Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

РАБОТА ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

lina_lad 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.04.2018
Психология умственно отсталых детей находится на стыке многих наук и в значительной мере зависит от степени разработанности теоретических проблем философии, детской неврологии и психиатрии, физиологии, высшей нервной деятельности, детской, возрастной и специальной психологии, общей и специальной педагогики, социологии. Люди с умственной отсталостью, будучи взрослыми, тоже нуждаются в жизненном сопровождении, которое ориентировалось бы на их образовательные возможности и интересы. Не только умственно отсталому ребенку, но и его родителям требуется помощь.
Введение

Сегодня в Республике Беларусь формируется новое отношение к детям с особенностями психофизического развития. Признается их обучаемость, равноправие всех детей в получении образования. Событием большой значимости явилось принятие в 2004 году Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Закон гарантирует создание необходимых условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, их социальной адаптации и интеграции в обществе. Изменяются концептуальные основы специального образования. Признается самоценность человека, ребенка независимо от выраженности психофизического нарушения: дети с особенностями психофизического развития «не хуже и не лучше здоровых детей», они имеют особенности, как и каждый человек. В учреждениях образования создаются условия для обучения всех детей с учетом их особых потребностей и возможностей. Родителям предоставляется возможность выбора типа образовательного учреждения и нормы получения специального образования. Закон позволил определить четкую позицию государства в области образовательной интеграции и стратегии ее реализации. Современное образование детей с особенностями психофизического развития можно рассматривать как переходное. В нем взаимодействуют две парадигмы: традиционная, ориентированная на формирование человека, ценного тем, что он приносит пользу обществу, и, соответственно, – на образование, осуществляемое в закрытых специальных учреждениях в условиях социокультурной сегрегации; и инновационная, гуманитарно-культурологическая, когда к ребенку с особенностями развития относятся как к субъекту деятельности, признается его самоценность и осуществляется целенаправленное и систематическое формирование его потребностей и способностей к самостоятельной жизни в изменчивом социуме. Получаемое образование нацелено не только на когнитивную парадигму, т.е. формирование знаний и коррекцию нарушений познавательной деятельности, но и на социальное развитие, социальную адаптацию личности. Особую значимость приобретает формирование социального мышления, социализация учащихся, их интеграция в обществе. В Республике Беларусь приняты меры по обеспечению возможности всем лицам с особенностями психофизического развития получить образование, соответствующее их потребностям и возможностям. Образование детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) и тяжелыми множественными нарушениями рассматривается в аспекте улучшения, прежде всего, качества их жизни. Понятие «необучаемый ребенок» изживает себя, потому что обучаемыми признаются все дети. По данным на 1 января 2017 года в Республике Беларусь количество детей с отклонениями в развитии составляло 6,53 % общего количества, детей. Наиболее многочисленными категориями являлись дети с легкими и тяжелыми нарушениями речи – 70,91 %, с трудностями в обучении –15,68 % и с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) – 11,31 %. Количество детей, по тем или иным причинам не охваченных обучением, составляло менее полпроцента. Дети с интеллектуальной недостаточностью обучаются в классах I или II отделения, а дети с множественными нарушениями – в классах центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Прошло несколько десятилетий, прежде чем сложившийся за рубежом и в Беларуси научный и практический опыт показал, что создание развивающей, адаптивной, комфортной среды позитивно и качественно меняют личность особого ребенка. Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривается в большинстве случаев исключительно через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающимся воспитания ребенка. Однако такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается недостаточным, так как из поля зрения исключается один из аспектов, требующих особого внимания, а именно: родители ребенка с отклонениями в развитии. Решение проблемы социальной адаптации семей данной категории, приобретение ими своей «социальной ниши» следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия не только на аномального ребенка, но и на его родителей[13]. Актуальность темы работы.В связи с рождением ребенка с нарушением интеллекта у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку — не такому как все, к другим людям и к жизни вообще. Поэтому важно исследовать не только детей с умственной отсталостью, но и их семьи, нуждающихся в комплексной психологической помощи и поддержке. Только при решении этой проблемы можно обеспечить реабилитацию и интеграцию в общество детей с интеллектуальным недоразвитием. Исследования, посвященные научному обоснованию направлений и содержания консультативной и психокоррекионной работы с родителями психически больных детей немногочисленны. Еще меньше работ, описывающих специфику психологических трудностей и принципов сопровождения в психиатрическом стационаре семей детей с различными формами психической патологии. Определение специфики семейной ситуации и условий воспитания психически больного ребенка, исследование отношения родителей к его психическому заболеванию, выявление связи этого отношения с клиническими характеристиками психического расстройства и успешностью лечебно-реабилитационных мероприятий представляется весьма актуальным, прежде всего, в связи с возможностью научного обоснования программ психологического сопровождения семей детей с психическими заболеваниями. Изложенное выше определило цель и направление данного исследования. Цель исследования:изучение специфики работы психолога с семьей ребенка, страдающего умственной отсталостью Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 1. раскрыть понятие умственная отсталость и определить 4 степени ее проявления; 2. описать особенности умственной отсталости в каждом возрастном периоде; 3. рассмотреть проблемы, с которыми сталкивается семья ребенка с умственной отсталостью; 4. разработать практические рекомендации родителям детей с умственной отсталостью. Объект исследования: семья ребенка с умственной отсталостью. Предмет исследования: работа психолога с семьей ребенка с умственной отсталостью. Методологической и теоретической основой исследования стали труды отечественных психологов и дефектологов Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Г.М. Дульнева, В.В. Воронковой и зарубежных специалистов А. Гине, М. Паркер, Ж. Вудхаус и др. Основными методами, которыми мы руководствовались при написании работы, являлись теоретические методы, связанные с проблемно-ориентированным анализом, позволившие сформулировать исходные положения исследования; подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и медицинской литературы. Научная новизна полученных результатов. В работе систематизированы данные об особенностях детей с умственной отсталостью и их семей. Полученные в работе результаты расширяют научные представления о возможностях социальной реабилитации умственно отсталых детей, а также психологических особенностях их развития и обучения в условиях семейного и интернатного воспитания. Практическая значимость полученных результатов. Рекомендованная программа психологической работы с семьей умственно отсталого ребенка является одним из вариантов коррекционной работы и может применяться на практике педагогами-психологами, работающими в учреждениях системы образования и социальной защиты населения. Теоретико-практические данные, полученные в ходе исследования, могут использоваться для обучения студентов; лиц, повышающих свою квалификацию; для практических работников, занимающихся обучением и воспитанием детей и подростков данной категории; и могут быть использованы для разработки соответствующих спецкурсов, учебных пособий, методических рекомендаций для родителей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАБОТА ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7 1.1 Исследования умственной отсталости в отечественной и зарубежной психологии 7 1.2 Степени проявления умственной отсталости 10 1.3 Особенности психологического развития ребенка с умственной отсталостью 13 1.4 Проблемы семьи ребенка с умственной отсталостью 17 ГЛАВА 2 РАБОТА ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 21 2.1 Методические рекомендации по организации работы психолога с семьей ребенка с умственной отсталостью 21 2.2 Игра, как помощь в развитии умственно-отсталого ребенка 23 2.3 Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с дебильностью в возрасте 6-7 лет и их родителей, средствами игротерапии 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33 ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Список литературы

1. Андреева, А. Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте [Текст] / А. Д. Андреева. – М., 1988. – 248с. 2. Багдасарьян, И.С. Межличностные отношения в семье, имеющего умственно отсталого ребёнка:Дис. канд. псих.наук : 08.00.10 ; 08.00.03 / И.С. Богдасарьян. – М.: РГБ, 2003. – 178 с 3. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника. Учебно – методическое пособие для студентов – заочников I – II курсов дефектологических институтов / И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 1987. – 91 с. 4. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Генезис, 2001. – 340с. 5. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности / Л. И. Божович. – М., 1995. – 326с. 6. Борич, А.А. Умственно отсталый ребёнок в семье// Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами наук: Сб. трудов: В 2 ч. – М.: АПН. РСФСР, 1979. – Ч.1. – 176 с 7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский.–М., 1983.– Т. 5. – С. 231 – 256. 8. Жукова, Н.С., Мостюкова, Е.М. «Если ваш ребенок отстает в развитии» / Н.С. Жукова, Е.М. Мостюкова. – М.: Медицина, 1993. – 308 с. 9. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мостюкова. – М.: «Просвещение», 1992. – 95 с. 10. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с. 11. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / ред. В.Г. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с. 12. Рогов, Е. И. Настольная книга школьного психолога / Е. И. Рогов. – М., 2001. – 241с. 13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 2 / С.Л. Рубинштейн. – М., 1989. – С. 168 – 256. 14. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192с. 15. Слепович, Е.С., Полякова, А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной педагогики / Е.С. Слепович, А.М. Полякова. – СПб.: Речь, 2008. – 247 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАБОТА ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1.1 Исследования умственной отсталости в отечественной и зарубежной психологии Среди всех категорий детей с отклонениями в развитии наибольшее число составляют дети, страдающие умственной отсталостью. По мнению Лебединской К.С.[16]: под умственной отсталостью следует понимать такое состояние, при котором наблюдается достаточно выраженное стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения центральной нервной системы. Только при наличии этих признаков (выраженность, стойкость, органическое поражение) можно говорить о наличии у ребенка умственной отсталости. Отсутствие или незначительная выраженность даже одного из признаков ставит под сомнение состояние умственного развития ребенка. В работе авторов Петрова В.Г., Белякова И.В. [6] находим следующее описание причин умственной отсталости. На психическое развитие ребенка влияют как биологические, так и социальные факторы. Среди биологических факторов, влияющих на развитие и приводящих к умственной отсталости, выделяют следующие: • генетические поражения, хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.; • внутриутробных нарушений (тяжелый токсикоз, интоксикации разного характера, краснуха и др. заболевания матери в тяжелой форме); • родовые травмы (асфиксия, внутричерепная травма); • заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте (менингиты,энцефалиты, травмы и др.); • посттравматическая, эпилептическая, шизофреническая и другая деменция. Среди социальных факторов, утяжеляющих состояние и отрицательно влияющих на развитие ребенка Худенко Е.Д. [12] выделяла: • неблагоприятные социальные условия (тяжелое материальное положение в семье, конфликтные ситуации, аморальные семьи с низкимуровнем развития и т.д.); • длительная депривация (пребывание с раннего возраста в больнице,детском доме), приводящая к дефициту информации, обеднению жизненного опыта и т.п.; • отсутствие своевременной коррекционно-развивающей работы с ребенком. Выготский Л.С. [14] указывает, что надо отличать ядерные признаки умственной отсталости (слабость замыкательных функций коры головного мозга, затруднения в выработке новых условных связей, инертность нервных процессов и т.п.) от вторичных и третичных наслоений, которые надстраиваются над этими ядерными признаками. Так же нам близка его точка зрения, что умственная отсталость - это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. В книге Бгажнокова И.М [19] отмечены исследования Лурия А.Р., Лубовского В.И., Мещерякова А.И., Певзнер М.С. и др. отмечавших, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом. Этиология органической деменции имеет частичное сходство с этиологией олигофрении Власова Т.А., Лебединская К.С. [16] рассматривали умственную отсталость - как нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного поражением центральной нервной системы. Умственная отсталость - понятие широкое, включающее состояния различной этиологии и различных по своим клиническим проявлениям.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 20 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg