Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование конструктивных способов поведения подростка в конфликте

arina_pal 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.03.2018
В рамках исследования нами была затронута проблема овладения в подростковом возрасте конструктивными способами поведения в конфликтных ситуациях. Подростковый возраст, являясь переломным моментом в становлении конфликтной компетентности, особенно чувствителен к формированию моделей поведения в конфликтных ситуациях. В этой связи нами была поставлена цель выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования конструктивных способов поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Введение

Актуальность исследования. В научной литературе проблеме конфликтов и их разрешения посвящено много исследований, направленных на изучение различных аспектов данного вопроса. Однако очевидна разрозненность представлений о конфликте, отсутствие единого основания его изучения, которое позволяло бы получить целостную картину проблемы конфликта. Подростковый возраст является наиболее сложным, противоречивым и потому наиболее конфликтным. Необходимость проводимых исследований в данной магистерской диссертации обусловлена реалиями современного общества, в котором очевидна тенденция к усилению конфликтности. Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно разрешать конфликтные ситуации является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтах складываются на ранних этапах становления личности, в частности в подростковом возрасте. Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания. В этой связи актуальна проблема овладения конструктивными способами поведения в конфликтных ситуациях, особенно в подростковом возрасте. Являясь переломным моментом в становлении конфликтной компетентности, данный период особенно чувствителен к формированию моделей поведения в конфликтных ситуациях. Межличностное взаимодействие в ситуациях конфликта вызывает затруднения у подростков, в их отношениях преобладают деструктивные тенденции. Зачастую вместо анализа проблемы и поиска оптимальных путей ее решения подросток пытается интенсивным способом повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к эскалации конфликта или наоборот – уходу от его разрешения. Связано это, в том числе, с недостатком знаний о конфликте, возможных стратегиях ведения конфликта, а также в целом низким уровнем социальной компетентности. Цельисследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования конструктивных способов поведения в конфликте в подростковом возрасте. Объектисследования - поведение подростка в конфликтной ситуации. Предметисследования - формирование конструктивных способов поведения в конфликте в подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга. Гипотезыисследования: - поведение личности в конфликте имеет возрастно-половые особенности, проявляющиеся в выборе способов поведения в конфликтной ситуации. - формирование конструктивных способов поведения в конфликте в подростковом возрасте возможно посредством социально-психологического тренинга. В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены следующие задачиисследования: - проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы поведения личности в конфликте в психолого-педагогической литературе; - рассмотреть виды, компоненты, содержательные характеристики конфликта; - определить особенности поведения подростка и преобладающие способы разрешения конфликтных ситуаций; - разработать и апробировать социально-психологического тренинг, направленный на формирование у подростков конструктивных способов поведения в конфликте. Теоретико-методологической основой нашего исследования выступили фундаментальные положения отечественной психологической и педагогической науки. В работе использован комплекс следующих методов, подобранных адекватно цели, предмету и задачам исследования: - теоретические методы: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по психологии и другим смежным областям исследуемой проблематики, их обобщение и синтез, а также теоретическое обобщение данных экспериментального исследования; - экспериментальные методы: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент; - эмпирические методы: опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте», методика «q-сортировка» В. Стефансона, опросник агрессивных и враждебных реакций Басса - Дарки, количественный и качественный анализ результатов исследования. Научнаяновизна представленного исследования состоит в том, что: - определены условия влияющие на изменение преобладающих способов поведения в конфликте в подростковом возрасте; - подтверждена эффективность социально – психологического тренинга как метода формирования конструктивных способов поведения в конфликте в подростковом возрасте. Теоретическаязначимость исследования заключается в том, что: - обобщены основные подходы психологии к феноменологии межличностного конфликта; - конкретизированы представления об особенностях подростковой конфликтности и преобладающих способах поведения подростков в конфликте. Практическаязначимость исследования заключается в том, что разработанный социально – психологический тренинг может использоваться для целей формирования конструктивных способов поведения в конфликте в подростковом возрасте. Положения, выносимыеназащиту: - особенности поведения личности в конфликте определяются возрастом и половой принадлежностью; - в младшей подростковой группе среди мальчиков преобладающими стратегиями поведения в конфликте являются «Избегание» и «Компромисс»; - в младшей подростковой группе среди девочек преобладающими стратегиями поведения в конфликте являются «Избегание» и «Уступка»; - в старшей подростковой группе среди мальчиков преобладающими стратегиями поведения в конфликте являются «Соперничество» и «Компромисс»; - в старшей подростковой группе среди девочек преобладающими стратегиями поведения в конфликте являются «Избегание» и «Компромисс»; - формирования способов поведения в конфликте в подростковом возрасте возможно посредством социально – психологического тренинга; Надежность результатов и достоверность выводов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, адекватным применением процедур описательной и математической статистики при обработке эмпирических данных, достаточным объемом экспериментальной выборки и измеряемых показателей, а также непротиворечивостью промежуточных и основных результатов и выводов.
Содержание

Введение……………………………………………………………………… Глава1. Поведение подростка в конфликте как объект психолого-педагогических исследований………………………………………………. 1.1. Теоретические подходы к изучению проблемы поведения личности в конфликте в психолого-педагогической литературе……….. 1.2. Виды, компоненты, содержательные характеристики конфликта…………………………………………………………………….. 1.3. Особенности поведения подростка в конфликтной ситуации Выводы по 1 главе…………………………………………………… Глава2. Формирование конструктивных способов поведения подростка в конфликте …………………………………………………………………. 2.1. Основные способы поведения в конфликте ………………….. 2.2. Социально-психологический тренинг как средство формирования конструктивных способов поведения подростка в конфликте ………………………….………………………………………. Выводы по 2 главе………………………..…………………………. Глава3. Эмпирическое исследование формирования конструктивных способов поведения в конфликте в подростковом возрасте средствами социально-психологического тренинга…………………………………… 3.1. Организация и методы исследования …………………………. 3.2.Анализ результатов констатирующего этапа исследования 3.3. Анализ результатов формирующего этапа исследования……. Выводы по 3 главе………………………………………………….. Заключение…………………………………………………………………… Список литературы………………………………………………………….
Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности / К.А. Абульханова - Славская // Психологический журнал. - 1989. - № 1. - С. 24-30. 2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: «Аспект - Пресс», 1997 – 312 с. 3. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы : учеб. Пособие / В. С. Агеев; МГУ. – М.: Просвещение, 1990. - 239 с. 4. Алексеева, А.И. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации: Дис. ...канд. психол. наук. - : 22 00 04 : защищена 12.03.83 : утв. 23.03.89 / Алесеева Анастасия Ивановна. - Л., 1983. - 167 с. 5. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология : учебник для вузов / А.Я. Анцупов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с 6. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов : учеб. Пособие/ В.И. Андреев. – М.: «Народное образование». - 1995. - 128 с. 7. Антропова, А.В. Взаимосвязь типов реагирования в конфликтных ситуация с субъективными представлениями причин этих конфликтов у подростков / А.В. Антропова; Международный студенческий научный вестник. - № 5-1. – Пенза. : ООО «Информационно-технический отдел Академии Естествознания», 2016.- С.120-121. 8. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности : учебное пособие / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Речь, 2007. –144 с. 9. Барановская, А.В. Связь выбора стратегии поведения в конфликте у подростков старшего школьного возраста с гендерной идентичностью / А.В. Барановская; Вестник Псковского государственного университета. Серия психолого – педагогические науки. – Вып. 3. – Псков. : Псковский государственный университет, 2016. С. 84-88. 10. Выготский Л.C. Педология подростка. Собрание сочинений : В 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1984. – 4 т. - 432 с. 11. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2000. - 224 с. 12. Гришина, Н.В. Психология конфликта: учебник для вузов / Н.В. Гришина - СПб.: Питер, 2006. - 464 с. 13. Гиляров Е.М. Конфликтология : учеб. Пособие / Е.М. Гиляров. - Домодедово: РИПК МВД РФ, - 32 с. 14. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей / Т.Г. Григорьева. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. - 171 с. 15. Гусева, А.С. Педагогический конфликт: теория и технология : учебное пособие / А.С. Гусева. - М.: Педагогический центр, 2007. - 314 с. 16. Ганеева, А. А. Особенности психических состояний подростка в ситуации конфликта в зависимости отсоциально-психологического типа личности :дис. …канд. психол. наук. 19.00.07 – Самара, 2013. – 183 с. 17. Ганеева, А. А. Влияние социально-психологического типа личности на особенности проявления психических состояний подростков в конфликтных ситуациях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 14. – № 2. – Самара : СНЦ РАН, 2012. – С. 653–656. 18. Мензул, Е. В. Психолого-педагогические условия объективизации оценки психических состояний школьников в учебной деятельности :дис. …канд. психол. наук. – Самара, 2008. – 224 с. 19. Ганеева, А. А. Рекомендации практическому психологу при работе с педагогами и родителями подростков в ситуации конфликта : метод. Рекомендации. – Уфа : УЮИ МВД России, 2012. – 38 с. 20. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. - 1992. - № 2. - С. 25-38. 21. Ершов A.A. Взгляд психолога на активность человека : учеб. Пособие / А.А. Ершов. - М.: Педагогика, 2001. - 147 с. 22. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге : учеб.пособие / Е.В. Емельянова. - СПб.: Речь, 2012. – 204 с. 23. Журавлев, В.И. Особенности педагогической конфликтологии : учебное пособие / В.И. Журавлев. - М.: Речь, 2005. – 264 с. 24. Здравомыслов, Л. Г. Социология конфликта : учебное пособие / Л.Г. Здравомыслов. - М.: Аспект - Пресс, 1996. - 317 с. 25. Золотова, Т. В. Формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков: дис. …канд. психол. Наук : 22 00 04 : защищена 13.03.13 : утв. 24.06.13 / Золотова Татьяна Валентиновна. – Тула, 2005. – 240 с. 26. Кибанов, А.Я., Ворожейкин И.Е. Конфликтология : учебное пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Аспект - Пресс, 2006. - 365 с. 27. Ковалев, А.Г. Конфликты в коллективе и пути их преодоления / А.Г. Ковалева // Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - 1998. - № 10. - С. 129-148. 28. Козлов, A.C. Регулирование и разрешение конфликтов: стратегии, подходы и индивидуальные стили / А.С. Козлов // Прикладная психология. - 1999. - № 5. - С. 1 -23. 29. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : учеб.пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: Издательство УРАО, 2006. - 176 с. 30. Леонов, Н.И. Психология конфликтного поведения : дис. ...докт. психол. наук. : 22 00 04 : защищена 13.03.01 : утв. 24.03.013 / Леонов Николай иванович. – Ярославль., 2001. – 415 с. 31. Лозовцева, В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками / В.Н. Лозовцева // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - 1996. - № 3. - С. 26-39. 32. Митина, Л. M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) : учеб.пособие / Л.М. Митина. - М.: «Дело», 2004. - 216 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Поведение подростка в конфликте как объект психолого-педагогических исследований 1.1.Теоретические подходы к изучению проблемы поведения личности в конфликте в психолого-педагогической литературе Разнообразие психолого – педагогической литературы, посвящённой проблеме поведения личности в конфликте, свидетельствует о наличии устойчивого интереса исследователей к данной проблеме. Анализ указанной литературы показал нам, что практически каждая психологическая система отличается отношением к конфликту. Нами выявлено, что в данный момент в психолого – педагогической литературе сформировались несколько подходов к проблеме поведения личности в конфликте. В настоящем исследовании мы хотели бы осветить три основных подхода к проблеме поведения личности в конфликте, выведенных Н.В. Гришиной - психодинамический, ситуационный и когнитивный. Психодинамический подход. Согласно позиции Л. Хьелла и Д. Зиглера примером данного подхода является психоаналитическая теория. Так, конфликт зарождается в силу взаимодействия между инстинктами, мотивами и влечениями, конкурирующими друг с другом за главенство в регуляции появления человека. Основоположником данного направления является 3. Фрейд. Согласно его концепции причиной большинства межличностных конфликтов являются конфликты психологические – конфликты, выражающиеся в столкновении разнонаправленных влечений, принципов, стремлений. Для психоанализа указанные конфликты являются первичными[47, с. 142]. В соответствии с психодинамическим подходом, конфликты, не разрешенные в детстве, потенциально чреваты патологией поведения в более зрелом возрасте. Таким образом поведение человека детерминируется сков первую очередь его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией: неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека [47, с. 151]. Позиция К. Хорни отличается от позиции З. Фрейда, она не считает, что склонность человека к конфликту биологически предопределена. Главной причиной конфликтов, по её мнению, является тревога и те защиты, которые выстраиваются, что бы с ней справится. К. Хорни считает, что та культура и социальная среда которая окружает человека и порождает тревожность, т.е. неврозы генерируются образуются в результате нарушением равновесия в человеческих отношениях. В силу влияния базисного чувства тревожности, человек вырабатывает определенные стратегии в поведении, которые в последствии преобразуются в черты характера и становятся потребностями. К. Хорни выделила три группы таких потребностей - «движение к людям», «движение против людей», «движение от людей». По ее мнению они являются невротическими в силу иррациональности решения проблемы. Еще сильнее от позиции З.Ф. отличается позиция Э. Эриксона. По его мнению любой личный или социальный кризис, это вызов, который ведет к личностному росту. Залогом развития здоровой личности является успешное разрешение возникающих кризисов на каждом возрастном этапе [51].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg