Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование готовности учащихся к природоохранной деятельности

arina_pal 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2018
Решение проблем охраны природы и рационального природопользования невозможно без формирования высокого уровня экологической культуры каждого члена современногообщества, особенно молодежи. Поэтому одной из приоритетных задач школы является привитие будущим хозяевам страны общечеловеческих ценностей в отношении к природе, обеспечения их научными знаниями о взаимосвязи природы и общества, привлечения к активной деятельности поохране и улучшению природной среды.
Введение

Угрожающая экологическая ситуация, которая сложилась, сделала формирование готовности к природоохранной деятельности одним из самых приоритетных направлений в области образования и воспитания. Уже сейчас во многих средних учебных заведениях нашего государства вводится такой предмет как экология, создаются факультативы. Все больше педагогов склоняются к необходимости экологизации всех предметов. Педагогические деятели проводят фундаментальные исследования, создают специальные программы. Обществу сегодня нужны воспитанные, грамотные и культурные в экологическом отношении люди. Именно поэтому так важно учить детей бережному отношению к природе с детства. Если говорить о состоянии развития экологического образования в России, то складывается впечатление, что современный низкий уровень организации экологического образования в стране, не отвечающий ни в коей мере остроте экологических проблем, не является следствием отсутствия или недостаточности законодательной базы. Скорее всего, это отсутствие государственной политики в области экологического образования, воспитания и просвещения на федеральном уровне. Так например, проекты Национальной стратегии образования для устойчивого развития в Российской Федерации и Плана действий по формированию и развитию образования для устойчивого развития в Российской Федерации так и не нашли должной поддержки со стороны исполнительной и законодательной властей страны и остались фактически вне образовательного поля Российской Федерации. Кроме это, к проблемам, сдерживающие развитие экологического образования для устойчивого развития можно отнести крайне низкий статус проблемы формирования экологического образования для устойчивого развития в обществе вообще и, в особенности, в сравнении с ситуацией в странах Запада; распространение экологических инноваций образования для устойчивого развития преимущественно в высшей школе при почти незначительном их присутствии в школьном образовании и других секторах. Исходя из вышесказанного, в последние годы несмотря на определенные признанные удачи, распространение экологического образования оказалось сложным, противоречивым процессом, встречающим не только организационные, административные, политические преграды, но и трудности, связанные с поверхностным пониманием значения экологических знаний в обеспечении необходимого качества жизни. Непосредственные экономические интересы продолжают до сих пор оставаться приоритетными по сравнению экологическими потребностями. До сих пор наблюдается достаточно низкая осведомленность основной массы населения о состоянии окружающей природной среды, низкая экологическая культура, а это означает, что в современных условиях базовые социальные институты не способны в полной мере сформировать уровень экологической грамотности, необходимый для перехода к устойчивому пути развития. Важность экологического образования в интересах устойчивого развития в школьных учреждениях подтверждается необходимостью включения основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г. ), а также в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30 апреля 2012 г. ). Экологическое образование в интересах устойчивого развития – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает образование для детей. Российским школам и образовательным учреждениям в устойчивом развитии отводится роль содействия воспитанию учащихся как экологически и социально ответственных и обладающих необходимыми навыками граждан, которые способны учитывать аспекты устойчивого развития в своей работе и повседневной жизни. Российским школам и образовательным учреждениям в устойчивом развитии отводится роль содействия воспитанию учащихся как экологически и социально ответственных и обладающих необходимыми навыками граждан, которые способны учитывать аспекты устойчивого развития в своей работе и повседневной жизни. Российские общеобразовательные учреждения призваны просвещать учащихся по вопросам окружающей среды и устойчивого развития, воспитывать ответственное отношение и заинтересованность, обеспечить создание целостной системы экологического менеджмента школ, стимулировать учащихся активно участвовать в практических шагах по сокращению негативного экологического воздействия школы. В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы (предметная область «Окружающий мир (обществознание и естествознание») предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и социальной среде. В основной школе в предметной области «Естественнонаучные предметы» (биология, физика, химия) закладывается воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития. Однако, современные школьные образовательные программы должны претерпеть серьезную трансформацию для того, чтобы обеспечить учащимся получение жизненно важных знаний и практических навыков. Речь при этом идет не об отдельных точечных изменениях, например, таких, как увеличение количества часов на экологию в рамках курса предмета географии или о введении отдельного школьного предмета «Окружающий мир». Изменения должны затронуть весь образовательный цикл школы, все школьные предметы – от биологии до математики и литературы, поскольку внедрение принципов ОУР – это новая совершенная система образования. Она позволит обеспечить содействие смене современной экономико-центрированной социальной парадигмы, приведшей человечество на грань экологической катастрофы, на новую экологически ориентированную парадигму. В современных условиях школа и затем вуз были и остаются основными источниками получения знаний, в том числе и экологических, а учитель и преподаватель являются носителями знаний и наставниками. Сегодня качество экологического образования в интересах устойчивого развития в значительной степени зависит от доступа к информационным и коммуникационным технология. С точки зрения широкого распространения ОУР и включения его в учебные программы перспективными представляются методы, основанные на информационно-коммуникационных технологиях, а также инновационные методы обучения, основанные на использовании междисциплинарного подхода к УР. Такой подход предоставляет учащимся наибольшие возможности обсуждать и понимать социальные, политические, экономические и экологические проблемы. В современных условиях обеспечить эффективный образовательный процесс другими способами невозможно. Уникальной особенностью ЭОУР является возможность включения в социально-значимую деятельность по содействию решению экологических проблем родителей. Это создает условия для получения жизненно важных знаний и умений в области безопасного взаимодействия с окружающей средой, информации о деятельности школы, возможность участия в совместных мероприятиях вместе с детьми, способствующих сплочению семьи, что в свою очередь положительно влияет на восприятие в социуме образовательного учреждения. При этом формируется детско-взрослое сообщество, связанное едиными целями, задачами, направленными на личностный рост и развитие. Следует подчеркнуть, что экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности. Человек взаимодействует со своей окружающей средой и оказывает на нее влияние в течение всей своей жизни. Поэтому и экологическое воспитание - это обучение на протяжении всей жизни, и, таким образом, касается не только детей и молодежи. Взрослый человек также нуждается в пространстве для размышлений для определения базы ценностей и образного восприятия воздействий со стороны его деятельности. Экологическое воспитание – это целенаправленный процесс. В зависимости от целевой группы и ее возраста, экологическое воспитание осуществляется различными методами, в разной среде деятельности и, учитывая разных учащихся. Экологическое воспитание затрагивает человека во всех сферах жизни - как в его увлечениях, так и дома, на работе и в свободном времяпрепровождении. Таким образом, система непрерывного экологического образования для устойчивого развития, должна включать обобщающий мировоззренческий курс на каждой ступени обучения (начальная 4(5) класс), основная (9 класс) и старшая школа (10-11 класс), образовательный экологический модуль для устойчивого развития (с 1 по 11 класс), дополнительное образование детей, и внеурочную деятельность по следующим направлениям (социализация учащихся в условиях общественно-значимой деятельности, направленной на решение экологических проблем; учебно-исследовательская и проектная деятельность по выявлению и поиску решения экологических проблем; формирование экологической культуры, и здоровья). Система непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения в Российской Федерации еще окончательно не сформирована и требует развития. Для ее совершенствования необходима четкая координация и взаимодействие всех структур образования. Для современного этапа развития общества характерноусиление антропогенного воздействия на окружающую среду. Определившаяся в России система экологических связей, дефицит ответственности перед будущим поколением является одной из составляющих кризисной экологической ситуации. Такая ситуация в значительной степени говорит о слабой подготовке людей, в том числе и учащихся к природоохранной деятельности, что указывает на безусловную актуальность данного исследования. Объект исследования-процесс формирования готовности к природоохранной деятельности на уроках биологии. Предмет исследования-отношение учащихся к природоохранной деятельности. Цель исследования - проанализировать формирование готовности учащихся к природоохранной деятельности в учебно-воспитательном процессе по биологии. Для достижения цели были поставлены задачи: • Раскрыть сущность понятия готовности к природоохранной деятельности; • Изучить экологическое воспитание школьников как неотъемлемую часть процесса формирования готовности к природоохранной деятельности; • Выявить особенности формирования готовности к природоохранной деятельности в процессе преподавания биологии; • Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению степени формирования готовности к природоохранной деятельности учеников 6х классов на уроках биологии.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Формирование готовности учащихся к природоохранной деятельности: теоретический аспект…………………………………………...10 1.1. Сущность понятия готовности к природоохранной деятельности…...10 1.2. Экологическое воспитание школьников как неотъемлемая часть процесса формирования готовности к природоохранной деятельности…18 Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по выявлению степени формирования готовности к природоохранной деятельности детей среднего школьного возраста ………………….…………………………………………28 2.1. Определение исходного уровня готовности к природоохранной деятельности учеников 8х классов…………………………………………..28 2.2. Педагогическийопыт формирования готовности школьников к природоохранной деятельности ……….……………………………………..31 Заключение………………………………………………………………………36 Список литературы……………………………………………………………..38
Список литературы

1. Захлебный А. Н. Общее экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. 1984. № 9. С. 27. 2. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М., 1989. 140 с. 3. Олейников Ю. В. Экологические ограничения развития общества. М., 1993. 155 с. 4. Айзятов Ф. А., Зейналов Г. Г., Золотков В. Д. Содержание экологическогообразования//Интеграция образования. 2000.№2. С.7-10. 5. Башлакова О.И. Экологическая безопасность в России//Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №2.С. 16-22. 6. Малыченко В.В. К вопросу экологическогообразования//Вестник Волгоградского государственного университета.2003.№8. С. 129-132. 7.Кириллов А.В., Иконникова М.А, Назаренко А.В. Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания//Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. № 4(37). С. 102-110. 8. Маркович Д.Ж. Социальная экология.М.: Академический проект.2005.310с. 9. Захарова Е.Ю. Познавательный компонент экологическогообразования//Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2011.№4.С. 25-31. 10. Мамедов Н.М. Экология, культура, образование. М.:Наука. 2006.265с. 11. Галимов Р.Ф., Гильманшина С.И. Формирование природоохранных компетенций в системе педагогическогообразования// Казанский педагогический журнал. 2011. №4. С.1-5. 12. Чуйкова Л.Ю. Анализ развития экологическогообразования в Российской Федерации//Астраханский государственный университет. 2011.№1.С.7-19. 13.Кипкеева П.А. Методы, приемы, средства экологического воспитания и формирования экологической культуры учащихся//Вестник Адыгейского государственного университета.2009.№1.С.17-24. 14.Закутнова В.И., Романчишина В. Б., Закутнова Е. Б. Изучение окружающего мира как основа экологического образования и воспитания обучающихся//Астраханский вестник экологическогообразования. 2014. № 2(28).С. 88-91. 15.Мальцева Н.Л. Экологические императивы современной культуры//Вестник Волгоградского государственного университета. 2008. №2. С. 54-59. 16. Голов В.П. Как повысить эффективность обучения экологии // География в шк. 1996. № 3. С. 37-39. 17. Данильченко Г.И. Формирование у школьников ответственногоотношения к природе на основе экологической деятельности // Проблемы экологическогообразования в школе и педвузе: Материалы тез.межвуз. конф. по метод. преподавания биологии. СПб., 1993. С. 10-11. 18. Максаковский В.П. Геоэкология в экологическом образовании учащихся // Педагогика. 1997. № 5. С. 108-115. 19. Мурашова А.И. Экологизация географических знаний: [ Методика преподавания] // География в шк. 1995. № 3. С. 53-55. 20. Соломин В.П., Васильев С.В. Географические основы школьного экологическогообразования //Экологическое и биологическое образование: методология, теория и методика обучения: Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры методики обучения биологии и экологии РГПУ имени А.И. Герцена, 29-30 января 2002 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – С. 83. 21. Материалы XVI Международной конференции “Экологическое образование в интересах устойчивого развития”. – Санкт-Петербург, 2010. – 374 с. 22. Федорова Т.Н. Экологическое образование в России. Прошлое. Настоящее. Будущее? «ВНИИ Агроэкоинформ», Агрохимия, № 2 2011, 27 стр. 23. Казаренкова Т.Б. Социально-экологические проблемы высшего образования // Эколог.культура и образование: опыт России и Беларуси. Москва, 2000. С. 235. 24. Образование в интересах устойчивого развития: тезисы докладов и презентаций XV Междунар. конф., 27–28 июня 2009 г., Москва / отв. ред. В.А. Федоров. – Санкт-Петербург: ООО «Открытый мир», 2009. - 386 с. 25. Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (Электронный ресурс) http://www.referent.ru/1/78524. 26. Федеральный закон «Об образовании» (30 июня 1992 г.) от 10.07.1992 №3266-1. (Электронный ресурс) http://www.cоnsultant.ru/pоpular/edu/. 27. Экологическая доктрина России // Использование и охрана природных ресурсов, 2001, № 6. С. 101-108. 28. Уланова О.В. Современные тенденции развития высшего экологического образования в России и Германии. Материалы международной конференции "Ломоносов и Гумбольдт: научное сотрудничество России и Германии -от истоков до наших дней", Институт энергии знаний, Москва, 14.11.2011, 103-113 стр 29. Образование в интересах устойчивого развития : информационно-О23 аналитический обзор / Т. Н. Ковалева [и рд.]. – Минск : МГЭУ им А. Д. Сахарова, 2007. – 103 с. 30. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации, (Электронный ресурс)
Отрывок из работы

Глава 1. Формирование готовности к природоохранной деятельности: теоретический аспект 1.1. Сущность понятия готовности к природоохранной деятельности Развивать готовность к природоохранной деятельности лучше в школьном возрасте. Между тем успешное формирование подобной готовности в значительной степени определяется уровнем подготовки преподавателя, методическогообеспечения учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Сама идея о необходимости подготовки ученика к природоохранной деятельности в процессе экологическогообразования не является принципиально новой, однако, создание модели и технологии формирования готовности учащихся к природоохранной деятельности в процессе обучения биологии не выступало предметом специального исследования. Связь человечества и окружающей среды определяется следующими характеристиками личности: – готовность ответственно вести себя в окружающей среде согласно моральному долгу; – способность производить экологически грамотные поступки, придерживаться активной гражданской позиции, выражать нетерпимость к безответственному отношению к окружающей среде. В современную эпоху, характеризующуюся крайней нестабильностью природных процессов, происходящих в биосфере, роль экологии трудно переоценить. Эта дисциплина призвана формировать бережное отношение к дому человечества, к Земле. Однако нарастающие процессы дестабилизации в биосфере у большинства граждан абсолютно не ассоциируется с собственным поведением[1]. В большинстве случаев мы наблюдаем отсутствие адекватной системы мировоззрения, опираясь на которую будет происходить совершенствование образования и воспитания[3]. Необходимо формулировать цели природоохранительногообразования в категориях, характеризующих свойства личности: «отношение», «поведение», «ответственность». И.Д. Зверев определяет цель природоохранительногообразования как «формирование высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиту природной среды от загрязнения во всех видах общественно-трудовой деятельности» [2]. Учитывая принципы общего экологическогообразования и психолого–педагогические закономерности содержания, форм и методов школьногообразования была построена модель формирования готовности учащихся к природоохранной деятельности (рис. 1).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg