Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ

lina_lad 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2018
В соответствии с поставленной в данном исследовании целью были решены следующие задачи: 1. Выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме. 2. Исследованы особенности тревожности младших школьников с разным уровнем академической успеваемости. 3. Проведен сравнительный анализ особенностей тревожности у младших школьников с разным уровнем академической успеваемости и даны соответствующие рекомендации по профилактике и поддержанию оптимального уровня тревожности у учащихся.
Введение

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. С этого момента ведущей деятельностью становится учебная деятельность, успешное освоение которой будет определять ход психического развития. Эмоциональное благополучие младших школьников также зависит от успехов и неудач в этой деятельности и от взаимоотношений с ее субъектами. Оптимальное психическое состояние на учебных занятиях – комфортность переживаний и эффективность учебной деятельности, говорит о нормальном ходе развития младших школьников. Тревожность - одна из самых типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что в последнее время по результатам психологических исследований количество тревожных детей младшего школьного возраста, независимо от их уровня академической успеваемости, значительно увеличилось (Прихожан А.М., 2000). По данным статистики, с каждым годом количество тревожных детей повышается на несколько процентов. Так, по данным И.В. Дубровиной количество учащихся младших классов с устойчивой тревожностью в 1990-1993 году составило от 70 до 75 % (для сравнения в 1980-1983 г.г. таких детей было от 12 до 16 %) ?3?. Другими словами, если в 80-е года количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то начало 90-х годов оно увеличилось в 5 раз. На начало 2000 года эта цифра превышала 80 %. Проблемой тревожности ученые начали заниматься много лет назад. С начала ХХ вв. явление тревожности было изучено по всем направлениям. З.Фрейд(1927), Спилбергер Ч. Д., 1983, К. Хорни, Дж. Уотсон(1929) и другие изучили причины, выделили виды тревожности, методы и формы работы с тревожными состояниями. В отечественной психологии проблемой тревожности занимались Ханин Ю.Л. (1976), Божович Л.И.(1968), Прихожан А.М.(2000), Микляева А. В., Румянцева П. В. (2004) . Ими также были изучены особенности тревожности, ее причины и направленность, динамика, а также проявления тревожности, характерные для детей различных возрастов. Все они пишут о том, что тревожность определяется как общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными факторами его включения в школьную жизнь. Цель исследования – выявление содержательных особенностей тревожности у младших школьников с разным уровнем академической успеваемости. Объект исследования – тревожность у младших школьников. Предмет исследования – содержательные характеристики тревожности у младших школьников с разным уровнем академической успеваемости. Гипотеза исследования – предполагается, что тревожность у младших школьников с разным уровнем академической успеваемости имеет свои содержательные особенности. Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости; 2. Обосновать методы и методики диагностики содержательных особенностей тревожности младших школьников с разным уровнем академической успеваемости. 3. Выявить содержательные особенности тревожности младших школьников с разным уровнем академической успеваемости. 4. Провести сравнительный анализ особенностей тревожности у детей младшего школьного возраста, имеющих разный уровень академической успеваемости. 5. Разработать рекомендации по коррекции тревожности у младших школьников. Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение), эмпирические (опрос), методы обработки данных (метод качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы проблемы тревожности в младшем школьном возрасте……………………………………………….................................................6 1.1. Анализ понятия тревожности в психологических исследованиях……………………………………………………...........................6 1.2. Особенности тревожности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………….9 1.3. Методы и методики психологической диагностики тревожности детей младшего школьного возраста…………………………………………….............12 Выводы по 1 главе…………………………………………………………………19 Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности у детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости…….………………………………………………………….............21 2.1. Организация, методы и методики исследования тревожности младших школьников…………………………………………………………………………21 2.2. Описание и анализ результатов исследования тревожности младших школьников с разным уровнем академической успеваемости………………………………………………………………………..23 2.3. Рекомендации учителям по коррекции школьной тревожности в младшем школьном возрасте………...................................................................................26 Выводы по 2 главе………………………………………………………………….29 Заключение…………………………………………………………………………30 Литература ………………………………………………………………………….32 Приложение…………………………………………………………………………35
Список литературы

1. Битянова М. Р. Проективная методика «Моя учительница» // Школьный пси¬холог. — 1999а. — № 6. 2. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус. 2000. № 5. 3. Дубровина И. В. Особенности обучения и психического развития школьников. -М., 1988. 4. Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.124-126. 5. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с. 6. Костина Л.М., Методы диагностики тревожности,2002. 7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность [текст] /И.Ю. Кулагина-М.: Академия;2000.-624с. 8. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей. // Психологическая наука и образование, 1988. 9. Микляева А. В. Программы групповой работы по проблеме диагностики школьной тревожности для детей разных возрастов // Педагогическая диагностика. – 2006.- N6. – С. 76–81. 10. Микляева А.В., Диагностика школьной тревожности: комплексный характер работы по профилактике и коррекции школьной тревожности, учитывающий возраст учащегося./А.В.Микляева, П.В.Румянцева// Педагогическая диагностика. – 2006.- №1. 11. Мухина В.С. Возрастная психология. — 4-е изд., — М., 1999. — 456 с. 12. Немов Р.С. Психология. Кн. №2, - М., Просвещение Владос., 1995г. 13. Панченко С. Проективная методика «Школа зверей» (диагностика адаптации учащихся в школе) // Школьный психолог. — 2000. — № 12: 14. Прихожан А.М. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2. 15. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000. 16. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с. — (Руководство практического психолога). 17. Спилбергер Ч Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте /Сост. Ю.Л.Ханин. — М., 1983. 18. Тревога и тревожность / Под ред.В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2008. - 368с. 19. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / Прихожан А. М. – М.; Воронеж : МПСИ; МОДЭК, 2000.– 303 с. 20. Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. — М., 1997. 21. Аракелов Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Вестник МУ, сер. Психология – 2002, № 1. 22. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 1999. 23. Герасимова В.С., Орлова Л.М.. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: Альма,2006.- 196 с. 24. Китаев-Смык Л. А., Ротенберг В.С. Вопросы психологии. 2009). 25. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М, 1998. 26. Краткий психологический словарь. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский — М., 1985. 27. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001. 28. Матюхина М.В., Михальчик Т.С./Психология младших школьников.-М., 1996. 29. Микляева А. В., Румянцева П. В.М59 Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор¬рекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с, ил. ISBN 5-9268-0300-4. 30. Петрунек В.П., Таран Л.Н.. Младший школьник. - М.: Улей, 2010.- 101 с. 31. Прохоров А.О., Генинг Г.Н.. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологи. - 2004. 32. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда: Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова - М.: Педагогика- Пресс, 1999 - 385-386 с. 33. З.Фрейд (сборник работ) — М.: РИК “Культура”, 1992. стр. 365-371, перевод с немецкого A.B. Гараджи с издания: Die Verneinung. In: S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. 14, S. 11—15. 34. (http://psylab.info/Шкала_тревоги_Спилбергера - Энциклопедия психодиагностики).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы проблемы тревожности в младшем школьном возрасте 1.1. Анализ понятия тревожности в психологических исследованиях Практически каждый психолог, который работает в образовательном учреждении, знает о существовании такого явления как тревожность, диагностирует ее и ставит «психологические диагнозы» учащимся, выстраивает работу по ее профилактике и коррекции. Известны различные варианты проявления тревожности в поведении учащихся и их динамика с первого по одиннадцатый класс, признается, что она отрицательно влияет на уровень школьной адаптации детей, успешность освоения ими учебных программ, процесс формирования личности и т. д. Тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги («Краткий психологический словарь», 1985). Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдаются состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности (Спилбергер Ч. Д., 1983; Ханин Ю. Л., 1976) ?4, 124-126?. В этом статусе тревожность впервые была описана 3. Фрейдом (1925), который для описания «свободно витающей», развитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал термин, означающий в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги». В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg