Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ

arina_pal 890 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 135 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2018
Современный мир меняется стремительно, и его влияние ощущается и в системе образования. В настоящий момент запросы общества перед образованием в целом таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и стараться стать успешным. Педагоги детских садов и психологи находятся в постоянном поиске новых продуктивных методов и технологий для оптимизации процесса воспитания и обучения. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Одним из наиболее результативных методов общего развития и преодоления подобных затруднений является развитие межполушарного взаимодействия, которое называется красивым словом кинезиология – наука о развитии мозга через движение. Развивая межполушарное взаимодействие, можно активизировать мыслительную деятельность. Кинезиологические упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, развить психические процессы и интеллект, создать новые нейронные связи. Синхронизируется работа полушарий, развиваются мелкая моторика, память, внимание, речь, а также мышление.
Введение

В настоящее время важной задачей логопедии является изучение проблемы и проведение коррекции специфических нарушений письменной речи у детей старшего возраста. Многие авторы, глубоко изучавшие специфику нарушений письменной речи (Г.А. Каше; Р.И. Лалаева; Р.Е. Левина; Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.), говорят о том, что в основе нарушений чтения и письма лежат неполноценность фонематического восприятия, недостатки произношения, которые препятствуют овладению звуковым составом письма. Все это может явиться основной того, что в младшей школе ребёнок с трудом будет овладевать письмом, в частности он не будет использовать заглавные буквы, знаки препинания, будет пропускать буквы, слоги, подчерк будет некрасивым, так как отдельные буквы будут неверно ориентированы в пространстве и иметь недописанные элементы. Кроме того, у многих детей в младшей школе может быть не резко выраженное отставание в речевом развитии. Все это доказывает актуальность выявления даже самых незначительных отклонений в речевом развитии ребенка и их исправление до начала обучения в школе. Для организации речевого развития детей старшего дошкольного возраста (3-7 лет) необходимо руководствоваться новым направлением образовательной области «Речевое развитие», которая разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Это направление направлено на «овладение речью как средством общения и культуры, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Ежегодно повышаются требования к уровню подготовленности будущих первоклассников, в первую очередь к уровню их речевого развития. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) поставил задачу «сформированности позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека», а также «обеспечить равные возможности получения качественного начального образования» для всех детей, поступающих в школу». Успешное решение этой задачи должно быть начато еще в старшем дошкольном возрасте. Помимо проблемы увеличения количества детей с нарушениями речи в количественном и качественно отношении стоит проблема, связанная с упорядочиванием терминологии, использующей в процессе изучения нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста. Это объясняется тем, что накопление данных, полученных в ходе исследований, приводит к изменению содержательной стороны терминологии, а это требует новых подходов к их классификации, обобщению и т.д. Актуальность работы заключается в том, что выявление дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, изучение различных предпосылок, проведение профилактики дисграфии с помощью средствами образовательной кинезиологии позволит успешно решить поставленную ФГОС НОО задачу. Цель исследования: изучить дисграфию у детей старшего дошкольного возраста и на основе полученных данных разработать методику профилактики средствами образовательной кинезиологии, направленных на устранение дисграфии. Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: кинезиологическая образовательная коррекция дисграфии детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что работа по профилактике формы дисграфии у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективна при следующих условиях если: • содержание коррекционной кинезиологической работы определяется с учётом результатов диагностики дисграфии детей старшего дошкольного возраста; • используется образовательный кинезиологический инструментарий в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста; • определены индивидуально-психологических факторы, которые проявляются в особенностях динамики кинезиологических коррекций в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1. На основе анализа работ зарубежных и отечественных психологов рассмотреть современное состояние научного изучения проблемы дисграфии у детей старшего дошкольного возраста. 2. Выявить особенности речевого профиля у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и апробировать содержание образовательной кинезиологической работы с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами дисграфии. 4.Определить условия эффективности предложенной психокинезиологической коррекционной помощи детям старшего дошкольного возраста с проблемами дисграфии. Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе (2015) происходило изучение и сравнительный анализ кинезиологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Второй этап (2015), был связан с изучением особенностей речевого профиля у детей старшего дошкольного возраста. На этом же этапе был проведен констатирующий эксперимент. На третьем этапе (2015-2016) был осуществлен формирующий психолого-педагогический эксперимент, где была апробирована кинезиологическая психотерапевтическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами дисграфии, проведен контрольный эксперимент, а также заключительные выводы диссертационного исследования. Методологической основой нашего исследования для разработки дидактических материалов явились положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и другие), положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и другие), научно-теоретические положения деятельностного подхода о необходимости формирования письма как метапредметного умения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и другие). Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы: анкетирование, и индивидуальная кинезиологическая диагностика. Для диагностики дисграфии старшего дошкольного возраста, использованы следующие методики: корректурная проба, проба на реципрокную координацию рук, пробы на динамический праксис («Кулак – ребро - ладонь» и графическая проба «Заборчик»), Пробы на праксис позы пальцев, п Пробы на оральный пракси, проба Хэда, тест Денмана (копирование 4 фигур), модифицированный тест Бентона, восприятие (называние) предметных, реалистических изображений, узнавание перечеркнутых изображений, фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения). При отборе методик мы исходили из требований их надежности, и адекватности тем задачам, которые были сформулированы в исследовании. В исследовании приняли участие 10 детей старшего возраста. Исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад № 4» г. Кирова в 2015-2016 гг. Результаты исследования представлены в статьях и на конференциях. Возможно использование результатов в лекционных курсах и на практических занятиях по дисциплинам: «Педагогика», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи», «Предупреждение речевых нарушений». Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения исследования докладывались и обсуждались на предзащите, на кафедре дошкольного образования. Основные положения работы были обсуждены на студенческих и региональных научно-практических конференциях. Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Основной объем диссертации – 103 страницы. Список использованной литературы состоит из 78 наименований. В магистерской диссертации содержится 12 таблиц и 6 графиков.
Содержание

Введение с.3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений письменной речи с. 8 1.1. Психофизиологические механизмы письма с.8 1.2. Понятие «дисграфия»: определение, классификация, симптоматика с.18 1.3. Понятие «профилактика» в психолого-педагогической литературе с.28 Глава 2. Основные направления диагностики и профилактики дисграфии у старших дошкольников с.35 2.1 Анализ способов и приемов выявления предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с.35 2.2 Описание системы диагностических заданий для выявления дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с.37 2.3 Описание профилактической работы дисграфии средствами образовательной кинезиологии с.47 Глава 3. Организация и содержание профилактической работы по снижению дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с.67 3.1. Организация практического исследования с.67 3.2 Особенности выявления предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с.75 3.3 Проект коррекционной работы с.83 3.4 Результаты контрольного эксперимента с.88 Заключение с.91 Список использованных источников с.96 Приложения с.104
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., № 1155. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 « октября 2009 г., № 373. 3. Ахутина Т. В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю. Методы нейропсихологического обследования детей 6–8 лет // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 2, с. 51–58. 4. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. — М.: Академия, 2003б. 5. Ахутина Т. В., Пылаева Н.М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций / А. Р. Лурия и психология XXI века. Доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия / Под ред. Т. В. Ахутиной и Ж. М. Глозман. — М.: ООО Федоровец,2003а, с. 181–189. 6. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике коррекции речевых расстройств / Отв. Ред. М.Г. Храковская.- СПб.: Изд-во С.-Пб. Ун-та, 2001, с.195-213. 7. Ахутина Т.В. Роль Л.С. Выготского в развитии нейропсихологии // Методология и история психологии, 2007- №4.- с. 57-68. 8. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекцииб Учеб. пособие.- М.: Воронеж, 2001. 9. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций.- М.: Академия, 2003.- 186 с. 10. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.- С-Пб: Питер, 2008.- 236 с. 11. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М. : Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с. 12. Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема // Вопросы философии. 1981. № 8. С. 78¬89. 13. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. С. 373-392. 14. Воронина Т.П. Дисграфия, или Почему ребёнок плохо пишет?/ Т.П. Воронина, Т.В. Попова.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 95с.: ил.- ( Наша началочка). 15. Выготский Л. С. История развития высших психических функций /Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983, с. 5–328. 16. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций / Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982, с. 168–175. 17. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр.соч. в 6-ти томах. Т.5. Основы дефектологии.- М.: Педагогика, 1983.- с.257-321. 18. Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. 19. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»). 20. Гранит Р. Основы регуляции движений : пер. с англ. М. : Мир, 1973. 21. Дмитриев С.В. Социокультурная теория двигательных действий человека: Спорт, искусство, дидактика. Н. Новгород : Изд-во НГПУ, 2011.359 с. 22. Емельянова Е.Н. Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. - СПб.: Питер, 2009.- 96 с.: ил.- ( Серия «Детскому психологу»). 23. Загревская А.И. Методология построения содержания физкультурного образования студентов специальной медицинской группы педагоги¬ческого вуза // Теория и практика физической культуры. 2008. № 10. С. 21-25. 24. Иншакова О.Б. Изменение способа анализа ошибок письма при дисграфии у младших школьников // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Под ред. Г.В. Чиркиной, Е.В. Оганесяна и М.Н. Русецкой.- М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного института, 2004.- с.99-105. 25. Иншакова О.Б. Отражение зрительно-пространственных трудностей в письме первоклассников/ О.Б. Иншакова, А.Н. Кричевец, Т.В. Ахутина// Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.- М.: Изд-во МСГИ, 2006.- С.44-49. 26. Ирхин В.Н., Василенко О.В., Николаева Е.С. и др. Анализ основных направлений развития современной кинезиологии // Теория и практика физической культуры. 2012. № 12. С. 19-20. 27. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя/ О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова.- М.: Просвещение, 2014 .- 126. : ил. 28. Ишимова О.А., Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2014.- с. 127. 29. Ишимова О.А., Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2014.- с. 129. 30. Ишимова О.А., Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2014.- с. 126. 31. Ишимова О.А., Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь- помощница. Пособие для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2014.- с. 128. 32. Ишимова О.А., Юсов И.Е. Развитие речи. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2016.- с. 129. 33. КоренбергВ.Б. Основы спортивной кинезиологии : учеб. пособие. М. : Советский спорт, 2005. 232 с. 34. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.- СПб., 2003. 35. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников/ Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова.- М.: Изд-во Союз СПб, 2001.- 219 с. 36. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- СПб, 2003. 37. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие. - М.: Парадигма, 2009 [Электронный ресурс] // «Университетская библиотека онлайн». URL: http://www.biblioclub.ru 38. Лапутин А.Н. Кинезиология - учение о двигательной функции организма человека // Педагогика, психология и медико-биологические про¬блемы физического воспитания и спорта. 2007. № 10. С. 3-6. 39. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи/ Р.Е. Левина.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 311 с. 40. Леш М., Фёрдер Г. Кинезиология: от стресса к гармонии. – М., 2010. 41. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Нарушения письменной речи у младших школьников/ Е.А. Логинова, О.В. Елецкая.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015.¬192 с.- ( Высшее образование. Бакалавриат). 42. Логопедия: учебник для студ. дефектол.фак.пед.высш.учеб.заведений / под ред. Л.С. Волковой.- 5-е изд. Перераб. и доп.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.- 703 с.: ил. 43. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание,образование, тренировка. 1996. № 1. С. 11-17. 44. Лурия А. Р. (ред.) Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Том I и II. — М.: АПН РСФСР. 1956,1958. 45. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973а, 374 с. 46. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. Изд.2-е. - М.: Изд-во МГУ, 1969. 47. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.- М.: Изд-во МГУ, 1973. 48. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования/ А.Р. Лурия.- М.6 Издательский центр «Академия», 2002. - 347 с. 49. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии/ Е.В. Мазанова.- М.: Издательство ГНОМ, 2014.- 32с. 50. Методы обследования речи детей/ под общ.ред.Г.В. Чиркиной.- М.: Аркти, 2005.- 239 с. 51. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г. Мисаренко // Логопед.- 2004.-№2. - с.4-14. 52. Нейропсихологическая диагностика, обследования письма и чтения младших школьников /под общ.ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.- М.: Сфера, 2013. - 128с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений письменной речи 1.1. Психофизиологические механизмы письма Письменная речь – это вторичная, более поздняя по времени форма существования языка. Понятие «письменная речь» состоит из чтения и письма. Равноправие чтения и письма является основной главной проблемы – насколько соотносятся устная и письменная речь, и на сколько они взаимосвязаны. Существует два подхода к решению этой научной проблемы. При первом подходе эти две формы (устная и письменная речь) признаются равно взаимосвязанными, соответственно, равно соотносятся друг с другом. Другими словами, это две разные формы, которые взаимно влияют друг на друга. При втором подходе эти две формы (устная и письменная речь) признаются не равно взаимосвязанными, соответственно, не равно соотносятся друг с другом. Другими словами, это две разные формы, которые связанны друг с другом. Представителями первого направления можно назвать таких ученых, как В.М. Солнцев, 1985; Л.В. Щерба, 1983; Л.Р. Зиндер, 1987 и другие. Они не отрицают существенную роль письма и его отличия от устной речи, но утверждают, что «письмо это - воплощение звучания». Если обратиться к исследованиям российского лингвиста Льва Рафаиловича Зиндер (1987), то, по его мнению, термин «письмо» объединяет три разных категории явлений. Это «вид особой семиотической системы, способ перекодирования устного языка в письменный и особую форму коммуникации». По его мнению, письменный язык - это «продукт культуры для передачи речи на большие расстояния и фиксации во времени и не является обязательной составляющей любой речевой системы, поэтому его невозможно усвоить спонтанно в процессе подражания, но только при специальном обучении». Русское правописание базируется на трех основных принципах (разными авторами выделяется до восьми различных принципов). Первый принцип – фонетический принцип, который закладывает основы графики, то есть буквенное обозначение соответствует тем фонемам, которые слышны в слове вне зависимости от силы позиции. Второй принцип - морфологический принцип, суть которого в том, что при написании сохраняется постоянство буквенного обозначения корней, приставок, суффиксов, окончаний независимо от их произнесения. Этот принцип является основной большинства правил орфографии. Третий принцип – это традиционный принцип, который сохраняет исторически старое написание слов, неадекватное современному произношению и морфологическому принципу. На этом принципе существуют «словарные слова». К представителям второго направления можно отнести Т.А. Амирову, 1985; А.А. Леонтьева, 1964; Т.М. Николаеву, 1961 и других. Эти ученые ставят неравенство между буквой и фонемой, которую она обозначает. Другими словами, одна и та же буква может читаться двумя-тремя способами, а ряд акустических характеристик не имеет своего выражения на письме, и наоборот, одна фонема обозначается четырьмя аллографами (то есть рукописными прописным и строчным и печатными прописным и строчным). Кроме этого важным аспектом является психомоторный феномен письма. Хотя навык письма связан с устной речью и ее закономерностями, но он имеет собственную психологическую, сенсомоторную основу, которая обеспечивает реализацию всех вышеперечисленных форм письма.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg