Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование у младших школьников умения организовывать совместную деятельность в процессе внеклассной работы

arina_pal 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2018
Проблема исследования состоит в том, что большинство детей не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества. Вместе с тем, современными исследованиями педагогов и психологов доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников.
Введение

В современном обществе происходят существенные изменения общего образования: меняется содержание образования, понимания целей, представление о результатах и направлениях развития. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования определяется идея реализации личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, где особое место должно быть отведено деятельностному, практическому содержанию образования, приобретения детьми опыта разных видов деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Предполагается, что такой подход будет способствовать формированию у детей «качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умения учится, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. [22] Залогом профилактики школьных трудностей является сформированность универсальных учебных действий. В широком смысле «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком значении «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность. [3] Задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умения учиться связана с быстротечностью и не прогнозируемостью результатов развития детей. [2] Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно - деятельностного подхода, построенный на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, который раскрывает процессы развивающего обучения их психологические закономерности, а так же структуру учебной деятельности учащихся с учетом возрастного развития. [17] Ю. К. Бабанский, Л. C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A. A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. считали, что огромное значение у младших школьников имеют общеучебные умения. Виды умений и методику их формирования рассматривали Д. В. Воровщиков, Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко, A.B. Усова и др. [22] Д. Б. Эльконин и его ученики: В. В. Давыдовым, Л. Е. Журовой, B. В. Репкиным, Г. А. Цукерманом др. впервые предложили программу, которая формирует общеучебные умения и навыки школьников.[16] А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская, O. A. Карабанова рассматривали подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся.[14] От умения человека вступать в коммуникации с другим человеком во многом зависят его отношения в группе с другими людьми. В условиях реализации задач ФГОС по формированию универсальных учебных действий, в состав которых входит одним из основных блоков, формирование коммуникативных действий, особенно возрастает значение развития благоприятных межличностных отношений в группе сверстников. Условием реализации коммуникативных универсальных учебных действий является использование групповых форм организации учебной деятельности: «Освоение коммуникативных действий должно обеспечить социальную компетентность и учет других позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми». [38] Содержание и способы общения и коммуникации обуславливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. [31] В работах по возрастной и педагогической психологии (В. В. Давыдов, В. Я. Ляудис, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин) реализация личностно – ориентированного подхода связывается с изменением качества совместной деятельности. Она определяется как деятельность по решению общей задачи на одном пространстве в одно и то же время и анализируется как фактор личностного, в том числе и интеллектуального, развития её участников. Совместная деятельность обеспечивает эмоциональную поддержку ребёнка в осуществлении им пробных учебных действий, мотивирует высокую вовлечённость детей в поиск, приобретение социальных навыков, навыков общения. А «ситуация сотрудничества, когда ученик может широко пользоваться помощью учителя на всех уровнях взаимодействия» (В. Я. Ляудис) представляется особенно важной для психического развития учащихся. Образовательные эффекты совместной деятельности изучаются в работах М. Виноградовой, Н. Дежневой, В. Дьяченко, И. Первина и др., в которых убедительно показано, что именно взгляд на образование как на совместную деятельность обусловливает реальную возможность увидеть и понять педагога как «посредника» развития. В целом можно сказать, что при формулировании содержания современного образования, необходимого для реализации личностно – ориентированного подхода, именно развитие коммуникативных умений и умений взаимодействия с другим человеком представляется особенно важным. [30] Внеурочная деятельность является большим потенциалом для формирования универсальных учебных действий младших школьников, так как в ней удовлетворяются потребности в общении, происходит творческое развитие личности. [9] Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. Внеурочная работа имеет несколько направлений и шире представлены эти направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребёнку и его родителям. [3] Проблема исследования состоит в том, что большинство детей не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества. Вместе с тем, современными исследованиями педагогов и психологов доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников. Исходя из важности и актуальности рассматриваемой проблемы, для начальной школы нами сформулирована следующая тема выпускной квалифицированной работы: «Формирование у младших школьников умения организовывать совместную деятельность в процессе внеклассной работы». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования внеклассных занятий, направленных на формирование умений у младших школьников организовывать совместную деятельность. Объект исследования: процесс формирования умения организовывать совместную деятельность у младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников умения организовывать совместную деятельность в процессе внеклассной работы. Гипотеза исследования: если в процессе внеклассной работы применить программу «Проектная мастерская», то формирование умения организовывать совместную деятельность у младших школьников будет проходить эффективнее. В соответствии с целью и рабочей гипотезой были определены задачи: 1. Проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по теме исследования. 2. Определить сущность и особенности организации совместной деятельности у младших школьников. 3. Разработать и апробировать систему внеклассных занятий для формирования умения организовывать совместную деятельность младших школьников. 4. Выявить эффективность форм внеклассных занятий, направленных на формирование у младших школьников умения организовывать совместную деятельность в процессе внеклассной работы. Для реализации выше перечисленных задач нами были использованы следующие методы: анализ литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно – методических документов в сфере образования, отбор форм внеклассных занятий с элементами развития формирования умений организовывать совместную деятельность, наблюдение, беседы, тестирование, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов. Этапы исследования. 1. Констатирующий эксперимент - первичная диагностика уровня сформированности умения организовывать совместную деятельность у младших школьников. 2. Формирующий эксперимент - разработана и апробирована система внеклассных занятий по формированию умения организовывать совместную деятельность у младших школьников. 3. Контрольный эксперимент - повторная диагностика уровня сформированности у младших школьников умения организовывать совместную деятельность в процессе внеклассной работы, анализ, выводы. Экспериментальная база исследования: МКОУ Краснозерская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Ф. И. Анисичкина. Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике общеобразовательной школы для обеспечения эффективных результатов образовательного процесса. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обосновываем актуальность проблемы исследования, определяем объект и предмет, цель и задачи исследования, формируем гипотезу, описываем методы, этапы, а так же практическую значимость исследования. В первой главе: «Теоретические основы формирования умения организовывать совместную деятельность в младшем школьном возрасте» осуществлён анализ научной литературы, раскрыты теоретические аспекты совместной деятельности, особенности организации внеклассной работы в начальной школе. Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения организации совместной деятельности в процессе внеклассной работы» сформулированы цели, задачи, содержание экспериментальной работы, проведена диагностика и анализ эффективности результатов формирования у младших школьников умения организовывать совместную деятельность в процессе внеклассной работы, обобщены основные результаты исследования. В заключении описаны результаты экспериментальной работы. В приложение входит рабочая программа внеклассной деятельности, разработки внеклассных занятий кружка « Проектная мастерская». В библиографическом списке указана научная литература, электронные ресурсы, учебные пособия.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..…3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………...….10 1.1. Совместная деятельность и её особенности………………………………….….10 1.2. Организация внеклассной работы в начальной школе………………………..19 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ……………………25 2.1. Содержание экспериментальной работы………………………………………..25 2.2. Анализ экспериментальной работы……………………………………………..37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…………..41 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………...45 ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….................49
Список литературы

1. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетенции учащихся // Управление начальной школой.- 2009. -№ 2.- С. 9. 2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли" / Асмолов А.Г. М.: "Просвещение" - 2011.- 67 с. 3. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73. 4. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников. [Текст] / Н. И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1991.216 с. 5. Витковская, И. М. Обучение младших школьников в совместной деятельности. – Псков, 2000. – 96 с. 6. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей [Текст] / В. В. Воронов. – М.: Школьная Пресса. – 2000. – 96 с. 7. Воспитательный процесс: изучения эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 32 с. 8. Гайдукова, И. Е. Совместная деятельность как педагогическая категория // Мир науки, культуры, образования. – 2013. № 3 (40). С. 12 – 13. 9. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. 10. Гришанова И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: Автореферат диссертации.- Ижевск, 2010.-С. 33. 11. Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей // Народное образование. 2001. №1 – 2. 12. Дубовская, Е.М. Проблема совместной деятельности: традиция и перспектива // Социальная психология и общество. № 3. – 2013. – с.8. 13. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. М., 1997. 14. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78-83. 15. Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений // Материалы 48 научно-методической конференции. - Ставрополь: СГУ, 2003. - С. 36-37. 16. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 10. – С. 50-51. 17. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение». 2012.- с. 118. 18. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников. [Текст] // В.О. Кутьев. Издательство: М.: Просвещение, 1983. – 72 с. 19. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. –№5. – С. 3-12. 20. Лизинский, В. М. Психолого – педагогический и управленческий дневник директора школы / В. М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2009. с. - 19. 21. Мамоджанова, А. К. Совместная деятельность всех участников образовательного процесса как педагогическое условие формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Народное образование. Педагогика. – 2013. № 50. с. – 9. 22. Милованова, Н.Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации / Н.Г. Милованова // Начальная школа. 2009. - № 6 – с. 23 – 28. 23. Обозов, Н. Н. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология. – Л., 2007. – с. 102. 24. Орлова, Г.А. Формирование языковой компетенции младших школьников / Г.А. Орлова // Начальная школа. – 2004. – №3. – С. 91. 25. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 372 с. 26. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с. 27. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим – Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. – с.167. 28. Платонов, К. К. Общие проблемы теории групп и коллективов // Коллектив и личность/ под ред. К.К. Платонова. – М., 2005. – с. – 134 – 135. 29. Поздеева, С. И. Начальная школа – пространство совместной деятельности // Вестник ТГПУ. Вып. 2 (34) Серия: Педагогика. – Томск. – 2003. – с. 58 – 67. 30. Поздеева, С. М. диссертация: «Концепция развития открытого совестного действия педагога и ребенка в начальной школе» Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [электронный ресурс] / - режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-kontseptsiya-ptkrytogo-sovmestnogo-deystviya-pedagoga-i-rebenka-v-nachalnoy-shkole- Дата обращения: 18.05.2016. 31. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образовани. [Текст]. [Электронный ресурс] / – режим доступа: http: // school – russia. prosv.ru /Attachment.aspx?Id=9952. – Дата обращения: 20.07.2016. 32. Прозументова, Г. Н. школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания в исследовательской деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 33. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.:, 1998. 34. Раицкая, Г. В. Формирование универсальных учебных действий. [электронный ресурс]. / А. Г. Асмолов [и др.]. Режим доступа: http://standart.edu.ru./catalog/ - Дата обращения: 17.08.2016. 35. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – с. 151. 36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с. 37. Совместная деятельность // Методология, теория, практика. // Под ред. А. А. Журавлёва. – М., 1988. – с. – 26. 38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. 39. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов. [Текст] / И. Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2000. – 517 с. 40. Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся/ К.Ю. Чумак // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 6. – С. 82-86. 41. Шилина, Н. В. Внеклассная работа в начальной школе. [электронный ресурс] / Н. В. Шилина – режим доступа: http//festival.1september.ru/articles/603737/ - Дата обращения: 15.07.2016. 42. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению./ Л.А. Шустова // Вопросы психологии №2, 1990.- с.25-30 43. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия возрастной психологии / сост. Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Изд – во Моск. Ун – та, 2001. С. 26 – 31.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Совместная деятельность и её особенности В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально – компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно компетентной личности. Реализация гуманистического типа человеческих отношений между учащимися и педагогом, таких как сотрудничество или совместная деятельность, основываются на положениях личностно – ориентированного подхода (Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, А. В. Сериков, И. С. Якиманская). Значимость отношений сотрудничества отражена в исследованиях социологов, психологов и педагогов Г. М. Андреевой, В. В. Давыдова, Л. С. Выгодского, В. Я Ляудис, А. Б. Орлова и др. Коллективной познавательной деятельности посвящены работы Ш. А. Амонашвили, В. К. Дьяченко, Н. Б. Москвиной, В. В. Рубцовой и т. д. Совместную учебную деятельность рассматривают А. Л. Венгер, А. Л. Журавлёв, В. П. Панюшкин, Ж. Пиаже, Г. А. Цукерман и др. Особую роль в формировании личности ребёнка играет его взаимодействие со сверстниками. Так, Ж. Пиаже отмечает, что при сотрудничестве с одноклассниками происходит децентрация, т.е. «смещение центрирования на самом себе», в результате чего школьник способен принимать во внимание отличные от своей точки зрения, отказывается от шаблонов, проявляет понимание к партнёрам и коммуникабельность. [21] В младшем школьном возрасте дети активно включаются в общие занятия и интерес к партнеру становится очень высоким. Хотя учебная деятельность преимущественно остается индивидуальной, но все же нередко возникает настоящее сотрудничество школьников, а именно дети могут помогать друг другу, осуществлять взаимоконтроль и т. д. Налаживание дружеских контактов тоже происходит именно в этом возрасте. Дети приобретают навыки общения со сверстниками и умение заводить друзей. Это является одной из главных задач развития на этом школьном этапе. [10] Существует коммуникативная функция — функция сообщения, адресованного реальному партнеру, который заинтересован в общем результате деятельности, особенно на начальном этапе обучения, без нее невозможно совершенствовать речь учащихся.[24]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 46 страниц
240 руб.
Курсовая работа, Логистика, 26 страниц
120 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
120 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 41 страница
220 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg