Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Роль дидактических игр в процессе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой

arina_pal 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.03.2018
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологической культуры, духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью. Воспитание экологической культуры включает в себя следующее: • надлежащее отношение к окружающей природе, правильное понимание и видение; • гуманное отношение к природе (нравственное воспитание).
Введение

Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле. Актуальность. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало модным. К сожалению, его стали употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него. [20, 6] Отрицательный прирост населения, «экологические» заболевания – самая острая и самая больная проблема сегодня для страны. Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научится жить на Земле по-новому. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности ? проблема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер.[15,19] А спасать мир, по мнению М.М. Пришвина, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокий гуманистический смысл существования человека в природе. Началом формирования феномена культуры является уникальность феномена личности как универсального единства возможностей мыслить, желать и мочь. Экологическая культура определяет способы и формы взаимоотношений людей с окружающей средой. За своей сущностью экологическая культура является своеобразным кодексом поведения, которое лежит в основе экологической деятельности. Экологическую культуру составляют экологические знания, познавательные, морально-эстетичные чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой, экологически целесообразное поведение в окружающей среде. Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус) сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-действенным. А это, как нельзя лучше, формируется через игровые ситуации, игровую деятельность. Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры.[20,8] Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое. Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе. Компетентность ребёнка в сфере «Природа» - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры. Общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» является: экологическое направление, воспитание разносторонней гармонической личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями[14,42]. Учитывая всё выше сказанное, считаем, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Объект исследования: процесс воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия и факторы воспитания экологической культуры средствами дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1) Изучить психолого – педагогическую и специальную литературу по данной проблеме исследования. 2) Определить эффективность игровой деятельности в процессе воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. 3) Разработать и апробировать экспериментальную методику воспитания у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы: воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если создать такие педагогические условия: 1) Давать детям систематические экологические знания, при организации игровой деятельности научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли. 2) Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними. 3) Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……...3 1. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1.1 Необходимость воспитания экологической культуры.…………………..7 1.2 Понятие об игре.………………………………………………..………….14 1.3 Игра как средство формирования личности дошкольника…………….22 1.3.1 Классификация игр…………………………………………………………27 1.3.2 Сюжетно-ролевые игры…………………………………………………...28 1.3.3 Игры с правилами…………………………………………………………30 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ 2.1 Выявление уровня сформированности экологической культуры у старших дошкольников………………………………………………….31 2.2 Методика работы по воспитанию экологической культуры у старших дошкольников………………………………………………….42 2.3 Анализ результатов исследования……………………………………….49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….52 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...55 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………58
Список литературы

1. Акулинцева Т. Будем экологически грамотными// Дошкольное воспитание - 1996-№ 7-36-42с. 2. Арнаутова Е. О воспитании трудолюбия// Дошкольное воспитание -1993- № 12-68-69с. 3. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / Б.М. Бим-Бад. - М.: Флинта, 2014. - 158 c. 4. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире // До- школьное воспитание -2003-№ 12-52с. 5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой - М.: Просвещение, 1980-270с 6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада- М.: Просвещение,1982- 256с. 7. Градобоева Г. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание - 1988-№7-6-8с. 8. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности - Самара, 1997 - 135с. 9. Ельникова К. Календарь работ в уголке природы // Дошкольное воспитание- 1991- № 1 - 80-82с. 10. Запольский А.К., Салюк А.И. Основы экологии - Киев, Высшая школа, 2001-42с. 11. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии - М.: Перемена, 1996-123с. 12. Зеньковский ВВ. Психология детства - Екатеринбург, 1995-258с 13. Ибраимова М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным//Дошкольное воспитание - 1990-№ 1-30-32с. 14. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003- 326с. 15. Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду - 2005-№ 4-54-56с. 16. Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника.- С-П.:Речь, 2002.-113с. 17. Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада.-М.,1983 - 137с. 18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика-М.,2000 -256с. 19. Колмакова М.Н., В.И. Логинова История советской дошкольной педагогики. Хрестоматия - М.: Просвещение, 1988 - 447с. 20. Костюченко М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание - 2007-№10-108-112с. 21. Кравченко, В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Кравченко. – М.: Риор, 2014. – 128 с. 22. Крысько, В.Г. Педагогика и психология: Учебник / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2014. – 471 с. 23. Лисенко Н.В. Практическая экология для детей - Ивано-Франковск.: Версия, 1999-127с. 24. Лихачев Б.Т. Экология личности// Педагогика - 1993-№ 2-19-21 с. 25. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия - М.: Просвещение, 1974 - 86с. 26. Лучин М.В. Детям о природе- М.: Просвещение, 1989-133с. 27. Манасеина М.М. О воспитании ума ( до 8 лет) // Антология педагогической мысли России второй половины 19 - начала 20вв.-М., Просвещение, 1990-409с. 28. Мы растем! Ознакомление с окружающим детей от 2.5 до 3.5 лет // Мамаи малыш-2006- № 12- 25-30с. 29. Николаева С.Н. , Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. – М.: Гном и Д , 2008- 136с. 30. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М.,1995-267с
Отрывок из работы

1. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1.1Необходимость воспитания экологической культуры. Необходимость исследования обусловлена развитием двух параллельных процессов - усугублением экологических проблем планеты и их осмыслением населением Земли. Развитие деструктивных явлений в природе с беспокойством отмечается философами, учеными из области естествознания, экономики, гуманитарной сферы, передовой общественностью планеты Д.Л.Медоуз, Б.Небел, Р.Лоб, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул, В.И.Данилов-Данильян, В.М.Котляков, О.К.Дрейер, В.А.Лось, А.Г.Бусыгин. Кризисное состояние биосферы — это результат ограниченного мировоззрения, неразвитого экологического сознания, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения, представителей бизнеса и властных структур (С.В.Алексеев, А.И.Арнольдов, С.Н.Глазачев, В.И.Данилов-Данильян, Н.С.Дежникова, О.Н.Козлова, Б.Т.Лихачев, И.И.Мазур, С.М.Сухорукова). Следствием является нерациональное природопользование, интенсивная эксплуатация ресурсов планеты для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. Количество населения Земли непрерывно и быстро увеличивается – это еще одна проблема, которая связано с экологией планеты - с социально-экологической емкостью среды (Н.Ф.Реймерс, О.К.Дрейер, В.А.Лось, Х.Д.Медоуз, Д.Л.Медоуз, Й.Рэнденс, В.Беренс). Дисгармония между обществом и природой, дисбаланс между человеком и жизненной средой стали катастрофическими. Очевидно, что изменение сложившейся ситуации требует осознания проблем и обретения человечеством экологического мировоззрения, изменения практики жизнедеятельности. Процесс осознания человечеством экологического кризиса может быть представлен документами и реальной политикой государств. Осознание экологических проблем в планетарном масштабе началось в 70-е годы прошлого столетия (Стокгольм, 1972 г.). Качественная оценка состояния окружающей среды и анализ результатов «экологического двадцатилетия» (1972-1992 г.г.), представленные на Конференции ООН (1992 год Рио-де-Жанейро), показали: решение проблем идет медленно. Участниками Конференции отмечено: проведенные государствами мероприятия носили локальный характер и не оказали существенного влияния на изменение экологической ситуации в мире. Подчеркнуты важные аспекты целостного развития человечества на планете: огромное количество бедных людей; ухудшение здоровья; рост отходов; эрозия и засоление почвы, падение продуктивности земли; быстрое исчезновение лесов планеты; загрязнение водных ресурсов, уменьшение пресной воды; широкое производство химических веществ. Форумом провозглашено: «человеческий фактор» на данном этапе планетарного развития приобретает решающее значение, необходимо просвещение всех категорий населения, подготовка кадров по различным аспектам окружающей среды. Участниками Форума принята Концепция устойчивого развития как новая стратегия природопользования, новая стратегия выживания человечества во взаимодействии с природой. В широком смысле устойчивое развитие — это новый тип жизнедеятельности человечества, предполагающий экологическую культуру. В России важным шагом в осознании экологического кризиса стало принятие «Закона Российской Федерации об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Впервые за весь период существования СССР-РФ специальный его раздел посвящается экологическому воспитанию, образованию, научным исследованиям (статьи 73-77). Устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, которая охватывает все звенья: дошкольное, школьное, среднее и высшее профессиональное, повышение квалификации, а также средства массовой информации. В 1994 году Правительством РФ принимается постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения», в котором экологическое образование признается приоритетным, создается Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России» (до 2010 года).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 47 страниц
260 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg