Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование у младших школьников умения организовывать совместную деятельность в процессе внеклассной работы

arina_pal 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2018
Проблема исследования состоит в том, что большинство детей не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества. Вместе с тем, современными исследованиями педагогов и психологов доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников.
Введение

В современном обществе происходят существенные изменения общего образования: меняется содержание образования, понимания целей, представление о результатах и направлениях развития. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования определяется идея реализации личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, где особое место должно быть отведено деятельностному, практическому содержанию образования, приобретения детьми опыта разных видов деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Предполагается, что такой подход будет способствовать формированию у детей «качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умения учится, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. [22] Залогом профилактики школьных трудностей является сформированность универсальных учебных действий. В широком смысле «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком значении «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность. [3] Задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умения учиться связана с быстротечностью и не прогнозируемостью результатов развития детей. [2] Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно - деятельностного подхода, построенный на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, который раскрывает процессы развивающего обучения их психологические закономерности, а так же структуру учебной деятельности учащихся с учетом возрастного развития. [17] Ю. К. Бабанский, Л. C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A. A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. считали, что огромное значение у младших школьников имеют общеучебные умения. Виды умений и методику их формирования рассматривали Д. В. Воровщиков, Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко, A.B. Усова и др. [22] Д. Б. Эльконин и его ученики: В. В. Давыдовым, Л. Е. Журовой, B. В. Репкиным, Г. А. Цукерманом др. впервые предложили программу, которая формирует общеучебные умения и навыки школьников.[16] А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская, O. A. Карабанова рассматривали подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся.[14] От умения человека вступать в коммуникации с другим человеком во многом зависят его отношения в группе с другими людьми. В условиях реализации задач ФГОС по формированию универсальных учебных действий, в состав которых входит одним из основных блоков, формирование коммуникативных действий, особенно возрастает значение развития благоприятных межличностных отношений в группе сверстников. Условием реализации коммуникативных универсальных учебных действий является использование групповых форм организации учебной деятельности: «Освоение коммуникативных действий должно обеспечить социальную компетентность и учет других позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми». [38] Содержание и способы общения и коммуникации обуславливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. [31] В работах по возрастной и педагогической психологии (В. В. Давыдов, В. Я. Ляудис, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин) реализация личностно – ориентированного подхода связывается с изменением качества совместной деятельности. Она определяется как деятельность по решению общей задачи на одном пространстве в одно и то же время и анализируется как фактор личностного, в том числе и интеллектуального, развития её участников. Совместная деятельность обеспечивает эмоциональную поддержку ребёнка в осуществлении им пробных учебных действий, мотивирует высокую вовлечённость детей в поиск, приобретение социальных навыков, навыков общения. А «ситуация сотрудничества, когда ученик может широко пользоваться помощью учителя на всех уровнях взаимодействия» (В. Я. Ляудис) представляется особенно важной для психического развития учащихся. Образовательные эффекты совместной деятельности изучаются в работах М. Виноградовой, Н. Дежневой, В. Дьяченко, И. Первина и др., в которых убедительно показано, что именно взгляд на образование как на совместную деятельность обусловливает реальную возможность увидеть и понять педагога как «посредника» развития. В целом можно сказать, что при формулировании содержания современного образования, необходимого для реализации личностно – ориентированного подхода, именно развитие коммуникативных умений и умений взаимодействия с другим человеком представляется особенно важным. [30] Внеурочная деятельность является большим потенциалом для формирования универсальных учебных действий младших школьников, так как в ней удовлетворяются потребности в общении, происходит творческое развитие личности. [9] Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. Внеурочная работа имеет несколько направлений и шире представлены эти направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребёнку и его родителям. [3] Проблема исследования состоит в том, что большинство детей не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества. Вместе с тем, современными исследованиями педагогов и психологов доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников. Исходя из важности и актуальности рассматриваемой проблемы, для начальной школы нами сформулирована следующая тема выпускной квалифицированной работы: «Формирование у младших школьников умения организовывать совместную деятельность в процессе внеклассной работы». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования внеклассных занятий, направленных на формирование умений у младших школьников организовывать совместную деятельность. Объект исследования: процесс формирования умения организовывать совместную деятельность у младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников умения организовывать совместную деятельность в процессе внеклассной работы. Гипотеза исследования: если в процессе внеклассной работы применить программу «Проектная мастерская», то формирование умения организовывать совместную деятельность у младших школьников будет проходить эффективнее. В соответствии с целью и рабочей гипотезой были определены задачи: 1. Проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по теме исследования. 2. Определить сущность и особенности организации совместной деятельности у младших школьников. 3. Разработать и апробировать систему внеклассных занятий для формирования умения организовывать совместную деятельность младших школьников. 4. Выявить эффективность форм внеклассных занятий, направленных на формирование у младших школьников умения организовывать совместную деятельность в процессе внеклассной работы. Для реализации выше перечисленных задач нами были использованы следующие методы: анализ литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно – методических документов в сфере образования, отбор форм внеклассных занятий с элементами развития формирования умений организовывать совместную деятельность, наблюдение, беседы, тестирование, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов. Этапы исследования. 1. Констатирующий эксперимент - первичная диагностика уровня сформированности умения организовывать совместную деятельность у младших школьников. 2. Формирующий эксперимент - разработана и апробирована система внеклассных занятий по формированию умения организовывать совместную деятельность у младших школьников. 3. Контрольный эксперимент - повторная диагностика уровня сформированности у младших школьников умения организовывать совместную деятельность в процессе внеклассной работы, анализ, выводы. Экспериментальная база исследования: МКОУ Краснозерская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Ф. И. Анисичкина. Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике общеобразовательной школы для обеспечения эффективных результатов образовательного процесса. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обосновываем актуальность проблемы исследования, определяем объект и предмет, цель и задачи исследования, формируем гипотезу, описываем методы, этапы, а так же практическую значимость исследования. В первой главе: «Теоретические основы формирования умения организовывать совместную деятельность в младшем школьном возрасте» осуществлён анализ научной литературы, раскрыты теоретические аспекты совместной деятельности, особенности организации внеклассной работы в начальной школе. Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения организации совместной деятельности в процессе внеклассной работы» сформулированы цели, задачи, содержание экспериментальной работы, проведена диагностика и анализ эффективности результатов формирования у младших школьников умения организовывать совместную деятельность в процессе внеклассной работы, обобщены основные результаты исследования. В заключении описаны результаты экспериментальной работы. В приложение входит рабочая программа внеклассной деятельности, разработки внеклассных занятий кружка « Проектная мастерская». В библиографическом списке указана научная литература, электронные ресурсы, учебные пособия.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..…3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………...….10 1.1. Совместная деятельность и её особенности………………………………….….10 1.2. Организация внеклассной работы в начальной школе………………………..19 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ……………………25 2.1. Содержание экспериментальной работы………………………………………..25 2.2. Анализ экспериментальной работы……………………………………………..37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…………..41 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………...45 ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….................49
Список литературы

1. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетенции учащихся // Управление начальной школой.- 2009. -№ 2.- С. 9. 2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли" / Асмолов А.Г. М.: "Просвещение" - 2011.- 67 с. 3. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73. 4. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников. [Текст] / Н. И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1991.216 с. 5. Витковская, И. М. Обучение младших школьников в совместной деятельности. – Псков, 2000. – 96 с. 6. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей [Текст] / В. В. Воронов. – М.: Школьная Пресса. – 2000. – 96 с. 7. Воспитательный процесс: изучения эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 32 с. 8. Гайдукова, И. Е. Совместная деятельность как педагогическая категория // Мир науки, культуры, образования. – 2013. № 3 (40). С. 12 – 13. 9. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. 10. Гришанова И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: Автореферат диссертации.- Ижевск, 2010.-С. 33. 11. Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей // Народное образование. 2001. №1 – 2. 12. Дубовская, Е.М. Проблема совместной деятельности: традиция и перспектива // Социальная психология и общество. № 3. – 2013. – с.8. 13. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. М., 1997. 14. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78-83. 15. Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений // Материалы 48 научно-методической конференции. - Ставрополь: СГУ, 2003. - С. 36-37. 16. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 10. – С. 50-51. 17. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение». 2012.- с. 118. 18. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников. [Текст] // В.О. Кутьев. Издательство: М.: Просвещение, 1983. – 72 с. 19. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. –№5. – С. 3-12. 20. Лизинский, В. М. Психолого – педагогический и управленческий дневник директора школы / В. М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2009. с. - 19. 21. Мамоджанова, А. К. Совместная деятельность всех участников образовательного процесса как педагогическое условие формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Народное образование. Педагогика. – 2013. № 50. с. – 9. 22. Милованова, Н.Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации / Н.Г. Милованова // Начальная школа. 2009. - № 6 – с. 23 – 28. 23. Обозов, Н. Н. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология. – Л., 2007. – с. 102. 24. Орлова, Г.А. Формирование языковой компетенции младших школьников / Г.А. Орлова // Начальная школа. – 2004. – №3. – С. 91. 25. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 372 с. 26. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с. 27. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим – Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. – с.167. 28. Платонов, К. К. Общие проблемы теории групп и коллективов // Коллектив и личность/ под ред. К.К. Платонова. – М., 2005. – с. – 134 – 135. 29. Поздеева, С. И. Начальная школа – пространство совместной деятельности // Вестник ТГПУ. Вып. 2 (34) Серия: Педагогика. – Томск. – 2003. – с. 58 – 67. 30. Поздеева, С. М. диссертация: «Концепция развития открытого совестного действия педагога и ребенка в начальной школе» Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [электронный ресурс] / - режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-kontseptsiya-ptkrytogo-sovmestnogo-deystviya-pedagoga-i-rebenka-v-nachalnoy-shkole- Дата обращения: 18.05.2016. 31. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образовани. [Текст]. [Электронный ресурс] / – режим доступа: http: // school – russia. prosv.ru /Attachment.aspx?Id=9952. – Дата обращения: 20.07.2016. 32. Прозументова, Г. Н. школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания в исследовательской деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 33. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.:, 1998. 34. Раицкая, Г. В. Формирование универсальных учебных действий. [электронный ресурс]. / А. Г. Асмолов [и др.]. Режим доступа: http://standart.edu.ru./catalog/ - Дата обращения: 17.08.2016. 35. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – с. 151. 36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с. 37. Совместная деятельность // Методология, теория, практика. // Под ред. А. А. Журавлёва. – М., 1988. – с. – 26. 38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. 39. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов. [Текст] / И. Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2000. – 517 с. 40. Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся/ К.Ю. Чумак // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 6. – С. 82-86. 41. Шилина, Н. В. Внеклассная работа в начальной школе. [электронный ресурс] / Н. В. Шилина – режим доступа: http//festival.1september.ru/articles/603737/ - Дата обращения: 15.07.2016. 42. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению./ Л.А. Шустова // Вопросы психологии №2, 1990.- с.25-30 43. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия возрастной психологии / сост. Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Изд – во Моск. Ун – та, 2001. С. 26 – 31.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Совместная деятельность и её особенности В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально – компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно компетентной личности. Реализация гуманистического типа человеческих отношений между учащимися и педагогом, таких как сотрудничество или совместная деятельность, основываются на положениях личностно – ориентированного подхода (Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, А. В. Сериков, И. С. Якиманская). Значимость отношений сотрудничества отражена в исследованиях социологов, психологов и педагогов Г. М. Андреевой, В. В. Давыдова, Л. С. Выгодского, В. Я Ляудис, А. Б. Орлова и др. Коллективной познавательной деятельности посвящены работы Ш. А. Амонашвили, В. К. Дьяченко, Н. Б. Москвиной, В. В. Рубцовой и т. д. Совместную учебную деятельность рассматривают А. Л. Венгер, А. Л. Журавлёв, В. П. Панюшкин, Ж. Пиаже, Г. А. Цукерман и др. Особую роль в формировании личности ребёнка играет его взаимодействие со сверстниками. Так, Ж. Пиаже отмечает, что при сотрудничестве с одноклассниками происходит децентрация, т.е. «смещение центрирования на самом себе», в результате чего школьник способен принимать во внимание отличные от своей точки зрения, отказывается от шаблонов, проявляет понимание к партнёрам и коммуникабельность. [21] В младшем школьном возрасте дети активно включаются в общие занятия и интерес к партнеру становится очень высоким. Хотя учебная деятельность преимущественно остается индивидуальной, но все же нередко возникает настоящее сотрудничество школьников, а именно дети могут помогать друг другу, осуществлять взаимоконтроль и т. д. Налаживание дружеских контактов тоже происходит именно в этом возрасте. Дети приобретают навыки общения со сверстниками и умение заводить друзей. Это является одной из главных задач развития на этом школьном этапе. [10] Существует коммуникативная функция — функция сообщения, адресованного реальному партнеру, который заинтересован в общем результате деятельности, особенно на начальном этапе обучения, без нее невозможно совершенствовать речь учащихся.[24]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 46 страниц
240 руб.
Дипломная работа, Экономика, 67 страниц
340 руб.
Курсовая работа, Логистика, 26 страниц
120 руб.
Курсовая работа, Таможенное дело, 39 страниц
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg