Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Природа как фактор эстетического развития детей дошкольного возраста

lina_lad 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.04.2018
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Однако данные практики показывают необходимость дальнейшей разработки этой проблемы, поскольку знания детей по эстетическому воспитанию недостаточны.
Введение

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека. Р.Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного» в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей... О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни. В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально. Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д. Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства». Нескоро серая безликая архитектура уступит место уютным и теплым жилищам, улицы будут сиять чистотой, возродившиеся дворы утопать в цветах. А ведь наши дети уже пришли в этот мир, вот почему особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.» Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию. Поскольку данная проблема актуальна, темой данного исследования является «Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы». Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности. Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы. Объект исследования - эстетическое воспитание дошкольников. Предмет исследования – формы работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. Задачи исследования: 1) Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания старших дошкольников. 2) Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников. 3) Выявить основные пути и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы. Гипотеза исследования: если подойти к работе по формированию эстетического вкуса дошкольников с точки зрения нетрадиционных подходов, то процесс формирования эстетического вкуса можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы, то можно получить следующие результаты: — повысить уровень эстетического развития старших дошкольников; — обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию дошкольников; установить связь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса; — повысить эффективность работы воспитателей по формированию у детей познавательного интереса к красоте окружающего мира; — получить высокие показатели в развитии личности дошкольника в целом.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……….…...…3 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Сущность эстетического воспитания………………..……………….....….6 1.2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитании…………………………………………………………………….....12 1.3 Психологические основы эстетического воспитания………...........…….23 1.4 Роль природы в эстетическом воспитании……………...…………….…..28 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКИМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ 2.1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста…………………………..…………………..……36 2.2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы………………………..........................….41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….……….55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..…………..…….…58
Список литературы

1. Большая энциклопедия природы для детей. — М.: Гриф-фонд Межкнига, 2010. — 256 с., 300 цв.ил. 2. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». 3. Белавина И., Найденская Н. «Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий на основах экологии для дошкольников младших школьников». - М.: Лайда, 2013. 4. Бобылева Л. «Экологические занятия дошкольников». «Дошкольное воспитание», № 7,2012 г. 5. Вересов Н. «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2005.г. 6. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой». - М.: Просвещение, 2013. 7. Виноградова Н.Ф., Кусынова Т.А. «Дети и взрослые вокруг». М.: Просвещение, 2013. 8. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. – М.: Просвещение, 2013. – 192 с., ил. 9. Гайдаман А., Тайттоней Т. «Социально-экологический идеал».«Дошкольное воспитание», № 1. 2011 г. 10. Градобоева Т. «Создание экологической тропы и методики работы с ней». «Дошкольное воспитание», № 1, 2013 г. 11. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. Твоя Красная книга. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 110 с., ил. 12. Жуковская Р.Н. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 2011. – 238 с. 13. Николаева С.Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в саду». - М.: Новая школа, 2011. 14. Николаева С.Н. «Игра и экологическое воспитание». «Дошкольное воспитание». № 12, 2010 г. 15. Николаева С.Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 2010. 16. Николаева С.Н. «Создание условий для экологического воспитания детей». Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М.: Новая школа, 2013. 17. НиколаеваС.Н. «Программа «Юный эколог». «Дошкольное воспитание», № 9, 2014 г. 18. НиколаеваС.Н. «Формирование начал экологической культуры, Дошкольное воспитание № 7, 2012 г. 19. Новоселова С. «Вернем игру и детскую инициативу в детский сад», Педагогический вестник, №№ 3,4, 2011 г. 20. «Планета - наш дом. Мир вокруг нас. 21. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. 22. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа». «Дошкольное воспитание» № 7, 2014г. 23. Рыжова Н.А., Тычина Ю.Н. «Что такое экология?». Методическое пособие по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Тамбов, изд-во ИПКРО, 2013. 24. Саморукова Г.Г. «Как знакомить дошкольников с природой?» - М.: Просвещение, 2012. 25. «Я хочу дружить с природой». Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников. 26. Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 2011. 27. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761 28. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Отрывок из работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. 1.1 Сущность эстетического воспитания Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: "Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства" [16,c.6]. В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" [11,c.451]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" [13,c.51]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [13,c.42].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg