Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические особенности выбора будущей профессии у старших школьников

hasanova_v 700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2016
Написана для студента МарГУ, специализации педагогика и психология. Защищена на 5. В работе исследованы особенности выбора будущей профессии старшими школьниками, сделаны выводы. Работа выложена не полностью, только после оплаты. РАБОТА ВЫЛОЖЕНА НЕ ДО КОНЦА, ЕСЛИ БУДЕТЕ ЗАКАЗЫВАТЬ, ОТПРАВЛЮ ПОЛНОСТЬЮ
Введение

Введение Актуальность. Нестабильная экономическая и социально-политическая ситуация в современном российском обществе, постоянно меняющиеся условия жизни каждого человека, многообразие идеологических установок, плюрализм мнений, политических пристрастий требуют от него постоянного самоопределения, профессионального определения. Носителями тех или иных установок, мнений, ценностей являются конкретные члены об¬щества, которые в то же время выступают в качестве родителей, учителей, наставников, друзей и т.д. Каждый человек вынужден определять свое отношение не только к процессам, происходящим в обществе и в его собственной жизни, но и к своему непосредственному окружению - той общности, к которой он принадлежит. Он должен уметь отстаивать собственные ценности, брать на себя ответственность за реализацию их в своей жизнедеятельности, т. е. выстраивать свою позицию. Молодые люди, оканчивающие школу и вступающие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к разрешению этой задачи. Выбор молодыми людьми будущей профессии происходит зачастую стихийно, под влиянием случайных, сиюминутных факторов и условий. Это связано, прежде всего, с недостаточным осознанием и пониманием старшими школьниками собственных целей и ценностей, неспособностью прогнозировать связь профессиональной деятельности с качеством жизни и самочувствием. А ведь именно профессия может доставить человеку истинную радость, удовольствие и удовлетворение, поэтому исследование считаем актуальным. В настоящие время процесс выбора будущей профессии у учащихся старших классов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, социологи, педагоги и т.д. вскрывают различные особенности этого процесса, изучают трудности, с которыми приходится сталкиваться молодым людям при выборе будущей профессии. В частности отметим некоторых авторов, исследования которых использовались для написания работы, а именно: И.С. Арона, А.В. Батаршева, Б.С. Волкова, А.Г. Грецова, К.М. Гуревич, Е.П. Ильина, Л.М. Митину, В.Е. Новаторова, Е.Н. Прощицкую, И.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжникову, А.А. Реана, М.Н. Руткевич, В.И. Степанского, Э.Э. Сыманюк, Ю.В. Тющева, О.Г. Филимонову, И.А. Шмелеву и др. Кроме учебной литературы использовались статьи из журналов, в частности: «Вестник Московского университета» (Т.М. Буякас, Н.Н. Зотова, О.Г. Носкова), «Школьный психолог» (Е. Вострикова, М. Новак, Г. Резапкина), «Школа и производство» (С.В. Дармодехин), «Психологический журнал» (А.Л. Журавлев), «Начальная школа» (Г.В. Зулунова), «Народное образование» (А. Крицкий, О. Овчинникова), «Воспитание школьников» (Е.А. Лапшина) и другие. Объект данного исследования: психологические особенности выбора будущей профессии в старшем школьном возрасте. Предмет исследования: процесс выбора будущей профессии старшими школьниками. Гипотеза исследования: основана на предположении, что на выбор будущей профессии старшеклассниками влияет степень соответствия предпочитаемой сферы профессиональной деятельности профессионально-ориентированному типу личности. Цель исследования: изучить психологические особенности выбора будущей профессии учащимися старших классов. Задачи исследования: 1. Обосновать особенности выбора будущей профессии учащимися старшего школьного возраста. 2. Рассмотреть методы профориентационной работы с учащимися старшего школьного возраста 3. Провести исследование психологических особенностей выбора будущей профессии учащимися старших классов. Методы исследования: 1. методы организации исследования: метод поперечных срезов; 2. методы сбора данных: тесты-опросники; 3) методы обработки данных: статистический метод. Обработка количественных данных проводилась с помощью программы Microsoft Excell 2007 и пакета прикладных программ «GWBASIC.EXE» «STATOBRA.BAS». Методики диагностики: 1. Методика диагностики профессиональных интересов (Л.А. Йовайши); 2. Методика диагностики профессионально-ориентированного типа личности (Д. Холланда). База исследования: МКОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Санчурск. Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что данное исследование конкретизирует теоретико-методологические подходы по проблеме выбора профессии и профессионального развития, углубляет научное понимание проблемы выбора будущей профессии учащимися старшего школьного возраста, расширяет представление об особенностях организации и методов профориентационной работы с учащимися старшего школьного возраста. Практическая значимость исследования: заключается в том, что нами проводилось исследование психологических особенностей выбора будущей профессии учащимися старшего школьного возраста, результаты которых позволили определить у старшеклассников степень соответствия предпочитаемой сферы профессиональной деятельности профессионально-ориентированному типу личности, а также определить их профессиональную ориентированность. Эти результаты могут быть применены специалистами, работающими с учащимися при подготовке их к выбору будущей профессии. Структура работы: представлена введением, двумя главами исследования: теоретической и практической, заключением, списком используемых источников и приложениями. Общий объем работы составил – 79 страниц печатного текста. Список используемой литературы включает 51 источник. Работа проиллюстрирована 8 таблицами и 4 рисунками.
Содержание

Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей выбора будущей профессии старшими школьниками…………………………….....7 1.1. Теоретико-методологические подходы к проблеме выбора профессии и профессионального развития…………………………………………..………...7 1.2. Особенности выбора будущей профессии учащимися старшего школьного возраста………………………………………………………..…….18 1.3. Организация и методы профориентационной работы с учащимися старшего школьного возраста……………………………………………..……34 Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей выбора профессии старшими школьниками……………………………………………………...49 2.1. Особенности проведения и организация исследования……………….…49 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования……………………….52 2.3. Рекомендации для старшеклассников по профессиональному самовоспитанию в процессе выбора будущей профессии……………………65 Заключение……………………………………………………………...………71 Список используемых источников…………………………………………..75 Приложения
Список литературы

Список используемых источников 1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А.Абдульханова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с. 2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. В 2-х томах. Т.1. – Издание Санкт-Петербургского университета, 2007. – 450 с. 3. Батаршев, А.В. Диагностика профессионально важных качеств / А.В. Батаршев. – СПб.: Питер-Пресс, 2007. – 186 с. 4. Буякас, Т.М. Становление стойкого интереса к профессиональной деятельности / Т.М. Буякас // Вестник Московского ун-та. – 2010. - №2. – С.75-82. 5. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации: учебное пособие для вузов / Б.С.Волков. – М.: Академический проект, 2007. – 331 с. 6. Вострикова, Е. Дорога в страну профессий / Е.Вострикова // Школьный психолог. – 2009. - №2 (января). – С.42-45. 7. Грецов, А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога / А.Г.Грецов. – СПб.: Питер-Пресс, 2008. – 216 с. 8. Гуревич, К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: избранные труды / К.М.Гуревич. – СПб.: Питер-Пресс, 2008. – 335 с. 9. Дармодехин, С.В. Службы учебной и профессиональной ориентации учащихся в развитых странах: состояние и проблемы / С.В.Дармодехин // Школа и производство. – 1994. - №1. – С.13-16. 10. Журавлев, А.Л. Отечественная социальная психология труда: некоторые тенденции развития / А.Л.Журавлев // Психологический журнал. – 2010. - №6. – С.18-29. 11. Зотова, Н.Н. Происхождение ошибок старшеклассников при выборе профессии и возможность их профилактики / Н.Н.Зотова // Вестник Московского ун-та. – 2010. - №2. – С.102-110. 12. Зулунова, Г.В. Профессиональная работа в школе / Г.В.Зулунова // Начальная школа. – 2011. - №5. – С.31-34. 13. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер-Пресс, 2008. – 428 с. 14. Когда наступает время выбора / Под ред. Г.А.Чередниченко. – СПб.: РХГИ,2001. – 566 с. 15. Кормакова, В.Н. Профессионально-личностное самоопределение школьников как социокультурный феномен / В.Н.Кормакова // Вестник Московского государственного ун-та культуры и искусств. – 2008. - №6. – С.121-124. 16. Крицкий, А. Планирование карьера старшеклассников / А.Крицкий // Народное образование. – 2009. - №1. – С.207-213. 17. Лапшина, Е.А. Формирование у учащихся конкурентоспособности – приоритетная задача общеобразовательной школы в современных социально-экономических условиях / Е.А.Лапшина // Воспитание школьников. – 2010. - №2. – С.42-47. 18. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии / Б.Ф.Ломов. – М.: Модэк, 1996. – 367 с. 19. Личностное развитие и профессиональное самоопределение одаренного ребенка в этнокультурном образовательном пространстве школы / И.С.Арон. – Йошкар-Ола.: Марийский институт образования, 2011. – 134 с. 20. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М.Митиной. – М.: Академия, 2005. – 335 с. 21. Маркетинг личности: формула жизненного успеха / В.Е.Новаторов. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 303 с. 22. Методические рекомендации по основам выбора педагогической профессии для учащихся / С. Н. Андреева, В. А. Сайранов, И. М. Евсеев. – Йошкар-Ола, 1994. – 21с. 23. Новак, М. Профориентационная методика «Ради» / М.Новак // Школьный психолог. – 2010. - №19 (октябрь). – С.40-41. 24. Носкова, О.Г. Психология труда, инженерная психология и эргономика: историко-психологический анализ / О.Г.Носкова // Вестник Московского ун-та. – 2010. - №2. – С.32-42. 25. Овчинникова, О. Как помочь школьнику сделать своевременный выбор? / О.Овчинникова // Народное образование. – 2008. - №9. – С.258-260. 26. Основы профориентологии: учебное пособие / И.С.Арон. – Йошкар-Ола.: ГОУ ДПО «Марийский институт образования», 2011. – 211 с. 27. Попович, А.Э. Этапы профессионального самоопределения школьников / А.Э.Попович // Социально-гуманитарные знания. – 2011. - №4. – С.165-172. 28. Прощицкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие / Е.Н.Прощицкая. – М.: «Просвещение», 1995. – 191 с. 29. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С.Пряжников. – М.; Воронеж, 1997. – 80 с. 30. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация: учебное пособие для вузов / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – М.: Академия, 2005. – 495 с. 31. Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под ред. Л.М.Митиной. – М.: Флинта, 1998. – 181 с. 32. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / Под ред. Л.М.Митиной. – 2-е изд. – М.: Флинта, 2003. – 181с. 33. Психология подростка: учебник / Под ред. А.А.Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 480 с. 34. Резапкина, Г. Профессия и карьера: сценарий тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8-9 классов / Г.Резапкина // Школьный психолог. – 2009. - №2 (января). – С.13-36. 35. Родионов, В. Мотивационный профориентационный тренинг / В.Родионов, М.Ступницкая // Школьный психолог. – 2011. - №5. 36. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. философии. 1989. №4. С. 89-95. 37. Руткевич, М.Н. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи / М. Н. Руткевич. – М.: Би, 1995. – 224 с. 38. Смирнов, Л.М. Динамика ценностного выбора / Л.М.Смирнов // Вопросы психологии. – 2011. - №4. – С.97-110. 39. Степанский, В.И. Психологические факторы выбора профессии: учебно-методическое пособие / В. И. Степанский. - М.:МПСИ, 2006. – 108 с. 40. Сыманюк, Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности / Под ред. Э.Ф.Зеера. – М.:МПСИ, 2005. – 248 с. 41. Тюшев, Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков / Ю.В. Тюшев. – СПб.: Питер-Пресс, 2008. – 160 с. 42. Улыбин, С.В. Психологические факторы, влияющие на профессиональную деятельность человека / С.В.Улыбин // Мир психологии. – 2008. - №4. – С.262-268. 43. Филимонова, О.Г. Как научиться выбирать профессию? / О.Г. Филимонова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 30 с. 44. Фонарев, А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А.Р.Фонарев. – М.: МПСИ; Воронеж.: МОДЭК, 2005. – 559 с. 45. Фролова, С.Л. Диагностика профессиональных идеалов / С.Л.Фролова // Преподавание истории в школе. – 2009. - №1. – С.48-50. 46. Шамсутдинова, И.Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся / И. Г. Шамсутдинова, Е. Г. Казарова // Педагогика. – 2008. - №10. – С.62-69. 47. Шевчук, Е.П. Индивидуальный подход к формированию профессионального самосознания старшеклассников в современном информационном обществе / Е.П.Шевчук // Информатика и образование. – 2010. - №3. – С.118-120. 48. Шляпников, В.Н. Роль волевой регуляции в процессе профессиональной адаптации молодых специалистов / В.Н.Шляпников // Вопросы психологии. – 2010. - №6. – С.78-90. 49. Шмелева, И.А. Введение в профессию. Психология: учебное пособие для вузов / И.А.Шмелева. – СПб.: Питер-Пресс, 2007. – 255 с. 50. Юдина, Л.Г. Профоринтационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса / Л.Г.Юдина // Воспитание школьников. – 2010. - №2. – С.27-33. 51. Яблонский, В.Б. Профессиональная ориентация учащихся – залог обретения ими востребованной рынком труда специальности / В.Б.Яблонский / Национальные проекты. – 2008. - №10. – С.12-13.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей выбора будущей профессии старшими школьниками 1.1. Теоретико-методологические подходы к проблеме выбора профессии и профессионального развития Исходным концептуальным положением психологии профессионального развития является взаимодействие человека с миром профессий. Взаимодействие как процесс взаимного влияния реальных вещей и явлений действительности рассматривается в философии в качестве универсальной формы изменения их состояний. В психологии взаимодействие понимается как процесс непосредственного или опосре-дованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Особенностью взаимодействия является его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов (субъектов) и их структур. Взаимодействие человека с миром профессий влияет на его биографию, придает его жизни личностный смысл, позволяет реализовать себя. Вектор этого взаимодействия определяет профессиональное развитие человека. Развертывается данное взаимодействие во времени и профессионально-образовательном пространстве путем преодоления социально-профессиональных (внешних) и психологических (внутренних) барьеров профессионального развития. Успех этого процесса зависит от развивающего потенциала человека. Рассмотрим смыслообразующие понятия, характеризующие взаимодействие человека с профессией. Исходным, родовым является понятие «профессия».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Маркетинг, 39 страниц
500 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 99 страниц
400 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
600 руб.
Контрольная работа, История, 12 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg