Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

lina_lad 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.04.2018
В данной работе была попытка ознакомится с основными психологическими методами определения уровня школьной зрелости, правилами составления психолого-педагогической характеристики ребенка, а также особенностями организации обследования ребенка перед поступлением в школу. Как мы уже узнали, подготовка ребенка к школьному обучению является одной из важнейших проблем педагогической психологии Проблема эта стала особенно актуальной в связи с переходом к обучению детей, начиная с 6-летнего возраста и введением новых, во многом альтернативных программ обучения. Успешность начала обучения в школе, а также особенности адаптации ребенка в начальный период во многом зависит от того, в какой степени будут учтены возрастно-психологические и индивидуальные особенности дошкольника в подготовительный период. Не менее важным является и вопрос диагностики готовности ребенка к школьному обучению. По данным многих исследователей (Л.И. Божовнч, А.Л. Венгер, Л.В. Запорожец, Й. Йирасек, Н.В. Нижегородцев и др.), основные сложности, возникающие у детей в период адаптации, связаны, в большинстве случаев с недостаточной школьной зрелостью. Поэтому проблема, диагностики школьной зрелости, определения уровня психического развития ребенка является особенно актуальным.
Введение

Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения и для того чтобы дошкольный возраст завершился появлением психологических новообразований, свидетельствующих о переходе ребенка в следующий - младший школьный - возраст, дети на протяжении всего дошкольного периода развития должны иметь возможность заниматься преимущественно ведущей для данного возраста деятельностью, а именно игровой, а также другими видами традиционных детских занятий: познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью (включая трудовую), слушанием художественной и научно-популярной литературы, полноценным общением со взрослыми, сверстниками, природой. Каждый из этих видов деятельности, занятий необходим для личностного, интеллектуального и физического развития ребенка. Если в игре ребенок действует в основном в воображаемой ситуации, то, занимаясь другими указанными выше видами деятельности, он получает реальный жизненный опыт, необходимый ему для психического и физического развития. Готовность к школьному обучению означает, что у ребенка появилась потребность заняться учебной деятельностью как общественно-полезным видом деятельности в отличие от традиционно детских видов деятельности, которыми он занимался в дошкольном детстве. Эта потребность проявляется в виде познавательных и социальных мотивов учения. Кроме того он уже может сознательно отнестись к началу систематического обучения в школе, т.е. произвольно регулировать свое поведение и деятельность в соответствии с поставленными перед ним задачами (учебными, дисциплинарными и др.). Как показывают наблюдения и исследования, такого уровня развития ребенок достигает обычно не ранее 7 лет. Это связано как с функциональным созреванием нервной системы, так и с закономерностями психического (личностного, интеллектуального) и физического развития. О готовности к школьному обучению имеет смысл говорить после кризиса 7 лет, который Л.С. Выготский называл "кризисом потери непосредственности". Существенной характеристикой этого кризиса является то, что в это время происходит интеллектуализация всех психических функций ребенка, т.е. функции становятся опосредованными, управляемыми, что существенно сказывается на развитии самосознания. В результате исчезает детская непосредственность, и у ребенка возникает потребность занять в обществе людей новую социальную позицию, которая будет отражать его взросление. Такой объективной позицией в современном обществе является позиция ученика, поскольку школа - это общепринятый общественный институт взросления. При полноценном развитии ребенка на протяжении всего дошкольного детства (в соответствии с закономерностями психического развития) потребность занять указанную позицию появляется до того, как ребенок реально становится школьником. Объект исследования: младший школьник в возрасте 6-7 лет. Предмет исследования: психологическая готовность к школьному обучению. Цель данного исследования: определение психологической готовности детей к обучению в школе. Задачи данного исследования: рассмотреть понятие психологической подготовки детей к школьному обучению; изучитьособенности психологического развития старших дошкольников; рассмотреть психологические особенности готовности к обучению в школе; исследовать алгоритм определения психологической готовности к школе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 ГЛАВА1 НАУЧНЫЕ ПОХОДЫ К ПОНЯТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ.....................................................................................5 1.1 Понятие психологической подготовки детей к школьному обучению.........5 1.2 Особенности психологического развития старших дошкольнико..............13 ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.................................21 2.1 Психологическая характеристика готовности к обучению в школе..........21 2.2 Процедура определения психологической готовности к школе.................26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.............35
Список литературы

1. Анастази, А. Психологическое тестирование кн.2/Под. Ред.К.М. Гуревича, В.И. Лубовского/- СПб: Питер, 2014. - 688 с. 2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ - СПб: Питер, 2008. - 400 с. 3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. /- М.: Педагогика, 2013. - 432 с. 4. Гаврина, С.Е. Готов ли Ваш ребенок к школе: Сборник тестов.6-7 лет/. - СПб, Питер, 2012. - 120 с. 5. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием// Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - С.104-109. 6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе (Руководство практического психолога) / - СПб: Питер, 2013. - 208 с. 7. Демиденко, М.В. Педагогическая психология. Методики и тесты / - М.: Издательство: Бахрах-М, 2011. - 144 с. 8. Детская психодиагностика. Практические занятии. Методические указания / Сост. Ю.В. Филиппова. - М.: Ярославль: ИОО, 2003. - 39 с. 9. Диагностика психического развития / Под ред.И. Шванцары / - Прага: Авиценнум, 1978. - 338 с. 10. Ермолаева, М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе) / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. - 2-е изд., стер. - М.: МПСИ, 2013. - 64 с. 11. Запорожец, А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе Избр. психолог. труды: В 2т. - М.: Психология, 1986. - 188 с. 12. Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С.90-93. 13. Новикова,Е.В. Особенности общенияи проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общениеи формирование личности школьника / М.: Педагогика, 2004. - 156 с. 14. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред.Д.Б. Эльконика, А.Л. Венгера /М.: Педагогика, 1988. - 136 с. 15. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С.15-26. 16. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников: Учебное пособие / М.: Академия, 2012. - 272 с 17. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Под ред.Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейна /М.: ИПП; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. - С.280-283. - 304 с 18. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей// Вестник Международной Ассоциации "Развивающее Обучение", 2008. - № 1. - С.18-21.
Отрывок из работы

Глава 1 Научные походы к понятию психологической подготовки к школе 1.1 Понятие психологической подготовки детей к школьному обучению В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психолого-педагогической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В зарубежных исследованиях данная проблема отражена в работах Г. Гетпера (1936), А. Керна (1954), С. Штребеля (1957), Я. Штрасека (1970). Однако, узость этих исследований заключается в том, что в их рамках в основном осуществлялось создание тестов для определения особенностей развития тех или иных психических процессов ребенка готовящегося к поступлению в школу и их характеристик (объема, концентрации, активности, мобилизации). На основании подобных работ в зарубежной педагогической практике ввелся поиск индивидуальных путей обучения детей и поиска наиболее оптимальных средств развития их интеллектуальных способностей. В гораздо меньшей степени эти исследования ориентированы на теорию вопроса, в отличии от отечественных психологов, в работах которых содержится глубокая теоретическая проработка проблемы готовности к школе, идущая из трудов Л. С. Выготского, Л.И. Эльконина, П.Я. Гальперина, И.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компонент. Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В.Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе» представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg