Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Организация социально-педагогической работы с неблагополучной семьей

lina_lad 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.04.2018
Проанализировав современное состояние проблемы неблагополучия в семьях, можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, негативно отражается на ситуации в обществе.
Введение

Актуальность исследования. Организация социально – педагогической работы с неблагополучной семьей - одна из важнейших и актуальных проблем социальной теории и практики на сегодняшний день. Актуальность исследования заключается в том, что среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия, как на личность, так и на многие процессы общественной жизни. Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе. Актуальность исследования проблемы организации социально - педагогической работы с неблагополучными семьями обусловлена следующими обстоятельствами: - возрастающей ролью семьи в период социально - экономического и политического преобразования общества и поиском путей стабилизации положения семьи в связи со стойкой тенденцией к увеличению неполных и неблагополучных семей; - ростом социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности и необходимостью оказания не просто социальной, а комплексной социально-педагогической помощи; - активно развивающейся профессиональной деятельностью социальных работников и социальных педагогов и необходимостью разработки основ их научно - практической деятельности, профессиональной подготовки, создания эффективных социально-педагогических технологий помощи ребенку из семьи «группы риска». Таким образом, проблема исследования заключается в разработке структуры и содержания социально – педагогической работы как формы помощи неблагополучной семье в системе комплексной социальной помощи. Итак, рост числа неблагополучных семей, социальные потребности общества в гуманизации человеческих отношений и стабилизации института семьи, неразработанность проблемы содержания деятельности социальных педагогов определили выбор темы исследования «Организация социально – педагогической работы с неблагополучной семьей». Научная разработанность темы исследования. В отечественной науке имеются фундаментальные работы, посвященные проблематике семьи в целом, среди авторов которых необходимо назвать А.И. Антонова, И.В. Бестужева-Ладу, А.Г. Вишневского, А.Г. Волкова, С.И. Голода, И.А. Гундарова, А.А. Клецина, А.Г. Харчева, Н.Г. Юркевича, Н.А. Соловьева, М.С. Мацковского, Ю.Б. Рюрикова и др. Современное состояние российской семьи отражено в исследованиях Т.М. Афанасьева, И.В. Гребенниковой, Л.В. Лебедевой, В.М. Медкова, А.Б. Синельникова, С.А. Сорокина, Н.И. Стрельниковой и других. Более конкретные исследования неблагополучной семьи как таковой связаны, прежде всего, с изучением факторов дестабилизации семейных отношений. В частности, проблемы развода и его дестабилизирующая роль рассматриваются в работах К. Аронса, М. Кента, С.С. Сидельниковой и др. Проблема деятельности с неблагополучной семьей подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Т.В. Андреева, Ю.В. Василькова, Т.В. Гончарова, В.Н. Гуров, Т.С. Зубкова, А.Р. Кочубей, Л. П. Кузнецова, В.М. Целуйко, М.В. Шакурова, Т.И. Шульга. Тем не менее проблематика неблагополучных семей в современной России не получила пока должного отражения в отечественной научной литературе. Более того, можно констатировать нехватку комплексных работ, специально посвященных семье «группы риска» в различных аспектах ее существования. Настоящая работа представляет собой попытку восполнить этот пробел. Объект исследования – неблагополучные семьи. Предмет исследования – организация социально – педагогической работы с неблагополучной семьей. Цель исследования – изучить особенности организации социально – педагогической работы с неблагополучной семьей. Задачи исследования: 1.На основе анализа литературы представить различные точки зрения на определение понятия «неблагополучная семья». 2. Описать содержание и сущность социально – педагогической работы с неблагополучной семьей. 3.Провести анализ организации социально – педагогической работы МБОУ СОШ № 6 с неблагополучными семьями. 4. Разработать методические рекомендации по работе с неблагополучными семьями. Гипотеза исследования. Социально - педагогическая работа с неблагополучной семьей может быть эффективной при условии учета факторов социального риска в развитии семьи, а также межведомственного подхода к оказанию социальной помощи данной группе населения. Теоретико-методологической основой исследования выступили основные положения трудов В. Г. Баженова, М. В. Воронцовой, Т. А. Дубровской, Н. А. Пискаревой, В. Г. Канкина, в которых анализируются проблемы неблагополучных семей; работы отечественных ученых и практиков, в которых анализируются технологии социально - педагогической работы с неблагополучной семьёй (Н. М. Карпунова, С. Н. Кошман, Т. В. Крисань, Т. В. Левашкина, В. В. Монастырева). Методы исследования: анализ литературы по проблеме, анализ документов, синтез, обобщение социального опыта. База исследования: документация, статистические данные и технологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 6. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные результаты в практике социально - педагогической помощи неблагополучным семьям, социальной защиты и социально – педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ 7 1.1. Неблагополучная семья как социальная проблема современной России 7 1.2. Содержание и сущность социально – педагогической работы с неблагополучной семьей 14 Выводы по первой главе 17 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ № 6) 19 2.1. Анализ организации социально – педагогической работы МБОУ СОШ № 6 с неблагополучными семьями 19 2.2. Методические рекомендации по социально – педагогической работе с неблагополучными семьями 27 Выводы по второй главе 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32 ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Список литературы

1. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст] / Ю.В. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 160 с. 2. Воронцова, М. В. Семьи «группы риска»: проблемы, пути решения [Текст] / М. В. Воронцова, Т. А. Дубровская, Н. А. Пискарева. - Таганрог: фил. РГСУ, 2013. - 194 с. 3. Гончарова, Т.В. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. В. Гончарова // Народное образование. - 2012. - № 6.- С.39-42. 4. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей [Текст] / В.Н.Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 228 с. 5. Канкин, В.Г. Неблагополучная семья - типы, социальные факторы влияния, тенденции [Текст]: Учебное пособие / В. Г. Канкин.- Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2013. – 123 с. 6. Карпунова, Н. М. Социально-педагогическая работа с дисфункциональной семьей в целях профилактики правонарушений подростков/ Н. М. Карпунова // Воспитание школьников. - 2015. - № 4. - С.39-45. 7. Кочубей, А.Р. Визит в семью или практика работы с семьями [Текст] / А.Р. Кочубей, Н.В. Умарова. – Псков, 2012. - 119 с. 8. Кошман, С. Н. Социально-педагогическая поддержка семей группы риска / С. Н. Кошман // Мир образования - образование в мире. - 2012. - № 4. - С. 238-243. 9. Крылова, Т. В. Работа социального педагога с семьей группы риска/ Т.В. Крылова, М. Р. Струкова // Социальная педагогика. - 2012. - № 6. - С.31-38. 10. Левашкина, Т. В. Социально – психолого - педагогическое сопровождение семей группы социального риска / Т. В. Левашкина // Работник социальной службы. - 2012. - № 3. - С. 39-62. 11. Лещенко, А. Н. Об уровнях профилактики семейного неблагополучия/ А. Н. Лещенко // Работник социальной службы. - 2012. - № 9. - С.50-60. 12. Лопинцева, Л. А. Социально-педагогическое сопровождение семьи «группы риска», воспитывающей ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Лопинцева. - Мурманск: Издательство МГТУ, 2012. - 102 с. 13. Мастюкова, Е. М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме [Текст] / Е. М. Мастюкова, Г. В. Грибанова, А. Г. Московкина. - Москва: ВЛАДОС, 2012. - 115 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ 1.1. Неблагополучная семья как социальная проблема современной России Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Единого подхода к определению типологий семьи нет. Однако чаще всего семьи принято классифицировать так: - в зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные (2–3 ребенка) и многодетные (более 3 детей); - в зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети); - в зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке); - в зависимости от характера взаимоотношений в семье: благополучные и неблагополучные – традиционное деление; гармоничные, распадающееся, распавшиеся. Неблагополучные семьи: конфликтные, аморальные, педагогически несостоятельные, асоциальные [18, c. 49]. В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей [3, c. 26].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg