Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

arina_pal 120 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2018
В работе отражена попытка решить одну из актуальных проблем современной начальной школы - проблему обогащения словаря младших школьников в процессе развития речи. Итак, из всего вышесказанного можно сказать следующее, центральное место в обогащении словаря занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.
Введение

Слово - одна из основных структур языка, единица речи, представляющая собою звуковое выражение отдельного предмета мысли. Именно благодаря слову, мы можем передать свои чувства, эмоции, обозначить конкретные предметы и понятия. Поэтому работа по формированию словаря у детей младшего школьного возраста имеет важное значение[3]. Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как Ж. Пиаже, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и А.Н.Леонтьев и др. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений. Анализ последних публикаций и результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы. Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья. Иными словами, нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка. Исходя из этого, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость. Актуальность курсовой работы заключается в том, что именно в младшем школьном возрасте наблюдается активное развитие речи ребенка, встает проблема соответствия развитости речевых функций у детей и требованиями, предъявляемыми школой. Из всего этого следует, что изучение развития речи и словаря младших школьников необходимо. Таким образом, для детей, поступающих в школу, в качестве особо значимых можно выделить три характеристики речевого развития: 1. Словарный запас. 2. Способность к грамматически правильному построению предложений и речи в целом. 3. Произвольность владения речью. Цель исследования– определить психолого-педагогические основы словаря младших школьников в процессе обучения русскому языку. В рамках достижения цели были поставлены и решены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования. 2. Выделить особенности и проблемы обогащениясловаря младших школьников. Объект исследования–это процесс обогащения словаря детей младшего школьного возраста на уроках русского языка. Предметомисследования – психолого-педагогические основы обогащения словаря младших школьников на уроках русского языка. Гипотеза исследования: обогащение словаря детей младшего школьного возраста будет успешным, если для понимания учебного материала у учащихся будут сформированы: 1) высокий уровень активности на уроке; 2) высокий уровень организованности словарной работы; Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных педагогов, психологов, методистов: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и А.Н.Леонтьев. Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста.……5 2. Богатство словаря как показатель уровня речевого развития ребенка……..9 3. Педагогические условия обогащения словаря младших школьников…….16 4. Методы оценки богатства словаря младших школьников…………………21 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….24 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………25
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 250 с. 2. Алексеева, М.М. Методика развития речи М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 1997.- 336 с. 3. Аргунова В.И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся// Преподавание русского языка. 2011. 4. Бархин К.Б. Развитие речи в начальной школе. М., 1935. 5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / под ред. А.И. Липкиной, и Т.Д. Марцинковской.- М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 632 с. 6. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника.// Начальная школа,2003, №4. – С. 47-51. 7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 270 с. 8. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. М.: Просвещение, 1996. - 442 с. 9. Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4.- М.: Педагогика,1984. -320 с. 10. Выготский Л.С. Мышление и речь /Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1999.- С.120. 11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Академии педагогических наук, 2001. – 370 с. 12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. – 159 с. 13. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. М., 1955. 14. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка //Начальная школа. 1990, №3 15. Лагун Н.Е. Изучаем словарные слова//Пачатковая школа, № 11, 2009 16. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986. 17. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с. 18. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1986. – С. 214. 19. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985. 20. Лозинская, Т.Т. Эстетическое обучение и воспитание на уроках русского языка // Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов – Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена, 1987. – С. 108-114. 21. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – 2-е изд. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. 22. Львов М.Р. Словарь справочник по методике русского языка. М., 1997. 23. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под общей ред. Т.Г.Рамзаевой. - СПб.: Специальная литература, 1998. - 168 с. 24. Миронова Е.К. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе//Преподавание в начальной школе. – 2011. 25. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-6-е изд.– М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с. 26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528 с. 27. Полякова А.В. Русский язык 1 класс (а также 2, 3, 4 классы): Методические рекомендации для учителя (система 1 - 4). - М., 2000. 28. Русский язык в начальных классах: Сб. методических задач/ Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С и др. – М.: ИЦ «Академия», 1999. – С.5-78. 29. Словарь по социальной педагогике / Авт.+ сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002. 30. Соловейчик, М.С. Первые шаги в изучении языка и речи /М.С.Соловейчик.- М.: Издательство «Флинта», 2000. – 104 с. 31. Текучева И.В. Методическая основа развития речи учащихся в трудах К.Б.Бархина// среднее профессиональное образование. - № 9. – 2012. – С.63-64. 32. Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка//Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М.: Педагогика, 1974. – Т.2 – С. 251-268. 33. Чернышев В.И. О развитии речи. Развитие речи учащихся в начальной школе: Хрестоматия. М., 1965.
Отрывок из работы

1. Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста С. И. Ожегов дает нам несколько значений понятия «речь» - это: - способность говорить (владеть речью, отчетливая речь); - разновидность, стиль языка (стихотворная речь, разговорная речь); - звучащий язык (русская речь, речь музыкальная); - публичное выступление (выступить с речью) [27]. Речь является одним из самых важных показателей уровня культуры человека, его мышления и интеллекта. С момента возникновения речи в раннем детстве в виде отдельных слов, которые не имели четко грамматического оформления, и на протяжении всей жизни ребенка речь обогащается и усложняется. В речевом развитии ребенка можно выделить следующие периоды: - младенческий возраст - с рождения и до 1 года - лепет; - ранний возраст - от 1 года до 3 лет - овладение слоговым и звуковым составом слова; речь диалогическая, ситуативная; - дошкольный возраст - от 3 до 6 лет - появление монологической, контекстной речи; появление форм внутренней речи; - младший школьный возраст - от 6 до 10 лет - осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога; - средний школьный возраст - от 10 до 15 лет - овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи; - старший школьный возраст - от 15 до 17 лет - совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля [15]. Данная периодизация помогает нам проследить за уровнем развитием речи, а так же увидеть особенности каждого периода жизни учащихся. Речь можно подразделить на следующие виды: внешняя и внутренняя. А так же в зависимости от формы обмена информацией: с помощью звуков либо с помощью письменных знаков, можно выделить устную и письменную речь. Внешняя речь - это речь, облеченная в звуки или в графические знаки, обращенная к другим. Внутренняя речь - это «мысленная» речь, она обращена как бы к самому себе. Устная речь - звуковая, характеризуется определенными информационными средствами (темп речи - ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональные окраски и т. п.). Письменная речь всегда полнее и сложнее устной речи: крупнее предложения, больше сложных предложений и т.д. Особенно в начальных классах, протекает значительно медленнее, чем устная речь, так как дети еще не овладели навыком скорописи. Для учителя очень важно добиться, чтобы для каждого ученика всегда главным, ведущим было содержание.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg