Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Исследование родительской тактики и стратегии в зависимости от сензитивного периода ребенка (в младшем школьном возрасте)

arina_pal 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2018
В современной отечественной и зарубежной литературе по психологии и педагогике есть много исследований, посвященных психологии семьи, выстраиванию детско-родительских отношений, анализу родительской тактики и стратегии воспитания детей в различные периоды их развития. Научная новизна данной исследовательской работы заключается в понимании ведущего стиля воспитания детей, выявлении особенностей родительской стратегии и тактики у матерей, работающих в сфере оказания юридических услуг и имеющих детей младшего школьного возраста.
Введение

Младший школьный возраст называют вершиной детства, в современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического роста, наблюдается некоторая дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. Младший школьный возраст связан со значительными психологическими изменениями у ребенка, одним из важнейших из этих изменений является переход к осознанному и произвольному поведению. Ребенок в этом возрасте учиться ставить цели в своей деятельности и следовать им, учится управлять своими эмоциями и самостоятельно принимать решения. Родитель является активистом в выстраивании детско-родительских отношений, он целенаправленно организует взаимодействие, направляет его, подчиняя конкретной цели. Важны ценности и принципы, на которые ориентируется родитель, какие условия принимает во внимание при построении взаимодействия. В результате многочисленных исследований детско-родительских отношений выделился ряд аспектов построения детско-родительских отношений: реальное взаимодействие родителей с ребенком; отношение к ребенку основанное на неосознанной мотивации родителя; отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии. Механизмами взаимодействия родителей и детей младшего школьного возраста являются объективное влияние семейных отношений (родительский пример, психологический климат, стиль взаимодействия родителей и детей, бытовые условия) и целенаправленная воспитательная деятельность (родительская позиция, воспитательная активность, педагогическая культура взрослых, семейные ценности и традиции). Изучением взаимодействия взрослого с ребенком занимались отечественные исследователи А.С. Макаренко, Л. С. Выготский, А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С Спиваковская, В.Я. Титаренко, Карабанова О.А, Столин В.В., также и зарубежные ученые А.Адлер, Э.Эриксон, З.Фрейд, К.Роджерс идр.. Данное исследование проходило на базе Коллегии адвокатов Республики Крым «Первая Крымская». Это команда высокопрофессиональных адвокатов и юристов с безупречной репутацией, имеющих большой опыт работы в правоохранительных органах и суде, богатый жизненный и профессиональный опыт. Сотрудники Коллегии адвокатов Республики Крым «Первая Крымская» помогают решать клиентам правовые проблемы в арбитраже, таможне, налоговых и других государственных и правоохранительных органах, успешно защищают своих доверителей от уголовного и административного преследования, помогают восстановить их права в сфере трудовых, имущественных и семейных отношений. Цель исследования: изучить особенности родительской тактики и стратегии у родителей, работающих в сфере оказания юридических услуг и имеющих детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: родители, работающие в сфере оказания юридических услуг, имеют схожие тактики и стратегии воспитания и взаимодействия с детьми младшего школьного возраста. Задачи исследования: • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам детско-родительских отношений; • Изучить литературу об особенностях младшего школьного возраста; • Рассмотреть психологические особенности работников юридической сферы; • Выявить, при помощи диагностических методик, особенности родительской тактики и стратегии у родителей, работающих в юридической сфере и имеющих детей младшего школьного возраста; • Выполнить анализ, сделать выводы об особенностях родительской стратегии и тактики у родителей, работающих в сфере оказания юридических услуг; • Разработать соответствующие рекомендации для родителей, имеющих детей младшего школьного возраста. В соответствии с целью, гипотезой и задачами были выбраны следующие методы и методики исследования: *) Методика РАRI (Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений), авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет, *) Тест «Стратегии семейного воспитания», *) Опросник родительского отношения (ОРО) Варги – Столина. Научная новизна работы заключается в выявлении особенностей родительской стратегии и тактики у родителей, работающих в сфере оказания юридических услуг и имеющих детей младшего школьного возраста. Практическая значимость работы заключается в установлении статистически значимых различий и особенностей родительской стратегии и тактики у родителей, работающих в сфере оказания юридических услуг, а также в разработке рекомендаций на основе результатов исследования. Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Теоретические аспекты родительской тактики и стратегии в младшем школьном возрасте 1.1. Понятие и типы детско-родительских отношений 1.2. Особенности младшего школьного возраста 1.3. Родительская тактика и стратегия взаимодействия с ребенком как основа развития личности ребенка 1.4. Психологические особенности сотрудников юридической сферы Выводы по первой главе ГЛАВА II. Эмпирическое исследование родительской тактики и стратегии при взаимодействии с ребенком младшего школьного возраста на примере сотрудников и партнеров Коллегии адвокатов Республики Крым «Первая Крымская» г. Симферополь Республика Крым 2.1. Методы и организация исследования 2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи родительской тактики и стратегии у родителей, работающих в сфере оказания юридических услуг, и их влияние на развитие личности ребенка младшего школьного возраста Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Акулинина Н. В. Взаимодействие родителей и детей младшего школьного возраста./ Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. Выпуск №5, 2014г. 2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. 452с. 3. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ под ред. Е.Г. Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. 4. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999. 5. Бенджамин Селлс: Душа закона. Глубинная психология о законе, юристах и юриспруденции/ М.: Городец, 2016 г. 216c. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. 7. Бурмистрова Е.А. Дети в семье. Психология взаимодействи. М.: Даръ, 2016 г. 352с 8. Варга А.: Введение в системную семейную психотерапию М.: Когито-Центр, 2017 г. 182с 9. Волкова Е.М. «Трудные дети или трудные родители?» М.: «Профиздат», 1992 г. , 352с. 10. Данилова, Н.Н., Крылова. А.Л. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова. - Ростов.: Учебник, 2005. - 14-16 с. 11. Дубровина И.В. Возвратные особенности психологического развития детей. М., 1982.г. 12. Калмин О.В., Бочкарева И.В., Кадмина О.А.: Центральная нервная система и органы чувств. Учебное пособие. М.: Феникс, 2016 г. 285с 13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. 14. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Автореф. дис... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 1999. 260с. 15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека:Учебное пособие. М.:Академический проект, 2015 г. 420с. 16. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие Спб.: Речь, 2004. 165с. 17. Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение» М.: Педагогика, 1991 г. 18. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие – практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. Заведений/ Издательский центр «Академия», 2007. 19. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. Спб.: Речь. 2010, 136с. 20. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 21. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2 22. Мухина В.С. Возрастная психология. - 4-е изд., - М., 1999. - 456 с. 23. Небылицын, В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д. Небылицын. - М.: Просвещение, 1966. - 277 с. 24. Николаева Е.И.: Психология семьи. Учебник для вузов. Спб.:Питер, 2017 г. 368с. 25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт-издат, 2012 г. 460с. 26. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: 1981. 27. Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин. Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет) / М., 2001, Т.2. 28. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- №1. 29. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003. 30. Романов А.А. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста (альбом диагностических методик). - М.: «Принт», 2000. 31. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. 1991. 32. Степанов С.С. Стратегии семейного воспитания // Школьный психолог, № 2000/05/08 33. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина.1989.- №3. 34. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. -2002. - № 4. 35. Тихомирова И.А. Анатомия и возрастная физиология. Учебник .М.: Феникс, 2015 г. 286с. 36. Толоконин А.: Секреты успешных семей. Взгляд семейного психолога М.: Эксмо, 2016 г. 224с. 37. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: Владос, 1995 38. Фопелль К. Как научить детей сотрудничать. М: ГЕНЕЗИС 2010г. 541с. 39. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. М., 1994. 186с. 40. Чуфаровский Ю.В.: Юридическая психология. Учебник М. Академтческий проект, 2015 г. 420с. 41. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Деловая книга, 2005. 350с. 42. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. 210с. 43. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. 450с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Теоретические аспекты родительской тактики и стратегии в младшем школьном возрасте 1.1. Понятие и типы детско-родительских отношений При взрослении и социализации ребенка, родительская семья является важным и влиятельным элементом всего этого процесса. Жизненный путь большей частью определяется через опыт и навыки общения в семье, это социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования и культуры родителей [2]. Помимо сознательного и целенаправленного процесса воспитания со стороны родителей, на ребенка также влияет и атмосфера внутри семьи, с возрастом этот эффект накапливается и имеет непосредственное влияние на структуру формирования личности ребенка. Многие русские исследователи отмечали в своих работах, что особое значение для воспитания имеют внутрисемейные отношения и семейный микроклимат. Так П.Ф. Лесгафт [17] отмечал в своих трудах, что условия семейной жизни помогают ребенку понять свою причастность к человеческому роду, приобщиться к духовным ценностям народа, полюбить его язык, ценности, оставляют важный след на всем пути формировании личности. Представители классического психоанализа первыми поставили детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка [42]. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон, К.Хорни, др.). Наиболее сильной из связей между людьми считается связь между родителем и ребенком. В своих работах отечественные психологи, педагоги А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и другие отмечают, что внутрисемейные отношения влияют на формирование социального опыта у ребенка. Понятие «детско-родительские отношения» складывается из взаимной связи и взаимозависимости родителя и ребенка. Детско-родительские отношения состоят из субъективно-оценочного, сознательно-избирательного представления о ребенке, которое раскрывает особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком [13]. Двойственность и противоречивость позиции родителя по отношению к ребенку является спецификой детско-родительских отношений. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Родительское отношение отличается своеобразием и внутренней конфликтностью, и отражает личностное и предметное начало в отношении к ребенку. Первоначально глубинная связь матери и ребенка, материнская любовь являются высшим проявлением альтруистического, бескорыстного, т.е. личностного отношения. Также важно понимание того, что глобальная ответственность за будущее ребенка порождает оценочную позицию со стороны родителя, содержание которой - контроль за действиями ребенка, превращая его в объект воспитания. Поскольку эти два начала имманентно наблюдаются у каждого типа родительского отношения, их можно рассматривать как структурные элементы родительской позиции - эмоциональный и оценочный. Детско-родительские отношения — биполярны, на каждом из полюсов, как родителя, так и ребенка, определяется генезис и развитие общения и сотрудничества ребенка и родителей, хотя, безусловно, роли обоих участников подвергаются значительным изменениям на каждом из возрастных этапов развития. Родитель является активистом в выстраивании детско-родительских отношений, он целенаправленно организует взаимодействие, направляет его, подчиняя конкретной цели. Важны ценности и принципы, на которые ориентируется родитель, какие условия принимает во внимание при построении взаимодействия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg