Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

lina_lad 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2018
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, изучались условия развития коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры и их эффективность. В теоретической части исследования были рассмотрены такие аспекты как: сюжетно-ролевые игры и их значение в развитии ребенка, особенности проявления коммуникативных навыков в дошкольном возрасте, формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры .
Введение

Актуальность исследования. Вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на сегодняшний день становятся все более значимыми в связи с повышенным ростом информатизации общества (дети много времени проводят за просмотром телевизора, что в будущем может становиться основой их увлечения компьютерными играми, виртуальным общением, снижая качество реального межличностного взаимодействия). От уровня сформированностикоммуникативных навыков зависит социальный статус ребенка в детском сообществе, уровень его эмоционального комфорта во взаимодействии с миром и другими людьми. Проблема исследования состоит в имеющемся противоречии между возрастающим интересом к особенностям общения, коммуникативных навыков дошкольников, ускоряющимся и усложняющимся темпом межличностных отношений в современном обществе, информатизацией общества и малой степенью разработанности методов и форм развития коммуникативных навыков дошкольников. Степень научной разработанности Вопросы формирования коммуникативных навыков детей в контексте межличностных отношений со взрослыми и сверстниками находят свое отражение в работах Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы, М.И. Лисиной, А.И. Прихидько, А.Г. Рузской и др. Особенности формирования коммуникативных навыков в контексте межличностных отношений ребенка подробно изучала М.И. Лисина. Ее исследования показали, что источником искажений и отклонений в представлении ребенка о самом себе является нарушение его взаимоотношений с близкими взрослыми и сверстниками [29]. Проблема развития коммуникативной деятельности, общения в дошкольном возрасте является относительно молодой, но интенсивно развивающейся областью возрастной психологии. Ее основателем был Ж. Пиаже, который еще в 30-х гг. привлек особое внимание детских психологов к общению детей со сверстниками, как к важному фактору и необходимому условию психологического и социального развития ребенка, которое способствует разрушению эгоцентризма. Ж. Пиаже утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц – сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых – подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении [37]. Одним из эффективных методов развития коммуникативных навыков дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в задачи которой входит не только передача конкретных знаний, умений и навыков, но и развитие таких важных личностных качеств ребенка как общительность, заинтересованность, способность к эмпатии, сопереживанию. Вопросы изучения сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, Л.А. Римашевской, А.П. Усовой, Е.А. Ярусовой и др. Авторы едины в своих взглядах на важность сюжетно-ролевой игры для социально-личностного развития детей дошкольного возраста, которое не сводится к умениям и навыкам, а связано, в первую очередь, с умением взаимодействовать с окружающими, понимать других и себя. Цельработы – исследоватьвоздействие сюжетно-ролевых игр на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования: 1. Провести теоретическо-методологические исследования современной психологической литературы по проблеме коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. 2. Выявить начальный уровень развития коммуникативных навыков дошкольников в двух группах – контрольной и экспериментальной. 3.Разработать Программу, направленную на развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр. 4. Провести в экспериментальной группе Программу занятий по формированию коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр. 5. Выявить уровень развития коммуникативных навыков дошкольников в экспериментальной группе после прохождения Программы занятий и уровень развития коммуникативных навыковв контрольной группе. 6. Сопоставить полученные до и после прохождения Программы результатыв экспериментальной группе и две сделанные диагностики в контрольной группе. Объект исследования – дети дошкольного возраста( 50 чел.) Предмет исследования –коммуникативныенавыкидошкольников и их развитие посредством сюжетно-ролевых игр. Гипотеза исследования – использование сюжетно-ролевых игр развивает коммуникативные навыки дошкольников. Теоретической и методологической базой исследования явились: теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского, подход к возрастным особенностям развития дошкольников Л.И. Божович, концепция формирования межличностных отношений в онтогенезе М.И. Лисиной, подходы к изучению роли сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков детей (Д.Б. Эльконин, Е.А. Ярусова). Методы исследования: психодиагностические методы(тестирование), наблюдение, методы математической статистики. Методики исследования:диагностика выраженности коммуникативных навыков М.В.Корепанова, Р.Р.Калинина, метод организованного наблюдения, Теоретическая значимость исследования определяется тем, что исследование вносит определенный вклад в разработку способов развития коммуникативных навыков дошкольников посредством использования сюжетно-ролевых игр. Полученные результаты могут быть использованы в процессе дальнейшего научного исследования данной актуальной проблемы. Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста по проблеме общения, в процессе психологического консультирования родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения по вопросам межличностных отношений детей, в разработке программ по формированию коммуникативных способностей дошкольников. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр 6 1.1. Сюжетно-ролевые игры и их значение в развитии ребенка 7 1.2. Особенности проявления коммуникативных навыков в дошкольном возрасте 12 1.3. Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры 22 Выводы по I главе 30 Глава 2. Экспериментальное исследование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста 32 2.1. Характеристика методов и методик исследования 33 2.2. Экспериментальное исследование и его анализ 36 Выводы по II главе 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59 ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Список литературы

1. АбашинаH.H. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Р-н-Дону: ЮФУ, 2009. – №10. – С. 7-10. 2. Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения / Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 384 с. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2012. – 400 с. 4. Варга А.Я. Дела семейные / пер. с венгер. Воронкиной. –М.: Педагогика, 2012. – 158 с. 5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №1. – С. 7-10. 6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – СПб.: Питер, 2011. – 141 с. 7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2012. – 508 с. 8. Ганощенко Н.И., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Рузская А.Г., Смирнова Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 240 с. 9. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. – М.: Филологическое общество «Слово», 2010. – 432 с. 10. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 110 с. 11. Гударева О.В. Игра и психическое развитие современных детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2008. – №3. – С. 50-57. 12. Добсон Дж. Исчерпывающие ответы: Родителям о детях (пер. с англ. М.Б. Чигиревой, Л.М. Чупровой). – СПб., 2011. – 587 с. 13. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2012. – С. 160-195. 14. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. – 2005. – №10. – С. 26-36. 15. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений. – Курган: КГУ, 2005. – 210 c. 16. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. –М.: изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 127 с. 17. Еремеева Д.В., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. –М.: Линка-пресс, 2010. – 184 с. 18. Жидкова Н.Е. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка // Школьный психолог. – 2009. – №1. – С. 6-9. 19. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 2010. – 305 с. 20. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2013. – 460 с. 21. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. – М.: Академия, 2010. –288 с. 22. Карпова С.В. Родительская семья как фактор, формирующий образ жизни // Материалы международной научно-практической конференции. – Петрозаводск: КГПУ, 2005. – С. 218-220. 23. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М.: АСТ, 2010. – 448 с. 24. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2009. – 336 с. 25. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. – М.: Статут, 2011. – 544 с. 26. Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 110 с. 27. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2010. – 186 с. 28. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. В мире прекрасного. – М.: Владос, 2011. – 368 с. 29. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с. 30. Мельникова Н.В. Категория мотивов дошкольника // Наука и образование. – 2006. – №3. – С. 58-66.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр 1.1. Сюжетно-ролевые игры и их значение в развитии ребенка Игровая деятельность, как процесс освоения ребенком окружающего мира, является ведущей в дошкольном возрасте, оказывая значительное влияние на развитие его личности, социализацию в детском коллективе С точки зрения М.И. Лисиной, взрослому необходимо в различных игровых ситуациях создавать условия сотрудничества с ребенком, что будет способствовать появлению инициативности ребенка в познании мира, в игре [29]. Е.О. Смирнова отмечает, что важным для развития ребенка является его доверие к взрослому, который поощряет ребенка в его достижениях. Если общение ребенка со взрослым наполнено положительными эмоциями, это может способствовать развитию ориентировочно-исследовательской деятельности, формированию игровой деятельности [43]. С точки зрения Л.С. Выготского, именно в игре, которая характеризуется наличием свободы, новизны, интереса, дети учатся воспринимать мир, формировать представление о времени и пространстве, общаться, регулировать свои эмоции и поведение [7]. Психологические особенности игровой деятельности наиболее полно разрабатывал Д.Б. Эльконин, отмечая, что игра является основным средством ориентировки ребенка в пространстве жизни. Д.Б. Эльконин подчеркивал значение игры в сфере формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте. С помощью игры, по мнению автора, отражаются условия жизни ребенка, он формирует для себя мир человеческих взаимоотношений, ориентируется в нем, осваивает социальные роли [50]. С помощью игровой деятельности у дошкольников формируется произвольность психических процессов, произвольность поведения. Начиная с ранних лет, в игре ребенок учится действовать с заместителем предмета, что является опорой для развития его мышления, а в дальнейшем, мышления в плане представления. В игровой деятельности формируется регуляция мотивов, постепенная смена «хочу» на «надо», т.е. ребенок научается выполнять определенные правила, фокусируясь на игровой ситуации. При этом, в игре всегда присутствует эмоциональная включенность ребенка, поэтому усвоение правил и требований, а также обучающих задач игры, происходит естественно. Содержание игры сосредотачивается также на отношениях между людьми, где есть свои нормы поведения, которые ребенок должен усвоить, играя. Это способствует знакомству и вхождению в мир взаимоотношений, развитию нравственной системы ценностей ребенка. По мнению О.В. Гударевой, игра имеет значение для личностного развития ребенка в целом: развития самостоятельности, любви к труду, способности к творчеству [11]. Игра является эффективным средством формирования у детей пространственных представлений, ориентировки в пространстве, которая является необходимым навыком для школьного обучения. При этом, каждый вид игры вносит свой, специфический вклад в совершенствование пространственных представлений дошкольников. Первыми в развитии ребенка появляются конструктивные предметные игры, они позволяют формировать первоначальную произвольную регуляцию действий, что также является необходимым условием для усвоения пространственных представлений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg