Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОТВЕТСТВЕННОМУ МАТЕРИНСТВУ ДЕВУШЕК КОЛЛЕДЖА

arina_pal 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.03.2018
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы изучалось содержание представлений учащейся молодежи колледжа о феномене материнства как индивидуальной, личностно присвоенной ценности. В основном эти представления были отражены в ценностных ориентациях на будущее биографическое проектирование, которые можно рассматривать как социальное качество личности (или группы), воплощающее в себе в обобщенном виде оценку субъектом окружающей действительности и вытекающее из этой оценки отношение к ней, его смысложизненные цели и средства их достижения, органично связанные с потребностями и интересами индивида или социальной общности.
Введение

На протяжении веков роль женщины и ее положение в обществе всегда связывались с материнством. Социальные и духовные функции материнства сохранились практически в неизменном виде с критомекенской цивилизации и до наших дней при изменении таких явлений как семья, материнство, родительство. Изучение материнства на современном историческом этапе является одной из актуальных проблем, в психологии, педагогике, так и смежных отраслей научного знания (социологии, медицины и др.), т.к. обусловлено целым рядом причин, в том числе демографической ситуацией, которая сложилась в России. По данным демографических исследований, снижение рождаемости и в то же время постоянное повышение уровня смертности в России приобрело характер закономерности. И только благодаря поддержке и пропаганде материнства и детства это феномен снизился. К перечисленным выше фактам необходимо добавить постоянно возрастающий уровень девиантного материнства. За последние годы в нашей стране обострилась проблема отказничества и социального сиротства. Постоянно растет число брошенных новорожденных младенцев, наиболее чувствительных к отрыву от биологической матери. Исследования психологов, педагогов и психиатров (В.И. Брутмана, О.В.Баженовой, Л.Л. Баз, И.Ю. Ильина, О.А.Копыла, М.С. Родионовой) показывают, что нарушения взаимоотношений ребенка с близкими людьми (особенно с матерью) имеют отдаленные последствия для психического здоровья, развития личностных структур и формирования родительского поведения будущего взрослого. Большинство матерей, отказывающихся от своих детей, с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений в семье (Д.Т. Бирнс, А.Я.Варга, А.С. Спиваковская, Ж.Л. Яров). Говоря о здоровье нации, ученые оперируют неутешительными цифрами — подавляющее большинство детей в нашей стране рождаются больными. По данным исследователей (О.В.Баженовой, В.И.Брутмана, JI.Л.Баз, О.Ю.Дубовика, О.А.Копыла, М.С.Родионовой, Г.В.Скобло), большее количество соматических заболеваний и психологических проблем наблюдается у детей, которые были нежеланными до зачатья и в период беременности. Эти заболевания зачастую берут свое начало в перинатальном периоде и протекают в хронической форме в течение всей жизни человека. Кризисное состояние практически всех сфер жизнедеятельности нашего общества сказывается на состоянии и функционировании основного института — среды формирования материнских качеств и отношений - семьи. Последние десятилетия ученые (И.В. Бестужев-Лада, А.И.Захаров, Н.Д.Никандров, М.И.Буянов, Д. Попеное) говорят о процессе деградации семейного образа жизни, о снижении престижа семьи, росте внутрисемейного насилия. Перечисленные выше процессы непосредственно связаны со снижением потребности в детях, уменьшением рождаемости, внутрисемейным насилием над детьми и прямым отказом от предназначенной природой роли матери. Тяжелое положение, в котором оказалась семья и материнство, в свою очередь отягощает общий кризис общества. Случаи ранней беременности и факты юного материнсва встречаются достаточно часто, и нередко психологам и педагогам приходится работать с такими девушками. Но данная проблема на сегодняшний день является недостаточно изученной. Как правило, практическая работа по этой проблеме в большинстве случаев направлена на профилактику подростковой беременности, а для психолого-педагогической работы с уже беременными девочками-подростками имеется недостаточная теоретическая база. Готовность к материнству и представления о материнстве являются важнейшими факторами успешной реализации женщины себя как матери, что влечет за собой воспитание будущего ребенка. Актуальность изучения психологической готовности к материнству продиктована противоречием между острой демографической проблемой, связанной с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей и лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и не разработанностью социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине. Имеющиеся в научно-публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что молодежь крайне мало ориентирована на выполнение материнских и отцовских ролей. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер. Возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются её практической готовностью к семейной жизни и материнству. Всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях развития ребёнка и своих функциях в уходе за ним. Кроме того, уменьшение количества детей ведёт к тому, что часто первый младенец, с которым встречается девушка, став матерью, – это её собственный ребёнок. В этих условиях помимо возникновения потребности в повышении родительской компетентности, происходит осознание недостаточности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских чувств. Подобная ситуация характеризуется исследователями как «потеря пути к модели материнства» (Д.В.Винникотт, Р.Зидер, М.Мид, Д. Попеное, Г.Г.Филиппова, Э. Эриксон). Данный процесс сочетается с расширением и появлением нового содержания модели члена общества, не обеспеченной соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв меж поколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка, основных функциях ухода за ним и общения. Это выдвигает на первый план проблему психологической и нравственной подготовки молодежи, в особенности девушек, к адекватному материнству, к осознанию и принятию миссии матери и ответственности за рождение и воспитание ребенка (С.В.Ковалев, Б.В.Ничипоров). Психологические исследования генезиса и проявления девиантных форм материнства (В.И.Брутман, А.Я.Варга, И.Ю.Хамитова, Г.Г. Филиппова) показали, что существуют специфические условия, которые способствуют нарушению у будущих матерей естественного формирования психологической готовности к адекватному материнству и проявлению этой готовности в материнском поведении в ситуации актуального материнства. Как отмечают практически все исследователи проблемы, источник формирования психологической готовности к материнству — это родительская семья и в первую очередь мать, система ее ценностей, установок, система детско-родительских отношений в ро-дительской семье. Одним из способов, посредством которого в разных странах стремятся разрешить названную проблему, является воспитание будущих матерей не только в семье, но и в системе государственного образования. В настоящее время процесс образования в нашей стране основывается на парадигме, признающей человека творцом собственной жизни (М.Н.Берулава, Э.Н.Гусинский, В.П.Зинченко, И.Б.Котова, В.А.Сухомлинский, В.А. Сластенин). Актуальной задачей современного образования является воспитание «человека культуры», изначально ориентированного на понимание, признание и принятие другой личности (А.О. Асмолов, Г.С. Батищев, Е.В.Бондаревская, А.Н.Деркач, Е.Н. Ильин, И.Б. Котова, В. А.Сластенин, С.П.Смирнов). Ориентация на данные задачи способствует росту понимания отечественными школами и вузами необхо-димости принципиального возвышения личностных качеств носителя живого знания, его самобытной индивидуальности, ведь именно духовно богатая личность способна воспитать человека новой формации. Проблемам юношества и формированию готовности к материнству до рождения ребенка в подростковом и юношеском возрасте посвящены работы ряда отечественных исследователей (И.А.Алленовой, И.П.Катковой, Л.Г.Камсюк, О.Н.Лебединской, С.Ю.Мещеряковой, Ю.Т.Петренко, А.А.Шевелевой, Г.Г.Филипповой и др.). В работах представителей западных психологических школ (Л. Бибринг, Д. Пайнз, М.М.Р. Хан, Дж. Хорни) также достаточно подробно анализируется тема формирования материнства в пубертатном возрасте. В то же время проблема подготовки юношества к развитию отношений в системе «родитель-ребенок» традиционно считается прерогативой исключительно семейного воспитания и в гораздо меньшей степени, чем того требует социальная практика, занимает внимание педагогов. Можно констатировать, что круг проблем, связанных с подготовкой девушек к материнству в новых социально-экономических условиях в отечественной педагогике практически не разрабатывается. Не существует адресной образовательной программы, направленной на воспитание будущих матерей в рамках образовательного процесса. Нам известны только несколько отдельно взятых курсов, которые пытаются решить исследуемую проблему и существуют в форме опубликованных методических рекомендаций и пособий (Т.Г.Наретина, Г.С.Максимова, JI.H.Херувимова, М.В.Хозиева). Выше названные работы представляют собой исследования отдельных аспектов изучаемой нами проблемы, что является скорее исключением, чем тенденцией или закономерностью. Анализ этих фактов приводит к выводу об актуальности и своевремен-ности настоящей работы, как для отечественной психолого-педагогической науки и практики, так и для общества в целом. Это обстоятельство и обусловило выбор темы исследования. Гипотеза основана на предположениях о том, воспитание будущих матерей происходит не только в условиях семейного окружения, но и в системе государственного образования, что позволяет сформировать психологическую готовности к ответственному материнству. С учетом вышеизложенного, проблема исследования сформулирована следующим образом: психолого-педагогическое сопровождение формирования ценностного отношения и психологической готовности к материнству у студенток в условиях воспитательно-образовательного процесса колледжа позволит сформировать у них ответственное отношение к созданию семьи и рождению ребенка. Решение этой проблемы составляет цель исследования. Цель нашей работы состоит в исследовании образца модели материнствана современном историческом этапеи созданиипсихолого-педагогических условий для реализации в образовательно-воспитательном процессе системы мероприятий направленных на формирование психологической готовности девушек к ответственному материнству; Задачи: 1.Проанализировать теоретические и эмпирические данные по изучению материнства и психологической готовности девушки к созданию семьи и рождению ребенка, описать типы психологической готовности к материнству, определить их общие и специфические характеристики; 2.Изучить нормативно-правовые основысоциально-правового статуса матери, формы социальной поддержки материнства в Российской Федерации; 3.Определить критерии и показатели степени сформированностипсихологической готовности девушек к материнству, подобрать диагностический материал для исследования их отношения к материнству; 4.Разработать и реализовать в условиях воспитательно-образовательного процесса модель образовательной программы по формированию ценностного отношения и психологической готовности к материнству девушек колледжа; Объектом работы являетсяответственное материнство. Предметом исследования - создание педагогических условий для процессаформирования психологической готовности девушек к ответственному материнству. Методологической основой исследования выступили: 1) аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность социального развития и позволяющий изучать процесс формирования материнства в условиях психолого-педагогического взаимодействия; 2) системный подход, рассматривающий материнство как целостную, многомерную реальность; 3) личностно-деятельностный подход к организации учебного процесса и психологической работы, обеспечивающий формирование адекватного материнства; 4) культурно-исторический подход, позволяющий проследить генез материнства как в процессе развития отдельно взятой культуры, так и человеческой истории. Теоретической основой исследования явились фундаментальные исследования отечественной и зарубежной психологии личности (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, А.Маслоу, А.В.Петровский, C.JI.Рубинштейн, К. Роджерс, Э.Фромм, 3.Фрейд), теории развития личности в юношеском возрасте (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Э. Эриксон, И.С.Кон, B.C.Мухина и др.), концепция культурно-исторической обусловленности развития материнства (И.С. Кон, Т. Каплан, М. Мид, М.С.Родионова, Э.Эриксон и др.), концепция материнства как условия организации физиологической истимульнойсреды для развития ребенка (M.JI. Бутовская, Б.Бирнс, К.Остин, Е.Н.Панов, Н.А.Тих, Р.Шорт, П.Шрок, Л.Яров), положения, рассматривающие материнство как часть личностной сферы женщины (В.И.Брутман, А.Я.Варга, С. Гроф, М.С. Д.Пайнз, И.Ю.Родионова, С.Фанти). Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический теоретический анализ, наблюдение, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент: анкета, проективный рисунок «Я и Мой ребенок, тест «Фигуры», контент-анализ, 16-ти факторныйопросникКеттела, творческие сочинения в форме свободных ассоциаций, методы статистической обработки данных. Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом фактов, полученных при использовании диагностических процедур, достаточным объемом экспериментальной выборки, применением методов математической статистики. Научная новизна исследования заключается: 1. в выделении и описании типов психологической готовности к материнству в юношеском возрасте (адекватный, риска и амбивалентный типы); 2. определенииусловий, которые могут быть созданы в государственных учреждениях образования при формировании психологической готовности к ответственному материнству девушек (введение в учреждении образовательного курса по изучению материнства, состоящих из теоретического и тренингового компонентов), осознание и принятие девушками собственной уникальности и ценности себя как будущей матери; 3. ориентации на принятие ребенка как личностной, так и общечеловеческой ценности, признание его уникальности и неповторимости); 1. Теоретическая значимость исследования заключается в сле-дующем: 1. углублены представления о природе, содержании и структуре материнства; 2. доказана возможность развития и результативной коррекции отклоняющихся форм готовности к ответственному материнству для данной возрастной группы; 3. уточнена и дифференцирована структура психологической го-товности к ответственному материнству, состоящая из потребностно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого, и операционально-поведенческого компонентов; 4. построена теоретическая модель формирования психологической готовности к материнству. Практическая значимость работы: 1. разработана и апробирована авторская программа курса «Когда мы станем взрослыми», обеспечивающая формирование готовности к ответст-венному материнству девушек-студенток; 2. экспериментально доказана возможность ранней диагностики периода материнства до рождения ребенка; 3. предложены научно-методические рекомендации, которые могут быть использованы педагогами, психологами, социальными педагогами в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений; 4. настоящее исследование может послужить основанием для дальнейшей разработки проблемы психологической подготовки к ответственному материнству в системе общего среднего и высшего образования. Опытно-экспериментальная база исследования - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Армавирский медицинский колледж»министерства здравоохранения Краснодарского края. В эксперименте принимали участие студентки старших курсов. Опытно-экспериментальная группа составила 45 человек. Структура работы отражает логику, содержание и результат исследования ипредставлена введением, двумя главами, заключением, списком использованныой литературы и приложения. Во введение раскрывается актуальность данной темы, указываются основные цели, задачи и гипотезы диссертационного исследования. В первой главе освещены теоретические основы представления о материнстве. Во второй главы описанырезультаты эмперических исследований, положительных установок к ответственномуматеринству. В заключение подведены итоги о проделанной работе. В списке литературы указаны материалы, которые были использованы в работе. В приложении программа по формированию ценностного отношения к ответственномуматеринству у девушек в условиях учебно-воспитательного процесса колледжа, задания и тренинги гайд фокус-группы.Общий объем магистерской диссертации ____ страниц. В работе приведено ___ таблиц, _____ рисунков. Материалы исследования докладывались и обсуждались на всероссий-ских и международных научно-практических конференциях (Кубанского государственного университета, Армавирского государственного педагогического университета), а также на научно-методических семинарахкафедры социальной, специальной педагогики и психологии АГПУ (Армавир 2014-2016г.). Апрель, 2016 -научный семинар ученых России (с международным участием)по проблеме «Ответственное родительство: концепция компетентного материнства как условие профилактики социального сиротства детей», В ноябре 2016 года на базе городской библиотеки им. Н.К.Крупской в конференц зале семинар в форме круглого стола «Образцовое материнство: взгляд молодежи ХХ1 века»), статьи по исследуемой проблематике были опубликованы в сборниках научных трудов АГПУ 2015-2016 году. Организация и этапы исследования: На подготовительном этапе (2014 - 2015) - анализировались основные теоретические подходы к проблеме исследования, что позволило определить параметры исследования: актуальность проблемы, цель, объект, предмет и задачи; сформулировать гипотезу и разработать план исследования. На констатирующем этапе (2015- 2016) - осуществлялся подбор методов и методик, соответствующих целям и задачам экспериментального исследования. Проведен диагностический эксперимент, на основе полученных данных которого уточнена программа формирующего эксперимента. На формирующем этапе (2015 - 2016) была апробирована программа формирующего эксперимента, включающая лекции,тренинговыеи практические занятия, видео-аудио стимулы, элементы телесно ориентированноготренинга, проводимого в рамках изучения авторского спецкурса «Когда мы станем взрослыми». На заключительном этапе (2016 - 2017) - были обработаны и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы и сформулированы выводы исследования. Разработаны научно-методические рекомендации для практического внедрения данной программы в практику средних специальных учебных заведений, психологических служб, психологических консультаций и социально-реабилитационных центров.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИНСТВА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 1.1. Материнство как культурно-историческое явлениеи предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………………15 1.2. Проблема психологической готовности женщины к материнству в со-временных условиях…………………………………………………………..20 1.3. Материнство как особый психологический феномен: факторы и психолого-педагогические условия формирования готовности к материнству девушек 16-18 лет………………………………………………………………………..27 Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОТВЕТСТВЕННОМУ МАТЕРИНСТВУ ДЕВУШЕК КОЛЛЕДЖА 2.1. Проведение исследовательских методик по показателям психологиче-ской готовности девушек 15-17 лет к ответственному материнст-ву…………………………………………………….....................................39 2.2. Реализация комплексной образовательной программыпоформированию психологической готовности девушек к ответственному материнству в условиях колледжа………………………………..............................................46 2.3. Определение полученных результатов позитивного отношения у деву-шек-подростков к семейным ценностям, конструктивного отношения к соз-данию семьи, ответственному материнству...............................................55 Заключение……………………………………………………………..…….64 Список литературы …………………………………………………………75
Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Хаймовская М.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия. // Психологический журнал. 2009. - Т. 20.- №1 - С. 35 - 42. 2. Аверин А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения / А. Н. Аверин. ? М.: Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2009. ? 116 с. 3. Агнаева Е.Х. Образ будущего ребенка у беременных женщин: Дис. канд.психолог, наук. Ростов на Дону, 1999. - 165с. 4. Айвар Л.К. Правовое положение материнства в России. Пробелы законодательства / Л. К. Айвар // Юридический мир. ?? 2010. ? № 2. ? С. 28?30. 5. Алдакимова О.В. Добрачное воспитание молодежи в системе образова-тельных учреждений как актуальное направление современности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016;8(5/2):161-164. DOI:10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-161-164 6. Алдакимова О.В. Ответственное родительство: концепция компетентного материнства как условие профилактики социального сиротства детей. Ста-тья//Журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» humanities, social-economic and social sciences Научный журнал Вы-пуск 11, Том 3-2015. Раздел Актуальные проблемы современной науки: Педагогические науки, г. Краснодар. стр.173-176 7. Алдакимова О.В. Подготовка современной молодежи к ответственному родительству как условие профилактики социального сиротства детей// На-учные основы концепции компетентного материнства как условие профилактики социального сиротства детей в современном обществе: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов научно-практического семинара ученых России (с международным участием) /науч.ред.А.М.Дохоян; отв.ред.: О.В.Алдакимова, Н.А.Волобуева, А.Л.Пелих, И.П.Шкрябко. – Армавир: ПОЛИПРИНТ ИП Чайка А., 2016. – 188 с. С.10-14 8. Алдакимова О.В. Формирование родительских компетенций: историко-педагогический аспект. //Вісник Луганського національного університету імені тарасашевченка педагогічні науки № 3 (300) квітень 2016 частина IІ, Свідоцтво про реєстрацію: КВ № 14441-3412ПР, видане Міністерством юстиції України 14.08.2008 р. Наказ Міністерства освіти і науки України № 793 від 04.07.2014 р. стр.158-165. 9. Андрющенко В.В. Комплексный подход к проблеме формирования психологической готовности к материнству: Материалы региональной конференции. Воронеж, - 2012. - 56 с. 10. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЖ», 2016. 768с. 11. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий риска для будущего развития ребенка. // Синапс. 1993. - №4. - С. 35-42. 12. Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. СПб.: МНПО «Жизнь». - 1992.- 124с. 13. Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением. М.: Просвещение. 1988. - 53с. 14. Брагина М.Н. Готовность женщины к рождению ребенка. //Психология зрелости и старения, М. «Центр Геронтолог», 2015, - № 4. - С. 210-215 15. Братченко C.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение: Автореф. дис. канд. психолог, наук. -Л., 2007. — С. 21. 16. Брутман В.И. Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов / В. И. Брутман, Г. Г. Филлипова, И. Ю. Хамитова. // Вопросы психологии. ? 2002. ? № 1. ? С. 59?68. 17. Брутман В.М., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. //Вопросы психологии. 2007. - №7. — С. 7-9. 18. БрутманВ.М., Варга А.Я. Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения. //Психологический журнал. 2010. — Т.21. -№2.- С. 74-82. 19. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. канд. психол. наук. – М.: 1986. – 160 с. 20. Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страсти и эротики. Владикавказ, Изд. «Ир». 2001.- С. 32-37.
Отрывок из работы

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИН-СТВА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 1.1. Материнство как культурно-историческое явление и предмет психолого-педагогического исследования Материнство как системное качество целесообразно описывать, следуя предложенной В. С. Мухиной схеме, классифицирующей все многообразие условий и факторов развития человека по следующим реальностям [1]: 1. Реальность предметного мира (природные и рукотворные предметы и система отношения к ним). 2. Реальность образно-знаковых систем (средства формирования личности и психических функций человека). 3.Реальность социального пространства (межличностные взаимоотношения и система общественных норм и законов). 4. Природная реальность. Важнейшее средство человеческого общения, хранения и передачи информации – это язык. В русской традиционной культуре женский образ синкретичен, представляя уникальное единство противоположностей: как нечто святое, наделенное божественной благодатью и в то же время демоническое, влекущее и пугающее, рождающее и убивающее. Все вышеперечисленные виды реальности жизни индивида, оказываются значимыми для него только в случае их включения в социокультурную среду его существования. Для традиционной культуры характерна четкая система прав, обязанностей и нормативов. Для русской женщины в течение долгого времени обязанности однозначно были связаны с ее реализацией как хранительницы домашнего очага и матери. Образ материнства, как доказательство полноценности и «богоугодности» женщины, формировался у нее с самого рождения; психологическая готовность к материнству считалась само собой разумеющейся. Учитывая, что основным каналом передачи культурных устоев было непосредственное тесное взаимодействие между поколениями, идентичность формировалась в процессе усвоения конкретной культуры посредством межпоколенных и внутрипоколенных связей в ограниченном окружающем пространстве. Обратимся к некоторым обобщениям относительно истории материнства в связи с историей детства. Признанный авторитет в области исторических исследований детства Ллойд Де Моз в своей «психогенетической теории истории» утверждает, что в христианском прошлом у родителей практически отсутствовала эмпатия, проявляясь как непонимание детей, отсутствие сопереживания и пассивное оказание помощи. Чувства к детям выражались тогда, когда дети были нетребовательны, то есть «спящими или мертвыми» [2]. Де Моз выделил шесть этапов развития «истории детства» (и «истории материнства» в т. ч.), некоторые из которых узнаются в историческом развитии Древней Руси и России.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg