Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Взаимосвязь социального интеллекта и лидерских качеств у студентов гуманитарного ВУЗа

natali2018 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.04.2018
Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме взаимосвязи характеристик социального интеллекта и лидерских качеств у студентов гуманитарного ВУЗа. Результаты теоретического анализа показали, что проблема социального интеллекта и лидерских качеств в психологии является интересным и сложным феноменом, особенно – в контексте получения образования.
Введение

Актуальностью, данной дипломной работы: на наш взгляд, выбранная тема дипломной работы является актуальной, потому что понятия лидерства и социального интеллекта широко распространены в психологии, социологии, политологии и в ряде других социальных наук. Этим понятия посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. Социальный интеллект занимает важное место в психике человека. Будучи самой совершенной из психических адаптаций, социальный интеллект служит наиболее необходимым и эффективным орудием во взаимодействии субъекта с окружающим миром, которое реализуется сложнейшими путями и выходит далеко за пределы непосредственно одномоментных контактов, для того, чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений. Методологическая основа исследования: при рассмотрении лидерских качеств мы опирались на работы таких авторов, как Тард Г., Лебон Г., Стогдилл Р., Манн Р., Уманский Л. И., Бэрон Р. С., а при рассмотрении эмоционального интеллекта – таких, как Спирмен Ч., Векслер Д., Гарднер Х., Бар-Он Р., Сэловей П., Мейер Дж., Гоулмен Д., Люсин Д. В., Кетс де Врис М. Степень научной разработанности проблемы. Изученностью темы социального интеллект занимались такие ученые, социологи и психологи как Ж.Пиаже, И.Кант, К.Дункер, Л.С. Выгодский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Ч. Спирмена, Л. Терсоуна, Р. Кеттела, Г.Айзенк, З.И.Колмыкова, Д.Векснер. Разработанностью выявления лидерских качеств занимались такие ученые и психологи, как Л. Бернард, В. Бинхам, О. Тэд, С. Килбоурн, М. Вебер, Е. Богардус, X. Персон, Р. Стогдилл, С. Шартл, X. Герт, С. Миллз, Д. Мак-Грегор. Разработанностью темы лидерских качеств занимались такие психологи и социологи, как ПА.С. Залужный, А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, Б.Д. Парыгин, И.П. Волков, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, А.Л. Журавлев, Р.Л. Кричевский. Цель работы: исследовать взаимосвязь социального интеллекта и лидерских качеств у студентов гуманитарного вуза. З?а?д?а?ч?и и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я?: 1. И?з?у?ч?и?т?ь теоретические основы взаимосвязи социального интеллекта и лидерских качеств. 2. Определить уровень развития социального интеллекта у студентов гуманитарного ВУЗа. 3. Определить уровень развития лидерских качеств у студентов гуманитарного ВУЗа. 4. Определить уровень развития КОС у студентов гуманитарного ВУЗа. 5. Сопоставить социальный интеллект и лидерские качества у студентов гуманитарного ВУЗа. Объект исследования: студенты гуманитарного ВУЗа в количестве 60 человек. Предмет исследования: взаимосвязь характеристик социального интеллекта и лидерских качеств у студентов гуманитарных ВУЗов. Г?и?п?о?т?е?з?а и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я?: существует связь между социальным интеллектом и лидерскими качествами у студентов гуманитарного ВУЗа. Методы исследования: тестирование, опрос, методы математико-статистической обработки данных. Методики: 1. Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности (КОС) [48]. 2. Тест Гилфорда «Социальный интеллект» [17]. 3. Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) [34]. 4. Методика «Я – лидер» (Е.С.Фёдоров; О.В.Ерёмин, Т.А.Миронова) [33]. База исследования: Учреждение «Университет «Туран». Теоретическая и практическая значимость исследования представляет интерес для практики исследования лидерских качеств у студентов гуманитарного ВУЗа, развития и дальнейшего усовершенствования, а так же позволяет расширить и систематизировать представления об особенностях социального интеллекта у студентов гуманитарного ВУЗа. Кроме того, разработанные рекомендации будут полезны для развития социального интеллекта у студентов, что позволит повысить уровень их успешности. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической части), выводов, заключения, списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……...3 Глава I. Теоретические основы взаимосвязи социального интеллекта и лидерских качеств………………………………………………………………...2 1.1. Понятие социального интеллекта………………………………….2 1.2. Определение лидерских качеств…………………………………..16 1.3. Взаимосвязь характеристик социального интеллекта и лидерских качеств………..………………………………………………………………......23 Выводы по первой главе……………………………………………......29 Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи социального интеллекта и лидерских качеств у студентов 1 и 4 курсов гуманитарного ВУЗа….30 2.1. Программа и методы исследования………………………………..30 2.2. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи социального интеллекта и лидерских качеств у студентов гуманитарного ВУЗа …………………………………………………………………………......32 Выводы по второй главе...………………………………..……………..52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………………...……54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………..…………….57
Список литературы

1. Адаир, Дж. Искусство управлять людьми и самим собой. – М.: Эксмо, 2007. 656 с. 2. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. ? М.: Аспект-Пресс, 2008. 363 с. 3. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57-65. 4. Андреева, И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: сб.статей; Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. - Минск: БГПУ, 2006. С. 7-11. 5. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86. 6. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к "исчезновению"? // Психологический журнал. Минск. 2006. № 1. С. 28-32. 7. Андреева, И.Н. Эмоциональные особенности творческой личности // Психология, 2003. № 1. С. 51-60. 8. Андреева, И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: Теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. С.И. Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой. – Мн., 2003. С. 166-168. 9. Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять лидер. навыки / Д. Адаир Д. - М. : Эксмо , 2003. - 318 с. 10. Белоконь О. В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством: автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Белоконь О. В. – М., 2008. 11. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопр. психологии. – 2000. - N 1. - С. 87-95 12. Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн. - Екатеринбург : Литур , 2000. - 319 с. 13. Большаков В. Ю. Критерии, методы и методики выявления лидерской одаренности у старшеклассников // Прикладная психология. – 2001. - N 1. - С. 19-29 14. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2005. - 303 с. 15. Бодалев А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. - М.: Квант, 1997. 16. Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. 672 с. 17. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982 504 с. 18. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под ред A.M. Матюшкина. М., 1965.С.433-456. 19. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Дэниел, Бояцис Ричард, Макки Энни. Пер с агл. – 3 изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 301 с. 20. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: эмоции как фактор корпоративного успеха / Даниэл Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки // Действенное лидерство. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. С. 32–56. 21. Зимбардо Ф., Ляйппе, М. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: «Питер», 2000. – 448 с. 22. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: «Питер», 2000. – 512 с.
Отрывок из работы

Г?Л?А?В?А I. Проявление лидерских качеств при повышении социального интеллекта 1. 1 Понятие социального интеллекта В истории развития исследования психологии как науки социальный интеллект является, с одной стороны, более изучаемой и разносторонней (ей приурочено к величайшее численность работ) темой, с иной стороны, остаётся самой дискуссионной. Этак, к примеру, до реального момента не сформировалось однозначного определения разума, желая это мнение деятельно употребляются в разных областях психологической науки. [6]. С раннего времени в истории психологии была концепция социального интеллекта, после этого интерес к этому понятию изменился. Исследователи стремились понять специфику данного феномена, предлагали различные пути его изучения, выделяли разные формы интеллекта, исследование социального интеллекта периодически выпадало из поля зрения ученых, что обуславливалось неудачами при попытках определить границы данного понятия. «Понятие «социальный интеллект» впервые употребил в 1920 году Э. Торндайк, обозначив им дальновидность в межличностных отношениях и приравняв его к способности мудро поступать в человеческих отношениях. Торндайк рассматривал социальный интеллект как познавательную специфическую способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми, основная функция социального интеллекта – прогнозирование поведения. По Торндайку существует три вида интеллекта: абстрактный интеллект, - это способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия; конкретный интеллект, - это способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия; социальный интеллект, - это способность понимать людей, и взаимодействовать с ними» [6]. Э. Торндайк утверждал, что социальный интеллект существует отдельно от обычного интеллекта. Во время развития и изучения социального интеллекта в 1937 года Г. Олпорт рассказывает в своей работе как некую возможность понимать людей, которая развивается в ходе обучения, которая обеспечивает объективное реалистичное представление о обществе в целом, и о каждой личности в частности, обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях. Он выделил набор качеств, которые обеспечивают лучшее понимание других людей; в структуре этих качеств социальный интеллект был выделен как отдельная способность. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – это особый «социальный дар», который обеспечивает гладкость в отношениях между людьми [21]. Вместе с этим он указал, что социальный интеллект имеет большее отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его последствие – социальное приспособление, но никак не оперирование понятиями.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg