Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

arina_pal 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2018
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.
Введение

Актуальность темы исследования. В настоящий момент, когда постоянно меняются экономическая, политическая ситуации в стране, когда каждый день появляются новая техника, оборудование, очень важно иметь развитые творческие способности. Творческие способности или креативность, как писал Эрих Фромм, это способность человека удивляться новому, изучать его, умение найти решение в необычных новых ситуациях, быть нацеленным на открытие нового и способность к углубленному анализу своего опыта. Очень ценный великий природный дар человека - способность мыслить, творить, придумывать новое. Отрадно то, что этот дар есть у всех, хотя у кого-то творческого потенциала больше, а у кого-то меньше, но назвать одного ребенка одаренным или гением, а другого неодаренным мы не можем, никому не известно где граница между ребенком одаренным и неодаренным. Еще сложнее определить, кто в будущем сможет развивать и использовать свои способности, а у кого они затухнут, затеряются. Бесспорно только то, что в специальном развитии нуждается интеллектуаль¬но-творческий потенциал каждого ребенка. Наиболее важным возраст¬ным этапом с точки зрения формирования творче¬ских способностей детей является возрастной диапазон в интервале старшие дошкольники — младшие школьники. С психологической точки зрения младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Младшие школьники – маленькие исследователи, с большой радостью познающие окружающий мир. Если взрослые будут поощрять любознательность, постоянно сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, они будут способствовать расширению детского опыта, тем самым развивая их творческие способности. Накопление опыта, знаний является необходимой предпосылкой для будущей творческой деятельности. Мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей, оно еще не задавлено догмами и стереотипами. Именно младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможно¬сти с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходи¬мо как можно эффективнее использовать их в этом возрасте. Поэтому работа по проблеме развития творческих способностей в младшем школьном возрасте сегодня очень актуальна. Актуальность исследования выдвинула проблему исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей в младшем школьном возрасте? Объект исследования - процесс развития творческих способностей ребенка в начальной школе. Предмет исследования - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников. Целью нашего исследования является выявление педагогических условий развития творческих способностей ребенка в начальной школе. Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей в начальной школе будет успешным при выполнении следующих педагогических условий: - если создается комфортная психологическая обстановка, в которой поощряется взрослыми стремление ребенка к творчеству; - если предоставляется ребенку свобода в выборе деятельности; - если ведется целенаправленная деятельность по специально составленной программе по развитию творческих способностей в мадшемшкольном возрасте. Основными задачами исследования являются: 1. Изучая психолого-педагогическую литературу выявить особенности творческих спобностей младших школьников, основные направления развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. 2. Изучить особенности личности детей в начальной школе. 3. Организовать экспериментальную работу по развитию творческих способностей в начальной школе. 4. Разработать и экспериментально апробировать программу по развитию творческих способностей в младшем школьном возрасте. 5. Выявить педагогические условия развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов, посвященные проблемам творчества, статьи ученых в области развития творчества детей: Гилфорда, который установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление; А.Н. Лук о видах творческого мышления; С. Л. Рубинштейна о развитии, формировании способностей; Р.С. Немова о видах специальных способностей. В данной работе использовали следующие методы исследования: Модифицированный тест Гилфорда и Торренса по исследованию креативности, Тест для определения одаренности и направленности ребенка, Тест-анкета для родителей для выявления выраженной одаренности ребенка. Этапы исследования: I этап (апрель 2016 г.) характеризуется выбором и уточнением темы исследования и изучением имеющейся литературы по данной проблеме. II этап (май-сентябрь 2016 г.). Составлен научный аппарат исследования, произведен анализ литературы по проблеме исследования. III этап (октябрь-ноябрь 2016 г.). Определена экспериментальная работа, разработаны способы, приёмы системы анализа собранных данных. IV этап (декабрь – январь 2016г.). Проведен эксперимент, уточнены выводы по всем главам и их взаимосвязь, обобщены результаты и выводы по опытно-экспериментальной проверке научного предположения. Окончательное оформление работы. Научная новизна : систематизирован и обобщен материал психолого-педагогических исследований по данной проблеме, разработана программа по развитию творческих способностей ребенка в начальной школе. Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: проанализирован, обобщен и систематизирован материал психолого-педагогических исследований по проблеме развития творческих способностей ребенка в начальной школе, данное исследование расширяет психоло-педагогическую теорию о развитии творческих способностей. Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанная программа по развитию творческих способностей ребенка начальной школы поможет педагогам и психологам наиболее полно активизировать ресурсные возможности ребенка. Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит психологам, воспитателям, родителям определить уровень развития творческого мышления детей. База исследования - МБОУ СОШ № 1 с.Аскарово Абзелиловского р- на РБ. Апробация исследования: принята к изданию статья «Развитие творческих способностей ребенка в начальной школе» в сборник научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук и образования» (март 2017 г.). – Сибай,2017; выступала с докладом «Пути развиия творческого потенциала ребенка» на родительском собрании, выводы по исследованию были обсуждены на педагогическом совете МБОУ СОШ № 1 с.Аскарово Абзелиловского р-на РБ. Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Содержание

Введение………………………………………………………….………………3 1. Теоретическое исследование по проблеме развития творческих способностей …………………………………………………………….………..7 1.1. Сущность и содержание понятия «Творческие способности»…………..7 1.2. Развитие творческих способностей ребенка в начальной школе.………..17 1.3. Условия успешного развития творческих способностей ребенка в начальной школе………………………………………………………………22 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий развития творческих способностей младших школьников …………………….………32 2.1. Психолого-педагогическая диагностика творческих способностей ребенка начальной в школе……………………….………32 2.2. Программа по развитию творческих способностей ребенка начальной в школе……………………………….……………….39 2.3. Анализ результатов контрольной диагностики…………………………...45 Заключение……………………………………………………………………….52 Список использованных источников и литературы………………………..56 Приложение 1. Тестопластика. Лепка из соленого теста ………………….….59 Приложение 2. Конспект занятия на развитие творческих способностей детей «Новогодняя ёлочка »…….. …………………………………………………….62 Приложение 3. Сказка про дружбу …...………………………………………..65
Список литературы

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60 с. 2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление. - Дошкольное воспитание. – М., 1994. №1. С. 17-19. 3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества / Дошкольное воспитание. – М., 2012. №11. С. 32-38. 4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. – М., 1990. №4. С. 5-9. 5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. С. 96-99. 6. Годфруа Ж. Психология. -Изд. в 2 т., том 1. - М.: Мир, 1992. С. 435-442. 7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157 с. 8. Ендовицкая Т. О. О развитии творческих способностей. - Начальная школа. М.,1997. №12. С. 73-75. 9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2011. 203 с. 10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Вопросы Психологии. – 1993. №2. С. 54-58. 11. Крылов Е. Школа творческой личности /Дошкольное воспитание. -1992. № 7,№ 8. С. 11-20. 12. Кудрявцев В., Синельников, В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / Дошкольное воспитание. – М., 1995. № 9. С. 52-59; № 10. С. 62-69. 13. Л. Дж.Смитт. Темные видения. Книга 1: Странная способность / https://www.livelib.ru/book/ 1000331380-temnye-videniya-kniga-1-strannaya-sposobnost-l-dzh-smit. 14. Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm. 15. Кэрролл Л. Алиса в Стране чудес. - М, 1989. 354 с. 16. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 с. 17. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 с. 18. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 с. 19. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1 Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос, 1998. С.379. 20. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 с. 21. Никитин Б.П, Никитина, Л.А. Мы, наши дети и внуки. - М.: Молодая гвардия, 1989. С. 255-299. 22. Никитин Б. П. Гипотеза возникновения и развития творческих способностей» // сб. Социологические и экономические проблемы образования. - Новосибирск, «Наука», 1969.- С. 78-124. 23. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994. 249 с. 24. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике /Дошкольное воспитание. -1989. №6. С. 69-72. 25. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу Развитие творчества. - М., 1997. 258 с. 26. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50 с. 27. Прохорова Л.М. Развиваем творческую активность дошкольников. - 1996 №5. С. 21-27. 28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2009. 236с. 29. Станислав Райх. Психодиагностика креативности. - Киев. 2011. 6 с. 30. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., Вдовина В.В. «Поваренная» книга Воспитателя. - Норильск, 1994. 50 с. 31. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. М. 1997. 258 с. 32. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998. 137 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 1.1. Сущность и содержание понятия «творческие способности» В обычном понимании творческие способности сопоставляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. С целью выяснения сущности и содержания понятия «творческие способности» нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы и тщательно изучен сущность и содержание понятия «творческие способности». После чего пришли к выводу, что творческая деятельность – это такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – это либо предмет внешнего мира, либо способ мышления, при котором человек приходит к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. В данной выпускной квалификационной работе будет рассмотрена проблема развития творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg