Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Нарушение произносительной стороны речи у дошкольников

natali2018 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2018
Таким образом, по курсовой работе можно сделать следующие выводы: Устранение нарушений звукопроизношения у дошкольников с нарушением произносительной стороны речи – одна из важнейших задач логопедии. Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы. Дислалия – это речевое нарушение, при котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой.
Введение

Актуальность исследования. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. В процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность. Таким образом, одной из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем больше возможностей откроется перед ним в познании окружающего мира, тем легче ему будет общаться. Речевое общение занимает центральное место в жизни человека, «как фактор его психического развития, условие саморегуляции», как «средство приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления». Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей. Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались А. Г. Богомолова, К. П. Беккер, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Совак, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Н. А. Чевелёва. В исследованиях Д.Б. Эльконина, Г.П. Беляковой, Л.Е. Журовой, С.Н. Карповой, И.Н. Колобовой и других показано, что успешность обучения грамоте во многом зависит именно от того, насколько для ребенка разделены звуковая и смысловая стороны слова. "Узловым образованием", связывающим разные формы речевой деятельности - звукопроизношение, чтение, письмо, - является звуковой анализ. Осознание звуковой структуры слова - необходимая предпосылка обучения грамоте. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать наиболее эффективные приемы, методы коррекции нарушений фонематической стороны речи у дошкольников. Объектом исследования являются процесс преодоления ошибок устной речи у дошкольников. Предметом исследования коррекция нарушений фонематической стороны речи у дошкольников. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи исследования: 1. На основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности нарушений фонематической стороны речи и пути их преодоления. 2. Выявить причины нарушения звукопроизношения. 3. Разработать и апробировать задания и игровые упражнения по преодоления нарушений фонематической стороны речи у дошкольников. 4. Определить эффективность логопедической работы. Гипотеза исследования: логопедическая работа по преодолению нарушений фонематической стороны речи у дошкольников будет более эффективной, если учитывается: - ведущий вид деятельности дошкольников - этиология, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии. - коррекционная работа осуществляется поэтапно и комплексно. Практическая значимость исследования заключается в предложенных заданиях, упражнениях, направленных на коррекцию звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи. Данный практический и наглядный материал может быть использован логопедами. Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования фонематических процессов у дошкольников с нарушением произносительной стороны речи 5 Понятие нарушения произносительной стороны речи 5 Структура нарушений произносительной стороны речи 8 Причины нарушения звукопроизношения 11 Проявления нарушений звукопроизношения 12 Выводы по 1 главе 14 Глава 2. Экспериментальное исследование дошкольников с нарушением произносительной стороны речи 15 Организация исследования 15 Констатирующий эксперимент 18 Формирующий эксперимент 22 Контрольный эксперимент 27 Выводы по 2 главе 28 Заключение 30 Список использованных источников и литературы Приложения
Список литературы

1. Алексеева А. М. , Яншина В. И. .Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2008. 2. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999. 3. Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. – М., 2001. 4. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2008. 5. Бельтюков В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики // Дефектология. - №3. - 2007. 6. Бельтюков В. И. Механизмы овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. - №1. - 2008. 7. Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. - №5. - 2006. 8. Бондаренко А. Н.. Словесные игры в детском саду. - М., 2007. 9. Волкова Г. А. . Логоритмическое воспитание детей с нарушением произносительной стороны речи. //– СПб., 2002. 10. Гаркуша Ю. Ф. . Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. – М., 2002. 11. Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю. С. Игры в логопедической работе с детьми. – М., 2009. 12. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2001. 13. Гойхман О. Я. , Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации.– М., 2007. 14. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2005. 15. Жинкин Н. И. . О теориях голосообразования. – М., 2003. 16. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичёва Т. Е. . Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2000. 17. Занятия по развитию речи в детском саду. // Под ред. Ушаковой О. С. – М., 2003. 18. Зуева Л. Н. и др. Думай – говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. – М., 2006. 19. Каше Г. А., Филичёва Т. Е.. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 2008. 20. Ковшиков В. А. Принципы формирования языкового механизма у детей. – СПб., 2004. 21. Логопедия // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М., 2008. 22. Львов М. Р. Основы теории речи. – М., 2000. 23. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 2001. 24. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению // Под ред. Т. В. Волосовец. – М., 2002. 25. Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 2008. 26. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – СПб., 2008. 27. Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Подготовка К школе: речь, письмо, математика. – СПб., 1999. 28. Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. – М., 2000. 29. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 2004. 30. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград, 2009. 31. Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. – СПб., 2007. 32. Ты и твоя речь: Для обучения детей культуре речи в семье, детском саду, и далее. – Екатеринбург, 1998. 33. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. 34. Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М., 2000. 35. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 2001. 36. Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр – коррекций. – М., 1993. 37. Филичёва Т. Б. Чевелёва Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 2007. 38. Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М., 2001. 39. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.; Аквариум , СПб., Дельта, 1996.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы формирования фонематических процессов у дошкольников с нарушением произносительной стороны речи 1.1 Понятие нарушения произносительной стороны речи На начальных этапах становления логопедии как науки, она не располагала собственной классификацией нарушений речи, полностью принимая медицинскую классификацию речевых расстройств. Одним из первых проанализировал медицинскую классификацию речевых расстройств и, проанализировав их с точки зрения речевого дефекта, упорядочил терминологию А. Куссмауль в 1877 г. [18,c.98] Эта классификация легла в основу множества клинических классификаций, но ни в одну из них не был заложен определенный принцип, что привело к разночтению видов и форм речевых нарушений не только в классификациях разных авторов, но и внутри одной классификации. На рубеже веков, с развитием физиологии высшей нервной деятельности, психологии, медицины, лингвистики и педагогики, эти противоречия стали особенно заметны. [3,c.77] К пересмотру классификации речевых нарушений подключились М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, пополнив содержательную характеристику речевых расстройств. В процессе разработки методов логопедического воздействия, пригодных для работы с коллективом детей, клиническая классификация нарушений речи была подвергнута критическому анализу, позволившему ввести новую группировку речевых нарушений. [14,c.89] Нарушения речевого развития могут быть спровоцированы воздействием на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора или их взаимодействия. Рассмотрим вероятные факторы, которые могут стать причиной той или иной речевой патологии. Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность). Речевые нарушения могут затрагивать различные стороны речи: - звуковую (произносительную), - фонематическую (смыслоразличительную), - лексику, - грамматический строй.[8,c.55] Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР): - дислалия, - дизартрия или стертая дизартрия, - ринолалия. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажения, смешениях тех или иных звуков. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает из-за органического поражения центральной нервной системы. Дизартрия различается по месту локализации и по степени тяжести. Ринолалия - нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата. [26,c.384]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 43 страницы
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg