Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методы формирования мнемической деятельности на уроках русского языка у младших школьников с нарушением интеллекта

lina_lad 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2018
Память – это отражение прошлого опыта человека, сложный психический процесс, который проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь, нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.
Введение

Проблема психического развития и становления человеческой личности на протяжении многих лет привлекает внимание широкого круга исследователей и теоретического, и практического направлений. Исследователи обращают внимание на формирование и развитие личности. Они изучают различные стороны протекания психических процессов, их формы, особенности, функции, основные изменения, которые происходят с познавательными процессами в развитии личности и многие другие вопросы. Особенно большое значение имеет такой познавательный процесс как память. Тема выпускной квалификационной работы актуальна потому, что сознание человека не ограничивается только формами непосредственного отражения. Отражаемые воздействия реального мира оставляют своеобразные образы, накопление которых памятью лежит в основе опыта учащихся, обеспечивая ему возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством. Особенности памяти умственно отсталых детей широко представлены в трудах отечественных дефектологов - И.В. Беляковой, В.Я. Василевской, А.В. Григониса, Г.М. Дульнева, X.С. Замского, Л.В. Занкова, М.С. Левитана, Б.И. Пинского, С.Я. Рубинштейн, В.А. Сумароковой и др. Наиболее широко представлены исследования, касающиеся произвольной и непроизвольной памяти детей с интеллектуальной недостаточностью. Объект исследования - процесс развития памяти у школьников с нарушением интеллекта. Предметом исследования – методы формирования мнемической деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках русского языка. Проблема состоит в том, чтобы определить диагностические методы и методы, способствующие развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта. Опираясь на вышесказанное, целью нашей работы будет состоять в том, чтобы выявить и описать методы формирования мнемической деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках русского языка, способствующие развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие «память» в аспекте её развития. 2. Изучить особенности памяти младших школьников с нарушением интеллекта. 3. Описать диагностические методики по выявлению особенностей памяти младших школьников с нарушением интеллекта. 4. Рассмотреть методы формирования мнемической деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках русского языка. Гипотеза исследования: развитие памяти младших школьников с нарушением интеллекта будет иметь позитивную динамику, если использовать упражнения, игры, задания, методики с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме выявления индивидуальных особенностей памяти у детей, методики исследования индивидуальных особенностей памяти младших школьников с нарушением интеллекта. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Современные подходы к проблеме мнемической деятельности младших школьников с нарушением интеллекта в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………5 1.1. Физиологические основы развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………………5 1.2. Причины возникновения отклонений в развитии у детей младшего…22 Глава 2. Особенности развития мнемической деятельности у детей с нарушением интеллекта………………………………………………………………………40 2.1. Методы изучения памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта……………………………………………………………………….40 2.2. Методы формирования мнемической деятельности на уроках русского языка у младших школьников с нарушением интеллекта……………………………………………………………………….55 Заключение……………………………………………………………………...78 Список использованной литературы……………………………………….81
Список литературы

1. Аберкромби Н. Социологический словарь / С. Хилл, Б.С. Тернер / пер. с англ. под ред. С. А. Ерофеева. – Казань. : Изд-во Казан.ун-та, 2011. – С. 132 – 133. 2. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии / В.М. Астапов – М.: Международная педагогическая академия, 2014. - 216 с. 3. Барташникова, И.А., Барташников А.А. Учись играя/ И.А. Барташникова, А.А. Барташникова. - Харьков: ФОЛИО, 2013. – 98с. 4. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника/ И.М. Бгажнокова, О.Р. Иванова – М.: Шк.-Пресс, 2014. – 259с. 5. Беккер, К.Л., Гебельт X. Ребенок нуждающийся в специальном обучении / К.Л. Беккер, Х. Гебельт // Дефектология – 1969 – №5 – с. 45-48. 6. Блейхер, В. М. Толковый словарь психологических терминов / В.М. Блейхер, И. В. Крук. – Воронеж: НПО «МОДЭК». – 2015. – 920 с. 7. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко – М.:Прайм-Еврознак. – 2013. – 1020 с. 8. Боровикова, О.П., Боярская Л.Б. Неполноценным детям полноценную школьную жизнь/ О.П. Боровикова, Л.Б. Боярская. - М.: Педагогика, 2012, – 212с. 9. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителей и родителей. 2-е изд./ М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 2012. – 225с. 10. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья/ В.В. Ветрова. - М.: Педагогическое общество России, 2010 – 192 с. 11. Власова, Т.А. Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова. - М.: Педагогика, 2007. – 208 с. 12. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского, М: Просвещение, 2011. – 213с. 13. Вопросы комплексной диагностики умственно отсталых детей /Под ред. Певзнер М. С. - Иркутск, 1998 – 95с. 14. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М., 1956, с. 453-480. 15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с. 16. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2013. - 654 с. 17. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. Собрание сочинений в 6-ти т./ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983 – Т.3 49-62 с. 18. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 2015. – 332 с. 19. Гамезо, М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - Москва. Просвещение, 2016, – с. 34-56. 20. Глосарий психологических терминов / под ред. Н. Губина. – М. ; Наука. – 2014. – 590 с. 21. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Мн.: Харвест. – 2013. – 368 с. 22. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С.Д. Забрамная. – М: Наука, 2013. – 170с. 23. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения С.Д. Забрамная.. – М: Просвещение, 2010. – 230с. 24. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. – М: Просвещение, 2015. – 150с. 25. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость детей и подростков / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь. - 2016. - 390с. 26. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение. – 1959. – 500 с. 27. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. - М., 1989 – 230с. 28. Лурия, А.Р. Умственно-отсталый ребенок / А.Р. Лурия. – М.: Просвещение, 1960 – 234с. 29. Ляпидевский, С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении / С.С. Ляпидевский, Б.И. Шостак. – М.: Просвещение, 2013. – 330с. 30. Мастюкова, Е.М., Певзнер М.С., Пермякрва В.А. Дети с нарушениями умственного развития – Иркутск, 1992 – 250с. 31. Михеева, Е.А. Формирование мотивационной готовности к обучению в школе умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Михеева // Дефектология. - 1994. - № 5. - С.67-74. 32. Немов, Р.С. Психология: Учебник / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2016. – 639с. 33. Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. / Р.С. Немов.– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС , 2013. – Ч. 2. – 325 с. 34. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: 100 экзаменационных ответов / Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2015. – 180 с. 35. Нодельман, В.И. Особенности разговорной речи умственно отсталых младших школьников / В.И. Нодельман, И.О. Позднякова // Дефектология. – 2008. - № 6. - С. 5 – 13. 36. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 2011. – 272 с. 37. Общая психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь : В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко: под общ.ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ 2006. – 840 с. 38. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2014. – 480с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Физиологические основы развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта Интерес к феномену памяти появился со времен далёкой древности. Попытки подойти к её пониманию мы находили у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма на ней и запечатляются происходящие события. Более высоких успехов в научном изучении памяти добились английские психологи XVIII- XIX вв. собравшие большой экспериментальный материал давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. В частности, получено развитие представления об ассоциациях и их роли в процессе развития памяти. Проблеме развития памяти и её индивидуальных различий большое влияние уделялось советскими и зарубежными психологами. Одна из самых ранних работ – исследование Геллета(1909г), проводившего опыты над самим собой и своим двухлетним сыном. Сравнительное изучение продуктивности памяти детей от 5 до 10 лет проводили Декроли и Деган. Из более поздних работ можно указать исследование Мак Елви(1933) и Мак Пич (1935), которые изучали память детей дошкольного возраста на предметы. Ломли и Колхаун посвятили свои исследования развитию памяти на слова[59]. Из советских работ, посвященных изучению памяти необходимо указать, прежде всего, работу А.Н. Леонтьева(1931),исследовавшего возрастные и индивидуальные различия в продуктивности запоминание бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитию непосредственного и опосредованного запоминания. В обширном исследовании П.И.Зинченко(1961) сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – у испытуемых разного возраста. Л.В. Зайков и Д.М. Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами. В работе Е.Д. Кажерадзе(1949) предметом изучения стало влияние, оказываемое на объём памяти группировкой предметов с различной степенью сложности или трудности наименования каждой группы соответствующим обобщающим словам.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg