Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

arina_pal 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 122 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2018
Нарушение фонематического восприятия является стойким и весьма рас-пространенным дефектом, который в школьном возрасте приводит к дисгра-фии, дислексии и дизографии, к школьной неуспеваемости и к дезадаптации в целом. Повышение уровня фонематического восприятия у дошкольников с ОНР предполагает своевременное выявление, предупреждение и по возможности устранение имеющихся у них речевых нарушений.
Введение

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание . Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ре-бенка родному языку. Большинство дошкольников, имеющих речевую патологию, составляют дети с общим недоразвитием речи. Это дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы — фонетика, лексика и грамматика. Большое количество речевых нарушений так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение. Кроме того, нарушение фонематического восприятия не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие речи в целом. Имеющиеся у данного контингента детей глубокие недостатки в формировании устной речи у таких детей, в том числе, в сфере фонематических процессов, в дальнейшем неизбежно могут привести к возникновению нарушений письменной речи. Это значит, что устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Многие авторы, такие как: Е.Н. Винарская., Г.А. Каше, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.В. Туманова, Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и другие уделяли огромное значение состоянию фонематического восприятия у детей с речевыми расстройствами. Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И. Бельтюков , Г.А. Каше , Л.Ф. Спирова3, Т.Б.Филичева4, М.Е. Хватцев5, Г.В. Чиркина4. Однако, несмотря на имеющиеся исследования, отмечается необходимость повышения эффективности работы по формированию фонематического восприятия детей с ОНР. Каковы же пути повышения эффективности коррекционной логопедиче-ской работы по развитию фонематических процессов у старших дошкольников с диагнозом ОНР? Эта проблема и определила выбор нашего исследования. Объект исследования: фонематическое восприятие детей старшего до-школьного возраста с ОНР. Предмет исследования: процесс развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития). Цель исследования: определить условия повышения эффективности работы по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень речевого развития). Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие фонематического восприятия у детей с ОНР будет более эффективным, если тематика заданий по его развитию будет совпадать с программными темами занятий для данного контингента детей. Задачи исследования: 1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2) Определение диагностического блока исследования. 3) Выявление состояния фонематического восприятия у детей с ОНР 4) Определение содержания и проведение логопедической работы по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР. 5) Оценка эффективности предложенного содержания работы по формированию фонематического восприятия. Методы и этапы исследования: -изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; - изучение медицинской и педагогической документации; -проведение эмпирического исследования; -проведение формирующего эксперимента; -количественная и качественная обработка результатов исследования. База исследовани: Специальное исследование проводилось в Детском Центре Развития "Прометей" г. Королев. В эксперименте участвовало 20 детей 6-ти лет с логопедическим заключением - общее недоразвитие речи III уровня. Дети были разделены на экспериментальную группу (10 детей) и контрольную группу (10детей). Теоретическая значимость работы заключается в том, что уточнено со-держание работы по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями-логопедами. Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работы состоит из введения, трех глав: теоретической части, эмпирического исследования, констатирующего эксперимента, заключения, перечня информационных источников и приложения. Выпускная квалификационная работы иллюстрирована 14 таблицами, 2 диаграммами.
Содержание

Введение................................................................................................................3 ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................7 1.1. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе................................7 1.2. Особенности фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи ...............................................................21 1.3. Анализ методических подходов к развитию фонематического воспри-ятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием ре-чи................................................................................................................................31 ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ..................................................................37 2.1. Организация исследования и психолого-педагогическая характеристика его участников..........................................................................................................37 2.2. Методика исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...........................................38 2.3. Результаты исследования............................................................................47 ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФО-НЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.................................................................55 3.1.Корекционная работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.....................................55 3.2. Результаты контрольного эксперимента....................................................68 Заключение..........................................................................................................74 Список источников информации.....................................................................76 Приложение..................................................................................................... ..82
Список литературы

I. Учебно-методическая и монографическая литература: 1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. – 176с. http://pedlib.ru/Books/3/0497/3_0497-129.shtml 2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. – 91с. http://pedlib.ru/Books/3/0285/3_0285-6.shtml 3. Большакова С.Е.Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие М.: ТЦ СФЕРА, 2007. http://www.studmed.ru/docs/document27235/content 4. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62. http://superinf.ru/view_article.php?id=21 5. Винарская. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. -- М.: Просвещение, 1987 http://pedlib.ru/Books/5/0096/5_0096-1.shtml 6. Волкова Г А методика психолого логопед. обследования детей с нарушениями речи..Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб.: Акцидент, 1995. - 64 с. 7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Спб.: Детство-Пресс, 2007 г. http://creativity.ipras.ru/texts/ushakova_principl_dev_child_lang.pdf 8. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – М.: Акцидент,1995. http://creativity.ipras.ru/texts/ushakova_principl_dev_child_lang.pdf 9. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83http://pandia.ru/text/78/118/13270-3.php 10. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120 http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-84.shtml 11. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников - М.: Сфера, 2010. 12. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2000 С.213-227. http://pedlib.ru/Books/7/0027/7_0027-180.shtml 13. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: Аркти, 2002 . http://pedlib.ru/Books/2/0028/2_0028-5.shtml 14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.:: АРД ЛТД ISBN: 5-89396-085-8 1998. http://pedlib.ru/Books/2/0028/2_0028-5.shtml 15. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – с.9-31 http://pedlib.ru/Books/4/0356/4_0356-230.shtml 16. Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"Изд-во "Педагогика", М., 1978 г. http://pedlib.ru/Books/7/0027/7_0027-180.shtml 17. Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.56 http://pedlib.ru/Books/1/0031/1_0031-3.shtml 18. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985. http://pedlib.ru/Books/1/0255/1_0255-1.shtml 19. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978. http://pedlib.ru/Books/1/0255/1_0255-1.shtml 20. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющим нарушение речи. М.: Каро, 2006 https://eknigi.org/zdorovie/101265-kompleksnaya-diagnostika.html 21. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР ("Осень", "Зима", "Весна", "Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна"). М.: Гном и Д, 2000-2001. http://pedlib.ru/Books/1/0284/index.shtml 22. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М.: Гном и Д, 2001. http://pedlib.ru/Books/1/0284/index.shtml 23. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Экспресс - обследование звуко-произношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: "Гном-Пресс", 2000. http://pedlib.ru/Books/1/0284/index.shtml 24. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю. М.: ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. http://pedlib.ru/Books/5/0360/index.shtml 25. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2007. http://pedlib.ru/Books/1/0306/1-0306-1.shtml 26. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/28/prilozheniya-k-programme-razvitiya-navykov-obshcheniya-u-vospitannikov 27. Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2014.-с.108-120 28. Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. - М.: 1999. http://pedlib.ru/Books/5/0026/5-0026-65.shtml 29. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999. http://pedlib.ru/Books/5/0026/5-0026-65.shtml 30. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специ-альная школа, 1967, вып. 2. С. 122. http://pedlib.ru/Books/4/0463/4-0463-1.shtml 31. Леонтьев А.Н. психическое развитие детей в дошкольном возрасте. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005, — с. 1136 http://pedlib.ru/Books/4/0463/4-0463-1.shtml 32. Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. Под ред. М.С. Хватцева. – М.6 Аквариум, 1996. –с.69 http://pedlib.ru/Books/4/0463/4-0463-1.shtml 33. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 680 с. http://pedlib.ru/Books/2/0049/2-0049-1.shtml 34. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 http://pedlib.ru/Books/2/0049/2-0049-1.shtml 35. Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2007. http://pedlib.ru/Books/2/0049/2-0049-1.shtml 36. Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С..- СПб.: "Паритет", 2003. http://pedlib.ru/Books/2/0049/2-0049-1.shtml 37. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., ТЦ Сфера, 2007. http://pedlib.ru/Books/1/0132/1-0132-1.shtm 38. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 39. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младем школьном возрасте. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык – М., 2005г. http://www.erono.ru/art/?ELEMENT_ID=1230 40. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М. : АльянС, 2013 - 367с. http://pedlib.ru/Books/2/0049/2-0049-1.shtml 41. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.62 http://pedlib.ru/Books/2/0049/2-0049-1.shtml 42. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Волосовец Т.В. - М.: 2002.- 256 с. http://pedlib.ru/Books/7/0029/ 43. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001. http://pedlib.ru/Books/7/0029/ 44. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. – М.: АПО, 1996 http://pedlib.ru/Books/7/0029/ 45. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с. http://pedlib.ru/Books/7/0029/ 46. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997. http://pedlib.ru/Books/7/0029/ 47. (Специальная педагогика. Преодоление ОНР дошкольников. Учебное методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец, 2002. – 256с.) http://pedlib.ru/Books/7/0029/ 48. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. СПб.: Питер, 1999. С. 129. http://pedlib.ru/Books/7/0029/ 49. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997. 25. http://pedlib.ru/Books/7/0029/ 50. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998. http://pedlib.ru/Books/7/0029/ 51. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991. http://pedlib.ru/Books/7/0029/ 52. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.69 http://pedlib.ru/Books/7/0029/
Отрывок из работы

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 1. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе. Термин "фонематическое восприятие" наиболее полно раскрыт в "Логопедии" под редакцией Л. С. Волковой , где он определяется как "специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова". Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления, т.е. всё то, что, входит в структуру фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это способность на слух воспринимать (дифференцировать) смыслоразличительные признаки близких фонем: например, бочка – почка, коза – коса. Фонематическое представление –способность придумывать слова с задан-ным звуком в начале, в середине, в конце слова. Подбирать слова, картинки начинающиеся с определённого звука: р, с, ш и т. д. Фонематический анализ – это умение выделять отдельные звуки в слове и называть эти звуки по порядку. Фонематический синтез – умение соединять звуки в целое слово. Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии развития. В основе фонематического восприятия лежит фонематический слух – это способность различать на слух фонемы родного языка. Ребёнок должен тонко дифференцировать все фонемы родного языка. Хо-рошо развитый фонематический слух способствует более быстрому усвоению звуковой стороны родной речи. Восприятия звуков у детей формируется в определённой последовательности. Проблемами речевого развития и восприятия речи дошкольников занимались многие ученые (Б.Г. Ананьев, В.И. Бельтюков, Е.Н. Винарская, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Н.Х. Швачкин и другие). Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов у ребенка является фонематический слух. Известно, что уже у новорожденных детей имеется чувствительность к звукам, на которую указывает изменение общей двигательной активности ребёнка, нарушение частоты и ритма дыхания, торможение сосательных движений. Наряду с этим существует мнение, что у новорожденного акустический (как и оптический) рецепторы осуществляют лишь общую трофическую функцию по отношению к нервным центрам. Это доказывается тем, что новорожденный ребёнок реагирует и на звуковые, и на оптические раздражители одинаково: при сильных раздражителях вздрагивание всего тела и мигание. Исследования деятельности слухового анализатора новорожденного показали, что уже в первые дни жизни ребёнок способен различать звуки по высоте и тембру .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Бухгалтерский учет и аудит, 82 страницы
520 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 65 страниц
340 руб.
Дипломная работа, Финансы, 80 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg