Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

lina_lad 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2018
Система экологического образования и воспитания детей должна оказывать целенаправленное влияние на формирование и развитие ориентировочных основ экологически целесообразной деятельности, предполагающей комплексный анализ индивидуальных одноразовых ситуаций с учетом имеющейся системы экологических знаний и представлений. Основы целостного восприятия мира как единого живого организма, в котором человек — неотъемлемый орган, могут быть заложены в самом раннем детстве. Для этого сами, воспитатели, должны увидеть мир в целом, познать его единство в бесконечном многообразии, увидеть в этом порядок, красоту, гармонию. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого, прежде всего, воспитатели должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истинной культуры в детях.
Введение

Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране и в других странах мира диктует необходимость проведения интенсивной просветительской работы по формированию населения экологического сознания и культуры природопользования. Начинать её следует уже в детском саду - первом звене системы непрерывного образования подрастающего поколения. Дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, её ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Подобное отношение строится на чувственном восприятии объектов природы, эмоциональном отношении к ним и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, а также зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды и взаимосвязей внутри природных сообществ. Экологическая образованность и воспитанность даёт ребенку возможность лучше понимать отдельные аспекты в поведении животных, состоянии растений, правильно оценивать их и адекватно реагировать. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети могут сами объяснить ту или иную ситуацию или понять объяснение родителей или педагогов; самостоятельно или совместно со взрослыми, учитывая потребности живого существа, выполнить определенные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается формированием соответствующего поведения ребенка, которое может служить критерием оценки уровня экологической культуры. Вопросы экологического воспитания отдельных групп дошкольников рассмотрены в работах Аксеновой З.Ф., Зененой Т., Туркиной А., Кондратьевой Н.Н.[2,11,45,20] и другие. Программное обеспечение по экологическому воспитанию дошкольников представлено в работах Ашиков В., Йозовой О., Марковской М.М., Николаевой С.Н., Рыжовой Н.[3,4,14,24,28,29,30,31,32,33,34,40,41,42] и других. Учет региональных особенностей в реализации данного направления деятельности встречен лишь в единичных работах: Скалон Т.А., Иванова Г., Богданова Л.А.[44,13,5] Современный педагогический подход в экологическом воспитании детей выдвигает целый ряд проблем, которые решаются посредством активизации познавательной деятельности. Учитывая уровень разработанности проблемы, её актуальность и социальную значимость, нами определена тема работы: «Формирование экологической культуры дошкольников посредством познавательной деятельности». Ребенок по природе своей всегда занимается познавательной деятельностью. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Познавательная активность – это естественное состояние ребенка. Именно она порождает и создает условия для того, чтобы психическое развитие дошкольника разворачивалось как процесс саморазвития. Познавательная деятельность – одна из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. И обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Попытки выстроить образовательную деятельность на основе познавательных методов обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их широкому использованию в практике. Противодействие традиционного, или точнее информационно-рецептурного, обучения и познавательная деятельность продолжается много лет. Экологическое воспитание, направление дошкольной педагогики нуждается в специальных исследованиях, которые могут доказать состоятельность нового подхода в познании детей природы. Познания важны во всех звеньях непрерывного экологического образования, но в сфере дошкольного воспитания они особенно актуальны в силу возрастных особенностей детей, их ограниченных психофизических возможностей, в силу того, что в центр экологического воспитания положены, хотя и адаптированные, но научные знания из области экологии. Воспитатель, организуя наблюдение в форме цикла, как бы все больше и больше приоткрывает дверцу в таинственное, и неведомое, позволяет детям удивляться и наращивать крупицы новых знаний. В связи с этим, нами был разработан цикл занятий, в которых наблюдение и организация познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с целью формирования у них основ экологической культуры и есть ведущий метод в получении знаний. Дети дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу не устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Проблема исследования: каково формирование экологической культуры дошкольников посредством познавательной деятельности. Исходя из актуальности проблемы экологического воспитания детей, мы поставили цель: изучение формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. Объект исследования: формирование экологической культуры посредством активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Предмет исследования: методическое обеспечение активизации познавательной деятельности по формированию экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста. Гипотеза: формирование экологической культуры детей среднего дошкольного возраста будет результативным, если: - изучена литература по теме активизации познавательной деятельности дошкольников с целью формирования экологической культуры; -выявлены возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста; - разработаны и, в дальнейшем, использованы методические рекомендации по формированию у детей экологической культуры через познавательную деятельность; - описана, а в дальнейшем создана предметно-развивающая среда для формирования экологической культуры детей. Задачи исследования: 1) Изучить литературные данные по проблеме экологического воспитания дошкольников. 2) Выявить возрастные особенности детей дошкольного возраста и средства активизации из познавательной деятельности; 3) Разработать методические рекомендации по формированию экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. Методы исследования: - метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы по данной теме. - педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. - методы количественной и качественной обработки данных. Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Содержание

Введение…………………………………………………………………...….... 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста через познавательную деятельность 1.1. Экологическое воспитание и формирование экологической культуры дошкольников………………………………………………………..…8 1.2. Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………....12 1.3. Познавательная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста……………………………………………….…14 Глава 2. Методические рекомендации по формированию у старших дошкольников основ экологической культуры. 2.1. Активизация познавательной деятельности дошкольников на экологических занятиях…………………………………………………..…21 2.2 Развивающая экологическая среда в дошкольном учреждении как метод формирования экологической культуры……………………………28 Заключение……………………………………………………………………...37 Список литературы…………………………………………………………….38 Приложение………………………………………………………………………43
Список литературы

1. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с. 2. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом [Текст]/ З.Ф. Аксенова. – М.: Творческий центр сфера, 2008. – 128 с. 3. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54, 4. Ашиков, В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников [Текст]/ В. Ашиков// Дошкольное воспитание. 1998. - N 2. - С. 34-39. 5. Богданова, Л.А. Экология для дошкольников [Текст]/ Под ред. Л.А. Богдановой. – Кемерово: КРИПКОиПРО, 2003. – 56 с. 6. Брунер Дж. О познавательном развитии. В кн.: Исследование развития познавательной деятельности [Текст]. — М., Педагогика, 2011-С.25. 7. Брунер Дж. Развитие процессов представлений у детей [Текст] // Вопросы психологии-2008. - № 5.-С. 135 -145. 8. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Педагогика, 1980. 9. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] // Экологическое образование: концепции и методические подходы / Отв. Ред. Мамедов Н.М. «Агенство Технотрон», - 2006. - С.35-42. 10. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990. 11. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим: [Текст]/ Т. Зенина // Дошкольное воспитание. 2003. -N 7. -С. 31-34. 12. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст]/ Т. Зерщикова, Т. Ярошевич// Дошкольное воспитание. 2005. - N 7. - С. 3-9.], 13. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст]/ Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. 2004. - N 7. - С. 10-12. 14. Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании [Текст]/ О. Йозова// Дошкольное воспитание. 2005. - N 7. - С. 70-73. 15. Как знакомить дошкольников с природой/ Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с. 16. Киреева, Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников [Текст]/ Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 271 с. 17. Кирикэ Г. Ребенок и природа: (Об экол. воспитании дошкольников) // Дошк. воспитание. - 1993. - № 3. - С. 3-9. 18. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с. 19. Коменский, Я.А. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж Руссо, И.Г. Песталоцци. – М., 1989. 20. Кондратьева Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста: Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста [Текст] М, 2007. 21. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст]. — М.: Просвещение, 2009 -256 с. 22. Люблинская А.А. Детская психология [Текст]. -М.: Просвещение, 2005. — 415 с. 23. Мамедов, Н.М. Основы экологического образования / Н.М. Мамедов // Экологическое образование, 2001. 24. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада/ М.М. Марковская. - М.: Просвещение, 1984. - 160с., 25. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева // Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 319 с. 26. Михайлова И.Б. Роль представлений в процессе познания [Текст]. Гл. 4. В кн.: Чувственное познание [Текст]. Изд-во Московского университета, 2005. - 237с. 27. Н.С. Дежникова Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя. / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой. – М.: Тобол, 1997. – 96 с. 28. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст]. М.: Новая школа. - 2006.-48 с. 29. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]. М.: Академия, 2009. - 184 с. 30. Николаева С.Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых [Текст] // Дошкольное воспитание. — 2007. -№6.-С. 19-30. 31. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду [Текст]. М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 244 с. 32. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]/ С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2001. – 254 с. 33. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении [Текст]/ С.Н. Николаева. М.: 2005. 34. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду [Текст]/ С.Н. Николаева. М.: Просвещение, 2009. – 143 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста через познавательную деятельность 1.1. Экологическое воспитание и формирование экологической культуры дошкольников Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Идеи ознакомления дошкольников с экологией получили развитие в теории и практике дошкольного воспитания и опубликованы в работах Я. А. Коменского [19], К. Д. Ушинского [48], Зерщикова Т [12], Коломина, Н. В.[ 18], Брунер Дж. М. [6,7] М. Марковской [24], Пономарева Л.И. [39], С. А. Веретенниковой [8], Саморукова П.Г.[43], Петяева Д.Ф.[37], Виноградова Н.Ф.[9], С. Н. Николаевой[28,29,30,31,32,33,34], Урунтаева Г.А.[46] и др. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Подобное отношение строится на чувственном восприятии объектов природы, эмоциональном отношении к ним и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, а также зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды и взаимосвязей внутри природных сообществ. Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются: • самостоятельные наблюдения; • проведение опытов; • чтение рассказов с дальнейшим их обсуждением; • выработка определенных навыков в различных видах деятельности (игры, импровизации, уход за животными и растениями) [28,31,36,41]. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы. Работа в этом направлении должна начинаться уже с дошкольного возраста, когда в детях закладываться фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдают за объектами и явлениями живой и неживой природы, активно взаимодействуя со взрослыми.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg