Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ

arina_pal 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2018
Начальная школа является фундаментом всего общего и специального (профессионального) образования. От того, каковы содержание, организация и методика начального обучения зависит не только эффективность всего дальнейшего образования человека, но и его судьба, ибо именно в этот возрастной период начинается формирование личности, её направленности, развитие характера и способностей.
Введение

Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики. В современной начальной школе задачи изучения раздела величины и их измерение расширены. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ученики должны учиться: 1) читать и записывать величины (площадь, скорость, масса, время). 2) сравнивать названные величины. 3) выполнять арифметические действия. В Федеральном Государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) говорится о необходимости приведения школьного образования в соответствие с потребностями современного общества. Современное общество в данное время характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационно – компьютерных технологий (ИКТ). В таких условиях одной из важных целей образования младших школьников становится внедрение ИКТ в начальное общее образование. Активное использование средств ИКТ поможет овладению навыками исследовательской деятельности, а также решению коммуникативных и познавательных задач. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся в начальных классах общего образования, обеспечивающим его результативность, является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ - компетентность). В образовательную программу включена подпрограмма «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся». Для формирования правильного представления о величинах учителю важно уделить особое внимание следующим вопросам: методике знакомства с величиной; формированию измерительных навыков; формированию умений перевода величии, выраженных в единицах одних наименований, в единицы других наименований. В основе методики формирования представления о величинах лежит практический метод. С целью формирования представлений о разного рода величинах проводятся практические работы, используются упражнения, применяются демонстрационные и индивидуальные наглядные средства, при этом варьируются коллективные, индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Учащиеся усваивают основные признаки понятия «величина» в процессе выполнения различных практических заданий познавательного характера при широком использовании проблемных ситуаций. Среди всех характеристик реальных предметов, обладающих определенными свойствами, выделяются такие, относительно которых (в том случае, когда предметы неодинаковы) можно ввести отношения «больше», «меньше». Если: а) две полоски по длине неодинаковы, то одна длиннее другой; б) два сосуда имеют различную вместимость, то вместимость одного сосуда больше другого; в) два тела по массе неодинаковы, то масса одного тела меньше другого и тому подобное. Числа и величины – это самые главные термины курса математики в начальных классах. Главная задача педагога при изучении этой темы помочь детям осознать, что величина – это некое свойство явления или предмета, поддающееся измерению. Непосредственно в курсе математики под величиной подразумевают те свойства явлений или предметов, которым можно дать количественную оценку. Деятельность по количественному оцениванию свойства называют измерением. В младшей школе изучаются только те виды величин, значения которых можно записать натуральным числом (то есть целым и положительным). Поэтому ознакомление ребенка с величинами и способами их измерения должно быть интегрировано в курс по натуральным числам и их роли в математике. Благодаря практическим занятиям ученик не только приобретает практику в измерении различных свойств предметов, но и осознает важность неизвестной до этого ему роли натуральных чисел. Само по себе появление числа обусловлено тем, что существует практическая необходимость получать определенные значения величин разных предметов. Однако результат обучения показывает, что дети недостаточно усваивают материал, связанный с величинами: не различают величину и единицу величины, допускают ошибки при сравнении величин, выраженных в единицах двух наименований, плохо овладевают измерительными навыками. Это связано с организацией изучения данной темы. В учебниках по традиционной программе недостаточно заданий, направленных на: выяснение и уточнение имеющихся у школьников представлений об изучаемой величине, сравнение однородных величин, формирование измерительных умений и навыков, сложение и вычитание величин, выраженных в единицах разных наименований. Таким образом, чтобы улучшить математическую подготовку детей по теме «Величины и их измерение», необходимо пополнить её новыми упражнениями, использовать компьютерные технологии, правильно формировать представление о величине. Цель исследования: подобрать методические приемы, способствующие формированию представлений о величинах и их измерении у младших школьников. Объектом исследования: процесс обучения математике в начальных классах. Предмет исследования: формирование у младших школьников представлений о величинах и их измерении. Гипотеза исследования: процесс изучения массы и единиц ее измерения в начальной школе будет осуществляться более эффективно, если у учащихся будут сформированы теоретические знания о величине масса и ее единицах, будет раскрыта взаимосвязь между величиной и числом, что достигается при помощи разнообразных упражнений, заданий творческого характера, игрового материала, использование ИКТ на уроках математики в начальной школе: - при выполнении самостоятельных заданий на вычисления; - при анализе допущенных вычислительных ошибок и применение самоконтроля; - при выполнении занимательных заданий на вычисления повысит коэффициент усвоения вычислительных навыков младших школьников; – при использовании компьютера на уроках может обеспечить более высокое качество знаний и умений учащихся. Задачи исследования: 1) Раскрыть сущность понятия "величина" и особенности изучения величин в начальных классах. 2) Рассмотреть и изучить современные подходы к изучению величин в начальном курсе математики. 3) Раскрыть сущность понятия "масса" в начальном курсе математики и рассмотреть подходы к ее изучению начальном курсе математики. 4) Провести опытно-экспериментальную работу по формированию у младших школьников представлений о величинах и их измерении. 5) Сформулировать методические рекомендации для практикантов, проходящих педагогическую практику и учителей начальных классов. Методы исследования: – анализ научно-методической литературы по теме исследования; – изучение на практике процесса формирования у младших школьников представлений о величинах и их измерении; – проверка методики формирования у младших школьников представлений о величине и проведение эксперимента; – статистическая обработка результатов исследования. База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан. Практическая значимость: исследования в том, что предложенные в исследовании задания, фрагменты уроков и другие методические материалы с использованием компьютерных технологий служат повышению качества по формированию представлений о величине у младших школьников. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО 8 1.1. Понятия и особенности изучения величин в начальных классах 8 1.2. Современные подходы к изучению величин в начальном курсе математики 14 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ 20 2.1. Величина «масса» и подходы к ее изучению в начальном курсе математики 2.2. Педагогический эксперимент по формированию у младших школьников представлений о величине «масса» 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Список литературы

1. Абдуллина Л.Б. Мустафина Р.З., Шмелева Н.Г. Избранные вопросы теории и технологии обучения математике: Учеб.-метод. Материалы для студентов 1-5 курсов по специальности «050708 – Педагогика и методика начального образования». – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад. им. Зайнаб Биишевой, 2012. – 148 с. 5. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 2007. – 181 с. 6. Баракина Т.В. Обучение младших школьников решению задач на геометрические построения // Начальная школа, плюс до и после. 2013. – С. 48 – 51. 7. Белошистая А.В. Методика обучения математики в начальной школе: курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 455 с. 9. Воистинова Г.Х. Задачи на построение как средство совершенствования приемов мышления студентов – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. – 176 с. 11. Гребеникова Н.Л. Методика обучения младших школьников математике: Учебно-методический комплекс: в 2-х ч.: – Ч. II. Некоторые вопросы методики изучения математики в начальных классах: Для студентов 3-5-х курсов по специальности. – Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2003. – 249 с. 12. Демидова Т.Е. Математика (Моя математика): учеб. для 3-го и 4-го классов / Т.Е. Демидова [и др.]. – М.: Баласс, 2010. – 168 с. 14. Знаменская Е.В. Об изучении геометрического материала в I-IV классах // Начальная школа. 2005. № 5 – С. 75 – 79. 16. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – 3 издание М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с. 17. Истомина Н.Б. Математика. 1, 2, 3, 4 классы: Учебники для четырехлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация 21век, 2001. – 327 с. 18. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебникам «Математика 1, 2, 3, 4 классы» (для четырехлетней начальной школы). – М.: Новая школа, 1997. – 356 с. 19. Канбекова Р.В. Математика: учебное пособие. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2007. – 383с. 20. Канбекова Р.В. Задачи на построение// Математика. Первое сентября. 2000. № 37. – С. 24 – 28. 21. Коновалова В.С. Решение задач на построение в курсе геометрии как средство развития логического мышления / В.С. Коновалова, З.В. Шилова // Познание процессов обучения физике: сборник статей. Вып.9. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – С. 59-69. 22. Методика начального обучения математики // Под. ред. А.А. Столяра. – Минск: «Вышейшая школа», 2006. – 414 с. 23. Методика начального обучения математики // Скаткина Л.Н. – М.: Просвещения, 2002 – 320 с. 24. Митрохина С.В. Самостоятельная работа по геометрии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников // 2006. – № 3. С. 37 – 40. 25. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 кл. – М., 1978. – 336 с. 26. Моро М.И. Математика: учеб. для 1-го класса нач. шк.: в 2-х ч. : ч. 1 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2002. – 134 с. 27. Моро, М.И. Математика: учеб. для 4-го класса нач. шк. : в 2-х ч. : ч. 1 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2004. – 138 с. 28. Методика начального обучения математике: Учеб. Пособие для пед ин-тов/ В. Л. Дрозд, А. Т. Катасонова, Л. А. Латотин и др.; Под общ. ред. А. А. Столяра, В. Л. Дрозда. – Мн.: Вышейшая школа, 1988. – 254 с. 29. Организация процесса обучения математике младших школьников в условиях модернизации российского образования: сб. материалов межвуз. Науч.-практ. Конф. 2007 г., г. Стерлитамак/Отв. Ред. Н.Г. Гребенникова. – Стерлитамак. гос. пед. академия, 2007. – 300с. 30. Особенности изучения геометрических фигур в начальных классах / Р.Р. Абдрахманова; Н.Г. Шмелова// Перспективы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в школе и вузе – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2012. – С. 70-71
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Особенности изучения величин в начальных классах Длина, площадь, масса, время, объем – величины. Первоначальное знакомство с ними происходит в начальной школе, где величина наряду с числом является ведущим понятием. Величина – это особое свойство реальных объектов или явлений, и особенность заключается в том, что это свойство можно измерить, то есть назвать количество величины, которые выражают одно и тоже свойство объектов, которые называются ве¬личинами одного рода или однородными величинами. Например, длина стола и длина комнаты – это однородные величины. Величины – длина, площадь, масса и другие обладают рядом свойств. 1) Любые две величины одного рода сравнимы: они либо равны, либо одна меньше (больше) другой. То есть, для величин одного рода имеют место отношения «равно», «меньше», «больше» и для любых величин и справедливо одно и только одно из отношений: Например, мы говорим, что длина гипотенузы прямоугольного треугольника больше, чем любой катет данного треугольника; масса лимона меньше, чем масса арбуза; длины противоположных сторон прямоугольника равны. 2) Величины одного рода можно складывать, в результате сложения получится величина того же рода. Т.е. для любых двух величин а и b однозначно определяется величина a+b, её называют суммой величин а и b. Например, если a – длина отрезка AB, b – длина отрезка ВС, то a+b – длина отрезка АС, есть сумма длин отрезков АВ и ВС; 3) Величину умножают на действительное число, получая в результате величину того же рода. Тогда для любой величины а и любого неотрицательного числа x существует единственная величина b=x•а, величину b называют произведением величины а на число x. Например, если a – длину отрезка АВ умножить на x= 2, то получим длину нового отрезка АС. 4) Величины данного рода вычитают, определяя разность величин через сумму: разностью величин а и b называется такая величина с, что а=b+c. Например, если а – длина отрезка АС, b – длина отрезка AB, то длина отрезка ВС есть разность длин отрезков и АС и АВ. 5) Величины одного рода делят, определяя частное через произведение величины на число; частным величин а и b называется такое неотрицательное действительное число х, что а= х• b. Чаще это число называют отношением величин а и b и записывают в таком виде: a/b= х. Например, отношение длины отрезка АС к длине отрезка АВ равно 2. 6) Отношение «меньше» для однородных величин транзитивно: если А<В и В<С, то А<С. Так, если площадь треугольника F1 меньше площади треугольника F2 площадь треугольника F2 меньше площади треугольника F3, то площадь треугольника F1 меньше площади треугольника F3. Величины, как свойства объектов, обладают ещё одной особенностью их можно оценивать количественно. Для этого величину нужно измерить. Измерение заключается в сравнении данной величины с некоторой величиной того же рода, принятой за единицу. В результате измерения получают число, которое называют численным значением при выбранной единице. Процесс сравнения зависит от рода рассматриваемых величин: для длин он один, для площадей – другой, для масс – третий и так далее. Но каким бы ни был этот процесс, в результате измерения величина получает определенное численное значение при выбранной единице. Вообще, если дана величина а и выбрана единица величины e, то в результате измерения величины а находят такое действительное число x, что а=xe. Это число x называют численным значением величины а при единице е. Это можно записать так: х = m • (a).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg