Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Речевой портрет министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова

arina_pal 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.03.2018
Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы. Схема описания речевого портрета имеет следующий вид: 1) особенности языковых единиц разных уровней; 2) особенности речевого поведения (этикетные формулы, речевые клише, прецедентные феномены, языковая игра). Как показало исследование, в текстах своих выступлений С.Лавров умело использует различные средства всех уровней языковой системы: лексического, морфологического и синтаксического.
Введение

Как известно, политическая коммуникация в современной России стала предметом изучения крупнейших отечественных и зарубежных лингвистов, которые начали исследовать роль человеческого фактора в языке, по-новому посмотрев на такие проблемы как язык и мышление, язык и картина мира, языковая личность. Новейшие исследования в области коммуникативной лингвистики открыли перспективы изучения проблемы языковой личности. Все чаще и убедительней лингвисты говорят сегодня о языке как способе вербализации человеческого общения в процессе совместной деятельности людей. Изучение языкового облика политического деятеля находится в русле актуальных исследований лингвистической персонологии, дисциплины, отражающей исследовательский интерес к человеку. Для современной науки в целом характерно активное развитие антропоцентрического направления, т.е. усиление роли «человеческого фактора», которое приводит к перемещению фокуса сосредоточения исследовательских усилий с проблем описания языковой структуры в область, центром которой становится «человек говорящий». Комплекс научных направлений объединен общностью объекта исследования - «языковой личностью человека», понимаемой как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений». В сложившихся условиях огромное значение приобрел имидж политического деятеля, определяющийся в первую очередь языковым портретом. Это говорит о необходимости исследования данной проблемы в целях эффективного воздействия на общество, СМИ и оппозицию для установления доверия к действиям власти и соискания поддержки вводимых мер. Интерес к многогранной деятельности современных политиков, в том числе и оппозиционных, наблюдается в исследованиях по социологии, культурологии, политологии. Осмысление современного политического дискурса будет неполным без анализа лингвистического, предполагающего включение в поле исследовательского внимания речевых средств, формирующих портрет современного политика, чья профессиональная карьера в условиях реальной политической конкуренции подвергается кардинальным изменениям – от оппозиционной деятельности до государственной службы в административной системе. Практические исследования языковой личности политического деятеля в настоящее время относятся к числу приоритетных лингвистических задач. Помимо внутренних закономерностей саморазвития науки, как отмечает Б.Ю. Городецкий, значительную роль здесь сыграли факторы общелингвистического масштаба. По мнению исследователя, к ним следует отнести:1) возрождение всеобщего интереса к деятельностной стороне языка; 2) переход от «лингвистики языка к лингвистике общения»; 3) усиление антропоцентрического характера современной лингвистики (Теория речевых актов, 1986, с.29). Речевой портрет понимается как образ, который формируется у слушающего о говорящем в момент речи. Речь в данном случае оценивается не только с нормативной точки зрения, но и этически, и эстетически. При этом в сознании слушающего проявляется свой индивидуальный речевой образ, который рисуется с учетом стереотипных представлений самого слушающего. Речевая характеристика политика позволяет определить коммуникативную целесообразность речевых поступков говорящего в конкретной ситуации общения. Как показал анализ научной литературы, в настоящее время существует большое количество работ, посвященных описанию речевых портретов региональных политических лидеров (Н.А. Бурмакина, Е.В. Осетрова, Л.Г. Самотик, Е.В. Фролова и др.), президентов России (ср. работы о личности В.В. Путина и Д.А. Медведева) и других крупных стран (И.Т. Вепрева, М.В. Гаврилова, Н.Н. Кошкарова, Е.А. Нахимова, О.Н. Паршина, Е.В. Саунина, А.П. Седых, Т.П. Тарасенко, Е.В. Шустрова и др.), лидеров оппозиции (М.В. Китайгородская, Е.В. Мадалиева, Н.Н. Розанова, Т.В. Романова – о В.В. Жириновском, Г.А. Зюганове, Г.А. Явлинском), исторических личностей времен Второй мировой войны и других периодов (Е.Н. Иванова, А.В. Косивцова, Ю.С. Костылев, В.В. Макарова, А.К. Михальская и др.).. Однако полного и всестороннего исследования речевого портрета современного министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова до настоящего времени не существует, что, безусловно, определяет актуальность настоящей работы. Изучение эффективности речевой деятельности политических деятелей, несомненно, играет большую роль в процессе совершенствования технологий речевого портретирования. Целью данного выпускного сочинения является исследование особенностей речевого портрета министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова. Цель исследования предопределила решение следующих задач: 1) обобщить имеющиеся в научной литературе точки зрения на определение понятия «языковая личность»; 2) уточнить понятие речевого портрета политического деятеля; 3) охарактеризовать способы описания речевого портрета политического деятеля; 4) выявить особенности языкового уровня речевого портрета министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова; 5) рассмотреть особенности речевого поведения министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова; 6) охарактеризовать тексты выступлений министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова с точки зрения их выразительности и культурно-речевой составляющей. Предметом исследования является речевая представленность предпочтений, стратегий и тактик речевого поведения, а также маркеры речевой манеры министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова. Источником для настоящей работы послужили тексты выступлений (в том числе интервью) министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова, размещенные на Интернет-сайте Министерства иностранных дел РФ: http://www.mid. ru. В работе использовались следующие методы: метод комплексного лингвистического описания, включающий приемы наблюдения, обобщения, интерпретацию и классификацию языковых фактов. Тексты анализируются с позиций общестилистического и культурно-речевого анализа, семантической и прагматической интерпретации.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основания исследования § 1. Языковая личность как объект лингвистических исследований……………7 § 2. Речевой портрет как воплощенная в речи языковая личность. Понятие «речевой портрет» в современной научной лингвистической литературе….11 § 3. Способы описания речевого портрета личности…………………………..17 Глава II. Особенности речевого портрета министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова § 1. Особенности языковых средств и их функционирование в текстах выступлений министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова……………………………………………………………………………28 § 2. Особенности речевого поведения министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова…………………………………………………………44 § 3. Характеристика текстов выступлений министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова с точки зрения выразительности и соответствия культурно-речевым нормам……………………………………..50 Заключение………………………………………………………………………..60 Список литературы……………………………………………………………....64
Список литературы

Словари и энциклопедии 1.Большой академический словарь русского языка / под ред. К. С. Горбачевича. - СПб, 2004. 2. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб, 2003 (БТС). 3. Валгина Н. С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник/ Н.С. Валгина. – 4-е изд. – М., 2003. 4. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка/ Т.Ф. Ефремова. - М., 2001. 5. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — М.: Сов.энцикл., 1962—1978 (КЛЭ). 6. Русский язык: Энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. - М., 2003. Научные статьи и монографии 7. Алпатов В.М. История лингвистических учений / В.М.Алпатов. - М.: ПРИОР, 1999. – 342 с. 8. Альбурзи М.Г. Жанр художественно-биографического литературного портрета/ М.Г. Альбурзи // Тезисы докл. Междунар. научн. конф. «Язык и культура». Москва, 14-17 сент. 2001. – Москва, 2001. – С. 162-163. 9.Бакумова Е.В. Ролевая структура политического дискурса: автореф. дис. … канд. филол. наук/ Е.В. Бакумова. - Волгоград, 2002. 10. Баранов А.Г. Дискурсивный портрет лидера (когнитивно-прагматический подход)/ А.Г. Баранов // Политический дискурс в России – 2: Материалы раб.совещ. (Москва, 29 марта 1998 года) / Под ред. Ю.А. Сорокина и В.Н. Базылева. – М.: Диалог-МГУ, 1998. – С. 9-11. 11. Бедретдинова М.Р. Характер и структура ассоциативных портретов/ М.Р. Бедретдинова: автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Москва, 2002. – 31с. 12. Богин Г.И. Концепция языковой личности / Г.И.Богин. - М.: Наука, 1982. – 198 с. 13. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов / Г.И.Богин – Ленинград: Атланта, 1984. – 98 с. 14. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика / В.Д.Бондалетов. - М.: Высшая школа, 1987. – 351 с. 15. Виноградов В.В. О художественной прозе / В.В. Виноградов. – М.: ПРИОР, 1930. – 215 с. //http://ksana-k.narod.ru/menu/slave/vinogradov_sl.html. 16. Винокур Т.Г. Речевой портрет современного человека/ Т.Г. Винокур// Человек в системе наук. - М., 1989. – С. 361-370. 17. Гаврилова М.В. Когнитивные и риторические основы президентской речи: (на материале выступлений В.В. Путина и Б.Н. Ельцина)/ М.В. Гаврилова. - СПб, 2004. 18. Гончарова Е. А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор – персонаж в художественном тексте/ Е.А. Гончарова. – Томск, 1984. – 148 с. 19. Демьянков В.З. Конвенции, правила и стратегия общения: Интерпретирующий подход к аргументации / В.З. Демьянков. - М.: Наука, 1982г. – 549 с. 20. Еремина С.А. Речевой портрет депутата Евгения Ройзмана / С.А. Еремина // Политическая лингвистика. – 2005. – № 1. – С. 1–6. 21. Ерофеева Т.И. Речевой портрет говорящего/ Т. И. Ерофеева // Языковой облик уральского города. Свердловск, 1990. - С. 90-91. 22. Земская Е.А. Язык русского зарубежья: итоги и перспективы исследования/ Е.А. Земская// Русский язык в научном освещении. - № 1. - М., 2001. - С. 114-131. 23. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - М.: Наука, 1999г. – 136 с. 24. Капанадзе Л.А. Грамматика гласности: Устная речь Михаила Горбачева // Капанадзе Л.А. Голоса и смыслы: избранные работы по русскому языку. - М., 2005. - С.329–332. 25. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс/ В.И. Карасик. – М., 2004. – 390 с. 26. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н.Караулов. – М.: Высшая школа, 1967. – 270 с. 27. Караулов Ю.Н. «Четыре кита» современной лингвистики или о предпосылках включения «языковой личности» в объект науки о языке (от содержания науки – к ее истории) / Ю.Н. Караулов. – М.: Высшая школа, 1986. – 216 с. 28. Караулов Ю.Н. Литература. Язык Культура / Ю.Н. Караулов. – М.: Высшая школа, 1986. – 303 с. 29. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. – 257с. 30. Карнаухова М.В. Текстовый портрет политика как компонент политического дискурса/ М.В. Карнаухова: автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Ульяновск, 2000. – 19 с. 31. Ким И.Е. Контроль и причастность в сфере человека и их отражение в языке/ И.Е. Ким // Проблемы исторического языкознания и ментальности: Сб. науч. статей / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1999. - Вып. 3: Современное русское общественное сознание в зеркале вербализации. - С. 68–82. 32. Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия/ М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова. – М., 1995. – 128 с. 33. Клюев Е.В. Речевая коммуникация / Е.В. Клюев. М.: ПРИОР, 1998г. – 112 с. 34. Ковалев Ю.В. Как измерить речевую культуру политического оратора / Сб. науч. тр. Политический дискурс в России: Мат. работников совещания - М.: Институт языкознания РАН, 1997. – 97 с. 35. Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета/ Л.П. Крысин // Русский язык в научном освещении. – М., 2001. – Вып.1. – с. 90-106. 36. Крысин Л.П. Кодовое переключение как одна из форм языкового варьирования / Л.П. Крысин. – Красноярск: Авангард, 1998. – 229с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ § 1. Языковая личность как объект лингвистических исследований Как показал анализ научной лингвистической литературы, в отечественном языкознании до настоящего времени нет однозначного толкования понятия «языковая личность». Учёными обосновывается существование личности речевой, коммуникативной, словарной, филологической и совокупной языковой личности; языковой личности, обладающей знанием языковой семантики, системы концептов её картины мира и законов речевого поведения; индивидуальной и коллективной языковой личности. Несомненно, языковая личность - это одно из актуальных понятий современной когнитивной и коммуникативной лингвистики. В последнее время проблема языковой личности активно рассматривается в разных аспектах: психолингвистическом, социолингвистическом, культурологическом, лингводидактическом, функциональном, эмотивном, прагматическом, семантики текста и др. Особенный интерес для лингвистов данная проблема представляет в свете предложенного Ю. Карауловым нового подхода - «за каждым текстом стоит языковая личность» (в противовес основному тезису лингвистических исследований последнего полувека «за каждым текстом стоит система языка») (Караулов, 1987, с.56). Известно, что понятие языковой личности и сам термин были введены в лингвистику в 30-х годах В.В. Виноградовым, который исследовал язык художественной литературы. Дефиниции языковой личности лингвист не дал, но заметил, что уже Бодуэна де Куртене, для которого «проблема индивидуального творчества была чуждой», интересовала языковая личность «как вместилище социально-языковых форм и норм коллектива, как фокус скрещения и слияния разных социально языковых категорий» (цит. по: Алпатов, 1999, с.32). Приблизительно в это же время известный американский языковед Эдвард Сепир в своем труде «Речь как черта личности» пытался выяснить, как отражаются в речи индивидуальные особенности человека (там же…, с.38). К понятию языковой личности обращался в 60-х годах XX века известный неогумбольдтианец Лео Вайсгербер, который развил идеи В. фон Гумбольдта насчет неразрывной связи с родным языком. В своем труде «Diesprachliche Personlichkeit» («Языковая личность») ученый рассматривает языковую личность сквозь призму феномена родного языка, к которому эта личность относится. Однако определения понятия языковой личности не приводит. Обосновывая свой «закон родного языка» и рассматривая отдельную личность, Л.Вайсгербер утверждает, что родной язык – процесс языкового изображения мира. Ученый доказывает, что действенность родного языка прослеживается на протяжении всего развития языковой личности (там же…, с.45).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Международные отношения, 46 страниц
240 руб.
Решение задач, Право и юриспруденция, 8 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg