Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД АДАПТПЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

arina_pal 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.03.2018
Проведённое исследование было направлено на организацию психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада. В ходе работы были выполнены все поставленные задачи. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить факторы, влияющие на эффективное психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада.
Введение

Актуальность: Неблагоприятные воздействия в ранние сроки онтогенеза могут явиться причиной возникновения пороков развития, детского церебрального паралича и умственной отсталости, других заболеваний нервной системы. Воздействие патогенных факторов на плод в поздние сроки беременности обусловливает отклонение формирования высших корковых функций [40]. В настоящее время увеличение количества детей с перинатальным поражением центральной нервной системы (далее ЦНС) является одной из актуальных проблем общества. К сожалению, по данным Российской академии наук в настоящее время рождается около 80% детей с отклонениями в развитии [39, с.3]. Именно поэтому очень многое зависит от эффективного психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условия детского сада, что впоследствии поможет грамотно выстроить дальнейшее психолого – педагогическое сопровождение в образовательном процессе, в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения. С возникновением и улучшением репродуктивных, плодосберегающих и неонатальных технологий наблюдается учащение рождения детей с перинатальной патологией. Кроме того, и сами технологии могут становиться источниками рождения детей с инвалидизирующей патологией [41]. Причины и степень тяжести перинатальных поражений ЦНС у детей младшего дошкольного возраста могут быть разными, но, к глубокому сожалению, некоторые последствия приобретают необратимый характер.У детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС средней степени тяжести могут возникнуть проблемы в период адаптации к условиям детского сада. Период адаптации человека к новым условиям жизни всегда сопровождается стрессовым состоянием и дети младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС не исключение. В период адаптации к условиям детского сада, большинство родителей детей с перинатальным поражением ЦНС очень болезненно реагируют на то, как примут его ребёнка в новом коллективе; как часто ребёнок будет болеть и родители вынуждены будут брать больничный по уходу за ребёнком. Их переживания вполне обоснованы, так как у большинства детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада часто появляются: нарушение поведения, гиперактивность, астенический синдром, дезадаптация, нарушение вегетативно-висцеральных функций. В мировой теории и практикепроблему социальной адаптации детей рассматривали известные педагоги и психологиЛ.С. Выготский, Э. Эриксон, А. Фрейд, К. Корни. В современных исследованиях с изучением психолого – педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада можно ознакомиться в трудах отечечественных психологов и психотерапевтов А.И. Захарова, А.Я. Варги, А.С. Спиваковской [23]. Причины и последствия перинатального поражения центральной нервной системы у детейописаны И.А. Логиновой, Ю.И.Барашневым, Н.Н.Володиным [40].К сожалению, несмотря на многочисленные исследования [27], недостаточно изученным остается вопрос влияния перинатального поражения ЦНС на последующее психическое развитие ребёнка в раннем возрастном периоде. Наблюдение, диагностика и терапия детей до 3-х лет с указанной патологией осуществляется преимущественно педиатрами с учетом диагностических критериев специальности. Как следствие, нередко недостаточное понимание механизмов возникновения нервно-психических нарушений на данном этапе онтогенеза, их трактовка с соматологической позиции и малоэффективная терапия. Независимо от степени тяжести перинатального поражения ЦНС у детей младшего дошкольного возраста, при поступлении в детский сад такие дети попадают в группу риска. Дети выше указанной группы при поступлении в детский сад чаще болеют, поэтому посещают детский сад не регулярно, что является одной из причин дезадаптации ребёнка с перинатальным поражением ЦНС к детскому коллективу. Дезадаптация, в свою очередь, может привести к нарушению психофизического состояния ребёнка ив дальнейшем, как показывает практика,таким детям рекомендуют пройти психолого-медико-педагогическую комиссию для определения дальнейшей программы обучения для детей особыми образовательными потребностями. Грамотно выстроенное психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада способствует не только успешной социальной адаптации ребёнка, но и раннему выявлению детей с особыми образовательными потребностями, позволяет избежать рецидивов в период адаптации к условиям детского сада. Объект исследования:дети младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада. Предмет исследования:Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада. Цель исследования - исследовать процесс психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада. Задачи исследования: 1. Проанализировать имеющиеся научные данныеотносительно проблемы психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада; 2. Выявить психологические особенности детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы. 3. Провести исследование с целью получения данных об успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы. 4. Сделать подборку рекомендаций родителям детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы нуждающихся в дальнейшем психолого-педагогическом сопровождении. Гипотеза исследования: Интенсивность и продолжительность адаптации детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС к условиям детского сада зависит от специфики и эффективности психолого-педагогического сопровождения. Спецификой психолого-педагогического сопровождения детей с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада является не воздействие на детей специалистами детского сада в процессе сопровождения, а взаимодействие с ними [20]. Такое психолого-педагогическое сопровождение основано на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [2]. Психолого-педагогического сопровождения детей с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада осуществляется по определённым направлениям: 1) профилактика; 2) диагностика; 3) консультирование; 4) развивающее направление; 5) мониторинг. Методы исследования: 1) теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; 2) биографические методы (изучение личных дел детей младшего дошкольного возраста, анамнестические данные, интервью с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения); 3) метод тестирования (анкетирование по методике Л.В.Макшанцевой [54];тестирование по методике В. Н. Меркуловой и Л. Г.Самоходкиной [55]); База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех». В исследовании приняли участие 40 детей 2-3 лет, которые недавно поступили в две первые младшие группы детского сада. Выборка была уравнена по возрасту (2-2,5 года). Первая группа – экспериментальная, в её состав вошли 19 детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС. Вторая группа – контрольная, в её состав вошёл 21 ребёнок младшего дошкольного возраста без перинатального поражения ЦНС. Организация исследования осуществлялась в несколько этапов. I этап (июль – август 2016) – изучение зарубежной и отечественной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследованияпсихолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного-возраста с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада; выбор экспериментальной группы; методическое обеспечение экспериментального исследования. II этап (сентябрь 2016) – организация и проведение эмпирического исследованияпсихолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного-возраста с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада; сбор и первичная обработка полученных данных. III этап (октябрь – ноябрь 2016) - анализ и интерпретация данных эмпирического исследования психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного-возраста с перинатальным поражением ЦНС в период адаптации к условиям детского сада. Практическая значимость исследования заключается: - в разработке перспективного плана комплексного психолого- педагогического сопровождения детеймладшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС с разным уровнем адаптации к условиям детского сада; - в подборке методических рекомендаций для родителей детей младшего дошкольного возраста, нуждающихся в последующем психолого-педагогическом сопровождении.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3 Глава I. Теоретический анализ литературы по психолого-педагогическому сопровождению детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада……………………………………………………………8 1.1Адаптация детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы ……………………………………....8 1.2 Характеристика степеней адаптации детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы…………………14 1.3Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада…………………………………………….19 Глава II. Исследование психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы в период адаптации к условиям детского сада………………………………………………………………………………….25 2.1Организация и методыэмпирического исследования……………………….25 2.2Сравнительный анализпсихолого – педагогической диагностики развития детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада……………………………………………………………………..………........35 2.3.Разработка модели психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС на основании результатов эмпирического исследования………………………...…40 Заключение………………………………………………………………….……..45 Список источников информации……………………………………………….49 Приложение 1…………………………………………………………………...…54 Приложение 2……………………………………………………………………...56 Приложение 3…………………………………………………………………...…57 Приложение 4……………………………………………………………………...60 Приложение 5…………………………………………………………………...…72
Список литературы

I. Нормативно правовые акты: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 03.07.2016)"Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) . Ст. 5, СПС «Консультант Плюс» 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"// Российская газета – 25.11.2013. – №6241 (265) II. Учебная и монографическая литература: 3. Аванесян Л. Р. Консультативная психология: программа и методические рекомендации /Л. Р. Аванесян. – Владимир, 2012. – 55 с. 4. Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие.-Иркутск, 2001. – 189 с. 5. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст] : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.К. Куренкова – М.: Академия, 2012. – 208 с. 6. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236с. 7. Буторин Г.Г. Клинические и клинико-динамические проблемы детской и подростковой невропатии / Г.Г. Буторин, Н.Е. Буторина. — Челябинск: Изд-во Сити-Принт, 2015. — 252 с. 8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003. – 240 с. 9. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с. 10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. [Текст] / Л.С. Выготский. – Т.4. Детская психология – М.: Книга по Требованию, 2013. – 432с. 11. Гуров В.Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении. - Ставрополь, 1999. – 198 с. 12. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2006. – 128с. 13. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1-3 лет с проблемами в развитии / Т.Б. Кротова, О.А. Минина, А.В. Можейко и др. – М.: Аркти, 2014. – 40 с. 14. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: Каро, 2005. – 64 с. 15. Евстратова Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003. – 80 с. 16. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 197с. 17. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие - М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с. 18. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985. – 112 с. 19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001. – 416 с. 20. Кокуева Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка в детском саду: методическое пособие. – М.: Педагогическая литература, 2011. – 112с. 21. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2001. – 253 с. 22. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. - М.: Генезис, 2000. – 123с. 23. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград: Учитель,2012. – 127 с. 24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М.: Academia, 2004. – 352 с. 25. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1974. – 359с. 26. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. М.: просвещение, 2010. – 319 с. 27. Микиртумов Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный. — СПб.: Питер. — 2001. – 256 с. 28. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 2006. –214 с. 29. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие [Текст] / Е.А. Стребелева, Г.а. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : Просвещение, 2014. – 182 с. 30. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ.ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – Спб.: Каро, 2015. – 112 с. 31. Реан А.А. Кудашев, А.Р., Баранов, А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Медицинская пресса, 2002. – 325 с. 32. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72 с. 33. Специальное и инклюзивное образование в детском саду. Сборник материалов из опыта / Н.В. Нищева. – Спб.: Детство-пресс, 2015. – 240 с. 34. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А. Сухомлинский –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
Отрывок из работы

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 1.1 Адаптация детей младшего дошкольного с перинатальным поражением ЦНС к условиям детского сада к условиям детского сада При поступлении в детский сад дети младшего дошкольного возраста испытывают сильный стресс. Это неудивительно, ведь ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно. Немаловажный психотравмирующий факт - это разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. В период адаптации дети младшего дошкольного возраста испытывают тревогу, неуверенность, незащищенность, к которому примешивается чувство покинутости, брошенности. Адаптация – (от лат. adaptare — приспособлять) приспособление, привыкание организма к новым условиям. Одно из ключевых понятий в современной психологии. Подразумевает психическое здоровье личности, гармонию человека с самим собой и окружающим миром. [38] Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста, в том числе детей с перинатальным поражением ЦНС, остается практически неразработанной. До сих пор специально не изучалось, как происходит включение маленького ребенка с перинатальным поражением ЦНС в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС и каковы способы установления контакта со взрослыми. Причины, приводящие к перинатальному поражению ЦНС могут быть разные: - гипоксия плода (кислородное голодание); - механические повреждения во время родов тканей головного и спинного мозга; - применение во время беременности лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя, никотина; - перенесённые инфекционные заболевания матери во время беременности. Неблагоприятные воздействия в ранние сроки онтогенеза могут явиться причиной возникновения пороков развития, детского церебрального паралича и умственной отсталости, других заболеваний нервной системы. Воздействие патогенных факторов на плод в поздние сроки беременности обусловливает отклонение формирования высших корковых функций [4]. Нарушения внутриутробного развития плода вследствие, прежде всего, хронической внутриутробной гипоксии, увеличивают риск перинатального поражения ЦНС. И если в первом полугодии жизни нарушения со стороны нервной системы имеют медицинский характер, то в дальнейшем они приобретают социальную окраску, представляя угрозу физическому и психическому здоровью [41].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Решение задач, Микро-, макроэкономика, 1 страница
50 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Психология, 48 страниц
280 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 46 страниц
240 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 49 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Экономика предприятия, 32 страницы
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg