Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

НАРУШЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

lina_lad 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.04.2018
Проблемой, раскрытой в данной работе, обеспокоены не только коррекционные педагоги, но и родители, так как в последнее время все больше детей имеют достаточно серьезные нарушения речи. Особенно важно вовремя заметить эти нарушения, поставить правильный диагноз и провести качественную коррекционную работу по устранению речевой патологии. У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития возникают серьезные трудности в общении со сверстниками, с педагогами, с родителями. К речевой патологии постепенно присоединяются психологические проблемы. Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. В дальнейшем, при поступлении в школу, у детей с не устраненной речевой патологией нередко период адаптации проходит более болезненно, появляются серьезные проблемы в обучении (в частности страдает чтение и письмо), как следствие может снизиться уровень мотивации к познавательной деятельности и обнаружатся новые проблемы, не менее серьезные. Хочется еще раз подчеркнуть насколько важна своевременная точная диагностика и качественная всесторонняя коррекция речевых нарушений, важно комплексное взаимодействие специалистов между собой и с родителями.
Введение

Общепризнано, что усвоение школьного курса родного языка зависит прежде от уровня практического владения учащимся устной речью. Только речь, построенная в соответствии с грамматическими нормами, служит надёжным средством общения и познания окружающей среды. Овладение грамматическим строем языка - обязательное условие формирования полноценного речевого общения, подобно тому, как познание объективных признаков предметов и многообразных отношений между ними. Именно в процессе практического использования речи (в процесс понимания и говорения) формируется «чувство языка». По мере развития ребёнок обнаруживает некое нормативное чувство языка, он научается определять, является ли высказывание правильным, относительно некоторого языкового стандарта. У младших школьников с задержкой психического развития в той или иной степени не сформирована речевая система [11, 21], нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к более высокому теоретическому уровню овладению речи, где ребёнок осознаёт элементы структуры слова, предложения, закономерности их сочетания и оперирования ими. Как показывают исследования при системных нарушениях речи Т.И. Власовой, М.С. Певзнер, Е.И. Жаренковой аграмматизмы являются, чуть ли не самым устойчивым и одним из основных проявлений речевого расстройства. Недостаточная сформированность морфологических и синтаксических обобщений [24, 32, 34, 49] у детей с ЗПР к моменту школьного обучения приводит к нарушениям письменной речи, затруднениям при овладении программой по родному языку. Актуальность работы. Проблема, связанная с нарушением словообразования актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Количество работ направленных на изучение словообразования у учащихся с задержкой психического развития, невелико, хотя известно, что этот компонент речевой системы страдает у аномальных детей многих категорий. Своевременная коррекция нарушений грамматического строя речи является необходимым условием психологической готовности к усвоению школьных знаний. Таким образом, нарушения грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР и пути их коррекции являются одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии. В исследованиях ряда авторов Т.И. Власовой, М.С. Певзнер, Е.И. Жаренковой, В.И. Лубовского, В.А. Поповой, Н.А. Цыпиной, Т.И. Рахмаковой, Е.И. Склотис, Р.Д. Тригер отмечается, что у детей с задержкой психического развития имеет место системное недоразвитие речи, обусловленное комплексом патологических факторов. В то же время своевременная научно обоснованная коррекция нарушений процесса словообразования будет способствовать более успешному овладению морфологической системы языка, усвоению правил правописания, предупреждению и коррекции дисграфии и дизорфографии, развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и в целом социальной адаптации, оптимизации процесса обучения младших школьников с задержкой психического развития. Учитывая значимость достаточного уровня развития словообразовательных процессов для успешного обучения в школе и для развития познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития, а также не разработанность данного вопроса, следует считать проблему формирования словообразования у младших школьников с ЗПР актуальной. Цель: изучение нарушений словообразования у младших школьников с задержкой психического развития Объект исследования: процессы словообразования у младших школьников. Предмет исследования: особенности нарушений словообразования у младших школьников с ЗПР. Гипотеза исследования: учитывая то, что у младших школьников с ЗПР имеется недоразвитие познавательной деятельности, можно предположить, что в основе нарушений словообразования у данной категории учащихся лежит несформированность целого ряда операций, обеспечивающих процесс словообразования, трудности выделения, семантического анализа и синтеза, дифференциации словообразовательных морфем, формирования моделей-типов словообразования и их использования в речи. Задачи: 1. Изучение научной литературы по проблеме исследования; 2. Подбор диагностических методик, направленных на изучение уровня словообразования у младших школьников с задержкой психического развития; 3. Проведение имперического исследования, направленного на изучение уровня словообразования у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития; 4. Разработать рекомендации для учителей и родителей; Теоретико – методологической основой исследования является положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С, Лурия А.Р.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Левина Р.Е., Лубовский В.И.), положение о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных коррекционных учреждениях (М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн и др.). Теоретическая значимость исследования. В работе рассмотрены следующие вопросы: 1. Психихолого – педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития 2. Формирование развития словообразования у младших школьников в онтогенезе 3. Особенности развития словообразования у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Практическая значимость исследования. Проведенное исследование словообразования у младших школьников с ЗПР углубляет научные представления о соотношении мышления и речи, об особенностях влияния нарушений познавательной деятельности на формирование речи, о взаимодействии различных компонентов речи в процессе нормального и нарушенного онтогенеза; позволяет определить симптоматику и механизмы нарушений словообразования, а также структуру речевого дефекта у младших школьников с ЗПР. Использование в процессе исследования целенаправленной дифференцированной методики устранения нарушений словообразования, у младших школьников с ЗПР способствует коррекции нарушений лексики и грамматического строя, более успешной профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, оптимизации школьного обучения в целом. Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе 3-ого класса ГБОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интернат №59 VIII вида для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Уфа. Структура работы: введение, глава 1, глава 2, заключение, список используемой литературы, рекомендации, приложение.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7 1.1. Психихолого – педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития 7 1.2. Формирование развития словообразования у младших школьников в онтогенезе 12 1.3. Особенности развития словообразования у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 14 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 25 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 26 2.1. Организация и методы исследования 26 2.2. Результаты экспериментального исследования 33 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Список литературы

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР.-М.,1982г. 2. Борякова М.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7лет с ЗПР при опоре на сюжетную картинку. Дефектология 1982г. №5. 3. Борякова М.Ю. Дети с ЗПР. –М., 1984г. 4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.,-1960г. 5. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. – 1960г. 6. Власова Т.А. и др. ЗПР у детей и пути их преодоления. Обзорная информация. – М., 1976г. Выпуск №8. 7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностика. - СПб., 2003. 8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961г. 9. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. - М., 1949. 10. Дети с ЗПР – под редакцией Т.А. Власовой, В.И. Дубовского, Н.А.Цыпиной.– М., 1984г. 11. Дети с отклонениями в развитии. – под редакцией М.С. Певзнер. 12. Жаренкова Г.И. Действие детей с ЗПР по образу и словесной инструкции. –Дефектология.-1973г. 13. Захарова А.В. Отглагольные прилагательные в детской речи (модели словообразования и особенности употребления) -Актуальные проблемы лексикологии. – Новосибирск, 1072г. 14. Карпова С.Н., Хорош С.М. Отношение к фонетической действительности детей с ЗПР. – психологические исследования. –М., 1974г. Выпуск №6. 15. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – СПб., 2006. 16. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с ЗПР. –СПб., 1992г. 17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2004. 18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей с ЗПР. – М., 1975г. 20. Лебединский В.В., Шахнарович А.М. и др. Роль образа в онтогенезе речи. – Материалы Четвёртого Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М.,1972г. 21. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М., 1978г. 22. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979г. 23. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения. Семантическая структура слов. – М.,1971г. 24. Логинова Е.А. Нарушение письма у учащихся младших классов с ЗПР. – Психолога – педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. – Л., 1990г. 25. Мальцева Е.В. Особенности нарушения у детей с ЗПР. – дефектология 1990г. 26. Марков В.М. О семантическом способе словообразования в русском языке. – Ижевск, 1981г. 27. Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с ЗПР. – дефектология 1972г. 28. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи школьников с ЗПР. – дефектология 1967г.№6 29. Склотис Е.И. Особенности развития связной письменной речи младших школьников с ЗПР. – дефектология. 1996г. 30. Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с ЗПР. – СПб., 1997г. 31. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. – М., 1989г. 32. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики. // Дефектология, 1974. №4 33. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования. Психолингвистические исследования. – М., 1978г. 34. Тржесоглава З. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М.,1986г. 35. Тригер Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с ЗПР во владении грамматическим строем речи. – дефектология. – 1987г. №5. 36. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., 2000. 37. Цыпина Н.А. Ошибки в чтении у первоклассников с ЗПР. – дефектология. –М., 1978г. №2. 38. Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества. - вопросы психологии – 1970г. №6.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Проблема неуспеваемости определённой части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов [28]. Ими была выделена определённая группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к общению, широкую «зону ближайшего развития». [5,6] Эти дети были отнесены к особой категории- дети с задержкой психического развития. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционного, соматогенного, психогенного), а также от времени воздействия на организм ребёнка вредоносных факторов задержка психического развития даёт разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. М.С. Певзнер [11] и Т.А. Власовой [7] было обращено внимание на роль эмоционального развития в формировании личности ребёнка с задержкой психического развития, а также на значение нейродинамических расстройств (астенических и церебрастенических состояний). Соответственно была выделена задержка психического развития, возникающая на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на центральную нервную систему в период беременности [4], и задержка, возникающая на ранних стадиях этапах жизни ребёнка в результате различных патогенных факторов, приведших к астеническим и церебрастеническим состояниям организма. Различие патогенетических механизмов обусловливало и различие прогноза. Задержка психического развития в виде не осложненного психического инфантилизма расценивалась как прогнотически более благоприятная, большей частью не требующая специальных методов обучения. При преобладании же выраженных нейродинамических, в первую очередь стойких церебрастенических расстройств, задержка психического развития оказывалась более стойкой и нередко нуждающейся не только в психолого- педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях [7, 31]. В результате дальнейшей научно-исследовательской работы К.С.Лебединской [22, 23] была предложена этиопатогенетическая систематика задержки психического развития. Основные клинические типы её дифференцируются по этиопатогенетическому принципу- 1) конституционного происхождения; 2) саматогенного происхождения; 3) психогенного происхождения; 4) церебрально-органического проихождения. Каждый из этих типов может быть осложнён рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических, и имеет свою клинико - психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, свою этиологию.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg