Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД АДАПТПЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

arina_pal 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.03.2018
Проведённое исследование было направлено на организацию психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада. В ходе работы были выполнены все поставленные задачи. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить факторы, влияющие на эффективное психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада.
Введение

Актуальность: Неблагоприятные воздействия в ранние сроки онтогенеза могут явиться причиной возникновения пороков развития, детского церебрального паралича и умственной отсталости, других заболеваний нервной системы. Воздействие патогенных факторов на плод в поздние сроки беременности обусловливает отклонение формирования высших корковых функций [40]. В настоящее время увеличение количества детей с перинатальным поражением центральной нервной системы (далее ЦНС) является одной из актуальных проблем общества. К сожалению, по данным Российской академии наук в настоящее время рождается около 80% детей с отклонениями в развитии [39, с.3]. Именно поэтому очень многое зависит от эффективного психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условия детского сада, что впоследствии поможет грамотно выстроить дальнейшее психолого – педагогическое сопровождение в образовательном процессе, в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения. С возникновением и улучшением репродуктивных, плодосберегающих и неонатальных технологий наблюдается учащение рождения детей с перинатальной патологией. Кроме того, и сами технологии могут становиться источниками рождения детей с инвалидизирующей патологией [41]. Причины и степень тяжести перинатальных поражений ЦНС у детей младшего дошкольного возраста могут быть разными, но, к глубокому сожалению, некоторые последствия приобретают необратимый характер.У детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС средней степени тяжести могут возникнуть проблемы в период адаптации к условиям детского сада. Период адаптации человека к новым условиям жизни всегда сопровождается стрессовым состоянием и дети младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС не исключение. В период адаптации к условиям детского сада, большинство родителей детей с перинатальным поражением ЦНС очень болезненно реагируют на то, как примут его ребёнка в новом коллективе; как часто ребёнок будет болеть и родители вынуждены будут брать больничный по уходу за ребёнком. Их переживания вполне обоснованы, так как у большинства детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада часто появляются: нарушение поведения, гиперактивность, астенический синдром, дезадаптация, нарушение вегетативно-висцеральных функций. В мировой теории и практикепроблему социальной адаптации детей рассматривали известные педагоги и психологиЛ.С. Выготский, Э. Эриксон, А. Фрейд, К. Корни. В современных исследованиях с изучением психолого – педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада можно ознакомиться в трудах отечечественных психологов и психотерапевтов А.И. Захарова, А.Я. Варги, А.С. Спиваковской [23]. Причины и последствия перинатального поражения центральной нервной системы у детейописаны И.А. Логиновой, Ю.И.Барашневым, Н.Н.Володиным [40].К сожалению, несмотря на многочисленные исследования [27], недостаточно изученным остается вопрос влияния перинатального поражения ЦНС на последующее психическое развитие ребёнка в раннем возрастном периоде. Наблюдение, диагностика и терапия детей до 3-х лет с указанной патологией осуществляется преимущественно педиатрами с учетом диагностических критериев специальности. Как следствие, нередко недостаточное понимание механизмов возникновения нервно-психических нарушений на данном этапе онтогенеза, их трактовка с соматологической позиции и малоэффективная терапия. Независимо от степени тяжести перинатального поражения ЦНС у детей младшего дошкольного возраста, при поступлении в детский сад такие дети попадают в группу риска. Дети выше указанной группы при поступлении в детский сад чаще болеют, поэтому посещают детский сад не регулярно, что является одной из причин дезадаптации ребёнка с перинатальным поражением ЦНС к детскому коллективу. Дезадаптация, в свою очередь, может привести к нарушению психофизического состояния ребёнка ив дальнейшем, как показывает практика,таким детям рекомендуют пройти психолого-медико-педагогическую комиссию для определения дальнейшей программы обучения для детей особыми образовательными потребностями. Грамотно выстроенное психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада способствует не только успешной социальной адаптации ребёнка, но и раннему выявлению детей с особыми образовательными потребностями, позволяет избежать рецидивов в период адаптации к условиям детского сада. Объект исследования:дети младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада. Предмет исследования:Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада. Цель исследования - исследовать процесс психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада. Задачи исследования: 1. Проанализировать имеющиеся научные данныеотносительно проблемы психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада; 2. Выявить психологические особенности детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы. 3. Провести исследование с целью получения данных об успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы. 4. Сделать подборку рекомендаций родителям детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы нуждающихся в дальнейшем психолого-педагогическом сопровождении. Гипотеза исследования: Интенсивность и продолжительность адаптации детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС к условиям детского сада зависит от специфики и эффективности психолого-педагогического сопровождения. Спецификой психолого-педагогического сопровождения детей с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада является не воздействие на детей специалистами детского сада в процессе сопровождения, а взаимодействие с ними [20]. Такое психолого-педагогическое сопровождение основано на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [2]. Психолого-педагогического сопровождения детей с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада осуществляется по определённым направлениям: 1) профилактика; 2) диагностика; 3) консультирование; 4) развивающее направление; 5) мониторинг. Методы исследования: 1) теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; 2) биографические методы (изучение личных дел детей младшего дошкольного возраста, анамнестические данные, интервью с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения); 3) метод тестирования (анкетирование по методике Л.В.Макшанцевой [54];тестирование по методике В. Н. Меркуловой и Л. Г.Самоходкиной [55]); База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех». В исследовании приняли участие 40 детей 2-3 лет, которые недавно поступили в две первые младшие группы детского сада. Выборка была уравнена по возрасту (2-2,5 года). Первая группа – экспериментальная, в её состав вошли 19 детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС. Вторая группа – контрольная, в её состав вошёл 21 ребёнок младшего дошкольного возраста без перинатального поражения ЦНС. Организация исследования осуществлялась в несколько этапов. I этап (июль – август 2016) – изучение зарубежной и отечественной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследованияпсихолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного-возраста с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада; выбор экспериментальной группы; методическое обеспечение экспериментального исследования. II этап (сентябрь 2016) – организация и проведение эмпирического исследованияпсихолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного-возраста с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада; сбор и первичная обработка полученных данных. III этап (октябрь – ноябрь 2016) - анализ и интерпретация данных эмпирического исследования психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного-возраста с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада. Практическая значимость исследования заключается: - в разработке перспективного плана комплексного психолого- педагогического сопровождения детеймладшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС с разным уровнем адаптации к условиям детского сада; - в подборке методических рекомендаций для родителей детей младшего дошкольного возраста, нуждающихся в последующем психолого-педагогическом сопровождении.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3 Глава I. Теоретический анализ литературы по психолого-педагогическому сопровождению детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада……………………………………………………………8 1.1Адаптация детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы ……………………………………....8 1.2 Характеристика степеней адаптации детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы…………………14 1.3Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада…………………………………………….19 Глава II. Исследование психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада………………………………………………………………………………….25 2.1Организация и методыэмпирического исследования……………………….25 2.2Сравнительный анализпсихолого – педагогической диагностики развития детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада……………………………………………………………………..………........35 2.3.Разработка модели психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС на основании результатов эмпирического исследования………………………...…40 Заключение………………………………………………………………….……..45 Список источников информации……………………………………………….49 Приложение 1…………………………………………………………………...…54 Приложение 2……………………………………………………………………...56 Приложение 3…………………………………………………………………...…57 Приложение 4……………………………………………………………………...60 Приложение 5…………………………………………………………………...…72
Список литературы

I. Нормативно правовые акты: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 03.07.2016)"Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) . Ст. 5, СПС «Консультант Плюс» 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"// Российская газета – 25.11.2013. – №6241 (265) II. Учебная и монографическая литература: 3. Аванесян Л. Р. Консультативная психология: программа и методические рекомендации /Л. Р. Аванесян. – Владимир, 2012. – 55 с. 4. Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие.-Иркутск, 2001. – 189 с. 5. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст] : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.К. Куренкова – М.: Академия, 2012. – 208 с. 6. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236с. 7. Буторин Г.Г. Клинические и клинико-динамические проблемы детской и подростковой невропатии / Г.Г. Буторин, Н.Е. Буторина. — Челябинск: Изд-во Сити-Принт, 2015. — 252 с. 8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003. – 240 с. 9. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с. 10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. [Текст] / Л.С. Выготский. – Т.4. Детская психология – М.: Книга по Требованию, 2013. – 432с. 11. Гуров В.Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении. - Ставрополь, 1999. – 198 с. 12. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2006. – 128с. 13. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1-3 лет с проблемами в развитии / Т.Б. Кротова, О.А. Минина, А.В. Можейко и др. – М.: Аркти, 2014. – 40 с. 14. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: Каро, 2005. – 64 с. 15. Евстратова Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003. – 80 с. 16. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 197с. 17. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие - М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с. 18. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985. – 112 с. 19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001. – 416 с. 20. Кокуева Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка в детском саду: методическое пособие. – М.: Педагогическая литература, 2011. – 112с. 21. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2001. – 253 с. 22. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. - М.: Генезис, 2000. – 123с. 23. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград: Учитель,2012. – 127 с. 24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М.: Academia, 2004. – 352 с. 25. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1974. – 359с. 26. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. М.: просвещение, 2010. – 319 с. 27. Микиртумов Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный. — СПб.: Питер. — 2001. – 256 с. 28. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 2006. –214 с. 29. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие [Текст] / Е.А. Стребелева, Г.а. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : Просвещение, 2014. – 182 с. 30. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ.ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – Спб.: Каро, 2015. – 112 с. 31. Реан А.А. Кудашев, А.Р., Баранов, А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Медицинская пресса, 2002. – 325 с. 32. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72 с. 33. Специальное и инклюзивное образование в детском саду. Сборник материалов из опыта / Н.В. Нищева. – Спб.: Детство-пресс, 2015. – 240 с. 34. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А. Сухомлинский –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
Отрывок из работы

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 1.1 Адаптация детей младшего дошкольного с перинатальным поражением ЦНС к условиям детского сада к условиям детского сада При поступлении в детский сад дети младшего дошкольного возраста испытывают сильный стресс. Это неудивительно, ведь ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно. Немаловажный психотравмирующий факт - это разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. В период адаптации дети младшего дошкольного возраста испытывают тревогу, неуверенность, незащищенность, к которому примешивается чувство покинутости, брошенности. Адаптация – (от лат. adaptare — приспособлять) приспособление, привыкание организма к новым условиям. Одно из ключевых понятий в современной психологии. Подразумевает психическое здоровье личности, гармонию человека с самим собой и окружающим миром. [38] Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста, в том числе детей с перинатальным поражением ЦНС, остается практически неразработанной. До сих пор специально не изучалось, как происходит включение маленького ребенка с перинатальным поражением ЦНС в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС и каковы способы установления контакта со взрослыми. Причины, приводящие к перинатальному поражению ЦНС могут быть разные: - гипоксия плода (кислородное голодание); - механические повреждения во время родов тканей головного и спинного мозга; - применение во время беременности лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя, никотина; - перенесённые инфекционные заболевания матери во время беременности. Неблагоприятные воздействия в ранние сроки онтогенеза могут явиться причиной возникновения пороков развития, детского церебрального паралича и умственной отсталости, других заболеваний нервной системы. Воздействие патогенных факторов на плод в поздние сроки беременности обусловливает отклонение формирования высших корковых функций [4]. Нарушения внутриутробного развития плода вследствие, прежде всего, хронической внутриутробной гипоксии, увеличивают риск перинатального поражения ЦНС. И если в первом полугодии жизни нарушения со стороны нервной системы имеют медицинский характер, то в дальнейшем они приобретают социальную окраску, представляя угрозу физическому и психическому здоровью [41].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg