Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач

arina_pal 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.03.2018
В настоящее время педагоги, методисты и ученые решают сложные задачи. Связано это, прежде всего с тем, что меняется парадигма школьного образования, которая складывалась десятилетиями. При этом наиболее сложной является проблема формирования универсальных учебных умений, которые в основном связаны с развитием логического мышления учащихся, а их освоение требует соблюдения определенных условий, в частности, опоры на деятельностное понимание мышления.
Введение

Актуальность исследования. Известному писателю Л.Н. Толстому принадлежит высказывание: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями твоей мысли, а не памяти»[ ]. « Ответственность преподавателей математики особенно велика, так как отдельного предмета «логика» в школе нет, и умение логически мыслить и строить правильные умозаключения необходимо развивать с первых «прикосновений» детей к математике. И то, как этот процесс мы сможем внедрить в различные школьные программы, будет зависеть какое поколение придёт нам на смену»- писал Г. Н. Дорофеев. Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентированы на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленное систему. Потребность в целенаправленном формировании логического мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами. В области детских рассуждений, понимания ими причинно-следственных отношений и образования научных понятий проводили свои исследования такие известные педагоги как А.В. Запорожец, А.Л. Венгер, П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев. Проводимые ими эксперименты позволили существенно «снизить» возраст ребенка, с которого возможно формировать у детей первоначальные логические умения. А психологические исследования X.М. Веклировой, С.А. Ладымир, Л.А. Левинова, Л.Ф. Обуховой и др. позволили определить возможность усвоения логических знаний и приемов детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Благодаря исследованиям И. Лампшера, Л.А. Венгера были получены данные, которые выявили, что дети младшего школьного возраста быстрее и легче овладевают способом анализа, чем синтеза. А в исследованиях В.Е.Сыркиной, было обнаружено, что у младших школьников в ходе использования метод сравнения часто вызывает затруднения и ошибки. Анализ различных взглядов на проблему повышения логической культуры учащихся в дидактике и педагогической психологии позволяет сделать вывод, что на современном этапе педагогического освоения новых технологий обучения всё большее значение приобретает необходимость специального изучения и практического решения проблемы формирования логической культуры школьников. Работа над развитием логического мышления учащихся идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Это приводит к тому, что большинство учащихся не овладевают приёмами систематизации знаний на основе логического мышления. Наиболее доступным средством решения этой проблемы будет введение в курс математики нестандартных задач. Нестандартные задачи формируют у школьников высокую математическую активность, качества, присущие творческой личности: гибкость, оригинальность, глубину, целенаправленность, критичность мышления. Нестандартные задачи всегда подаются в увлекательной форме, они прогоняют интеллектуальную лень, вырабатывают привычку к умственному труду, воспитывают настойчивость в преодолении трудностей. Именно при решении нестандартных задач оттачивается, шлифуется мысль ребенка, мысль связанная, последовательная, доказательная. Решая задачи, представленные в продуманной математической системе, учащиеся не только активно овладевают содержанием курса математики, но и приобретают умения мыслить творчески. Учащиеся должны уметь решать не только стандартные задачи, но требующие известной независимости мышления, оригинальности, изобретательности. Проблема исследования: развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач. Исходя из актуальности, нами была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач. Объект исследования: процесс обучения м¬атематики в начальной школе. Предмет исследования: нестандартные задачи как средство развития логического мышления. Цель исследования: разработать комплекс¬ эффективных заданий по математике с использованием нестандартных задач, способствующих развитию логического мышления младших школьников. Согласно поставленной цели определены следующие задачи исследования: 1. обосновать теоретико-методологические подходы к изучению развития логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач; 2. раскрыть современные подходы развития логического мышления в процессе решения нестандартных задач; 3. разработать критерии оценки уровня развития логического мышления на уроках математик; 4. разработать и проверить экспериментально условия развития логического мышления младшего школьника в процессе решения нестандартных задач. Гипотеза исследования: использование разработанного ¬нами комплекса заданий с использованием нестандартных задач может способствовать эффективном¬у развитию логического мышления у младших школьников на уроках математики. В процессе исследования использовались следующие методы: - теоретический анализ научной и методической литературы; - эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент; метод диагностических задач (тесты, практические работы, беседы). Этапы исследования: Первый этап – теоретический: определение целей, задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, определение основной гипотезы, изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования. Второй этап – экспериментальный: проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. Третий этап – обобщающий: анализ и сравнение полученных данных, оформление результатов исследования. База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №2 Купинского района. В исследовании принимали участие 2 класса (25 человек). Дипломная работа состоит из двух частей. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты логического мышления и его роли в развитии ребенка, а также дается характеристика нестандартных задач как средства развития логического мышления. Во второй главе непосредственно представлены виды уроков, методика проведения занятий по решению нестандартных задач. Заключение содержит выводы по изученной теме.
Содержание

Введение.................................................................................................... Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач……................................................................................................................... 1.1. Развитие логического мышления младших школьников ………….... 1.2. Нестандартные задачи в начальной школе…........................................ 1.3. Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач……………………………..…...………………… Выводы по первой главе……………………………………………….. Глава 2. Экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач ……..……………………………………………………………………….. 2.1. Содержание экспериментальной работы………………………….. 2.2. Анализ результатов экспериментальной работы………………….. Выводы по второй главе……………………………………………………… . Заключение………………………………………………………………………... Библиографический список……………………………………………………. Приложения……………………………………………………………………….
Список литературы

1. Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников [Текст] / М. К.Акимова, В.Т. Козлова. – Обнинск, 2008. – 96 с. 2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980. – 325 с. 3. Ведилина Е.А. Нестандартные задачи в курсе математики начальной школы: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов[Текст] / Е.А. Ведилина. - Павлодар, 2008. - 72 с. 4. Волкова С.И. Контрольные работы и тесты по математике: 1 – 4 классы[Текст] / С. И. Волкова, И. С. Ордынкина. – М.: АСТ, 2007. – 117 с. 5. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 1976. – 120 с. 6. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Д. Дьюи. – М.: Академия, 2007. – 314с. 7. Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе [Текст] / Т.Г. Зайцев. – М.: Просвещение, 2007. – 216 с. 8. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А.З. Зак. – М.: Просвещение, 1994. – 217 с. 9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пос. для учителя [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. 10. Калинина Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. [Текст] / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач 1.1.Развитие логического мышления младших школьников Прежде чем рассмотреть развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как психофизиологический процесс в целом. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это психические процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую ступень человеческого познания. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности. Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций. Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, т.е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Итак, мышление – это обобщенное отраженное и опосредованное познание действительности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Философия, 25 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
210 руб.
Дипломная работа, Теория управления, 59 страниц
290 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 81 страница
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 44 страницы
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg