принял Федеральный закон 6 октября 1999 г. Конституции республик в составе Российской Федерации начали со временем приводиться в соответствие с требованиями Конституции РФ и федерального законодательства. И, всё-таки, большая часть авторов в настоящее время чаще всего рассматривают нашу страну в качестве "застрявшей" между авторитарно-тоталитарным прошлым и пока еще несбывшимся либеральным будущим. Было высказано мнение о сложившейся ситуации: региональной политике в России присущи черты унитарности: доля федерации в бюджетных расходах составляет 60–65%, права по сбору налогов и распределению расходных обязательств сосредоточены в центре, для региональной политики огромное значение имеют трансферты. Будучи по названию федерацией, в конструкции политического и бюджетного процесса Россия очень далеко отстаёт от классических федераций — США, Германии, Канады. Актуальность темы исследования продиктована современными процессами федеративного формирования в России, которые обусловлены, во-первых – заявлением курса на модернизацию центр-региональных отношений и, во-вторых – сохранением неопределенности статуса субъектов Российской Федерации, формализованного в их учредительных документах. Объектом данного исследования является федерализм в Российской Федерации. Предметом исследования являются особенности федерализма в России. Степень научной разработанности. Тема российского федерализма в отечественной науке достаточно актуальна и интересна для исследователей. Ей посвящены работы таких ученых как: Р.Г. Абдулатипов , М.В. Баглай , М.В. Глигич-Золотарева, Л.М. Карапетян, И.А. Конюхова , Р.Х. Макуев , Е.С. Строев , Э.В. Тадевосян , В.А. Черепанов , В.Е. Чиркин и др. Цель данной работы состоит в выявление характерных черт российского федерализма. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1. раскрыть сущность, принципы федерализма; 2. выявить особенности российского федерализма; 3. рассмотреть этапы развития федеративного устройства России; 4. выявить проблемы и перспективы российского федерализма. Методы исследования. В данной курсовой работе использован институциональный, структурно-функциональный и системный методы исследования, в процессе которого проведен анализ становления и развития российского федерализма до современного этапа. Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка литературы. Научно-практическая значимость работы. Практическая значимость работы состоит в том, что предоставленный материал может быть использован в учебном процессе при преподавании таких дисциплин, как «Политология», «Теория права и государства». Выводы способствуют более глубокому пониманию конкретных проявлений и тенденций института федерализма в России.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3 Раздел 1 Понятие и сущность федерализма………………………...……………………….7 Раздел 2 История становления федерализма в России…………...………………………...15 Раздел 3 Проблемы и перспективы федерализма в России…………………………...…...26 Заключение………………………………………………………………………….34 Список литературы…………………………………………………………………36
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851. 2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) 3. Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 4. О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред.02.05.2012): ФЗ от 04.07.2003 № 95-ФЗ // СЗ РФ от 07.07.2003, № 27 (ч.2), ст.2709. 5. «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». 31 марта 1992 год. Монографии и статьи 6.Абдулатипов Г.М. Федеративный договор и перспективы нашей федерации // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: государство и право. Реферативный журнал. С. 7-20. 7. Арзамаскин Н.Н. Этапы и современные тенденции становления российского федерализма // Право и политика. 2007. N 4. С. 34. 8. Валентей С.Д. Федерализм в России // Федерализм. 2011. С. 7-18. 9.Глигич-Золотарева М.В. законодательная база федеративных отношений: состояние и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. №9. С.3-7. 10. Добрынин Н.М. Федерализм в России: оценка состояния и пути решения проблем // Право и политика. 2006. N 5. 11. Журавлёва И. А. Государственно-правовой взгляд на соотношение понятий «Федерализм» и «Федерация» // Вестник Омской юридической академии. 2015. № 3(28). С. 7-11. 12.Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. – М.,2005, с. 4-7; Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / отв. ред. Б.Н. Топорнин. – М., 2005. С.27-32. 13. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития / И.А. Конюхова. М: Городец. 2004. С.587 14.Крашенинина В.Г. Федерализм: история, идеи и практика современной России // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2. С. 425-426. 15.Кряклина Т.Ф., Малофеев Ю.В. Федерация и федерализм // Ползуновский вестник. 2006. С. 44-47. 16. Макуев Р.Х. Личность и российский федерализм: противоречия, причины и следствия / Р.Х. Макуев. М: РГБ. 2004 С.1 17. Михайленок О.М. Национальный суверенитет и российский федерализм // Позиция. 2010. № 3. С. 4-8. 18. Пастухов В.Б. Новый федерализм для России: институционализация свободы //Полис. 1994. -№3. С. 36-41. 19. Сибгатов Р.С. Многообразие форм федеративных государств // Известия Алтайского государственного университета. №4. Том 3. 2009. С. 236 -239. 20. Соблиров Х.Х. История российского федерализма // научные проблемы гуманитарного исследования. 2010. С. 60-65. 21. Страшун Б.А. Территориальное устройство государства // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М. 1995. Т.2. С. 448 22.Строев Е.С. Российский федерализм: нужно идти дальше общих формул // Федерализм. №3.1996. С.4 23. Тадевосян Э.В. К вопросу о государственной власти субъекта Федерации // Государство и право. 2000. №3. С.21. Учебные пособия 24. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. М: Норма. 2007. С.784. 25. Бардак А.Н. История Древнего мира. Древний Рим. / А.Н. Бардак. М: ХАРВЕСТ. 1998. С. 199 26. Марченко М. Н. Форма государства // Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 томах / Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. – Том. I. Теория государства. М.: Изд-во «Зеркало» 1998. С.622 27. Фарукшин М.Х. Федерализм. Теоретические и прикладные аспекты/ М.Х. Фарукшин. М.: Юристъ. 2004. С.527 28. Черепанов, В.А. Теория российского федерализма / В.А. Черепанов. М.: МЗ-ПРЕСС, 2005. - 320 с. 29. Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ / В.Е. Чиркин. М: ИНИОН РАН. 1995. С. 72
Отрывок из работы

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФЕДЕРАЛИЗМА По мнению некоторых учёных, федерализм был и до появления первой «официальной» федерации – США . Американский федерализм примера 1787 года никак не был нововведением, в том числе для той же Америки. Та модель федерализма, которую на сегодняшний день общепринято рассматривать как классическую, появилась как результат длительного навыка создания государства, зиждившегося на многочисленности лиц управления. История федерализма куда более длительна и собственными истоками удаляется значительно дальше, нежели общепринято рассматривать. Вплоть до возникновения американской федерации наиболее преждевременные эксперименты подобного рода прослеживались в вольных городах Европы. В качестве примера, было такое государство – «Республика объединенных провинций» (Голландия), которое можно охарактеризовать как протофедеративное государственное формирование. Классическим определением является определение федерализма, которое предложил австралийский ученый Кеннет Уир: классический федерализм «предполагает общее и региональное правительства, которые равны, независимы в своих сферах деятельности, осуществляют свою власть в отношении одних и тех же людей и территории под надзором суда». В отечественном федерализме, важным является повышенное внимание к этно-национальной стороне вопроса. Такая трактовка рассматривается в качестве замены унитарного государства как действенный способ разрешения «национального вопроса». Об этом говорится в работах Р.Г.Абдулатипова. «Федерализм - явление многоаспектное, многогранное, - пишет Р.Г.Абдулатипов, - его нецелесообразно сводить лишь к государственному устройству определенных территорий. Для России это еще и принцип обустройства различных народов в государстве через различного рода образования. Можно сказать, что федерализм - это демократический принцип обустройства народов и территорий в рамках единого государства». Э.В.Тадевосян, отмечает «федерализм - это теория и практика строительства не только собственно федеративных государств (хотя это, несомненно, ядро, главная часть федерализма), но и конфедераций, и некоторых других государственных объединений, а также автономизации в рамках унитарных государств понятие федерализм может употребляться как в государственно-правовом, так и организационно-политическом смысле». Французский исследователь М.Деруэ пишет, что в федерализме не следует видеть только факторы политического или юридического характера, это - «принцип общей организации, выражение определенной культурной тенденции, стиль жизни». Российский исследователь Г.В.Марченко отмечает: «Смысл подлинного федерализма - это самоуправление личности, свобода выбора и личная ответственность гражданина». Предельно ясно и совершенно справедливо суть федерализма раскрывает В.Б.Пастухов: федерация и ее субъекты в равной степени опираются на непосредственное волеизъявление сообществ индивидов и не могут рассматриваться как производные друг от друга. Федеральная власть не обусловлена волей политических субъектов федерации, а власть последних не дарована им федеральной властью. Власть федерации и власть ее субъектов есть следствие разделения властей, осуществленного в интересах сохранения и развития свободы человека.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Финансы, 57 страниц
490 руб.
Курсовая работа, Гостиничное дело, 29 страниц
150 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
190 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
120 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg