Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР посредством игротерапии с использованием сенсорных модулей

hasanova_v 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 138 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2016
Работа написана и защищена студентом МарГУ на 5. Проверена на антиплагиат. В теоретической части описана специфика эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой психического развития, проведено исследование значения игры и использование в качестве игротерапии сенсорных модулей в формировании эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой психического развития. В экспериментальной части исследования для развития эмоционально-волевой сферы была апробирована программа «Волшебная страна» с использованием сенсорных модулей, дан анализ результатов исследования. Полностью к работе будет доступ после оплаты. РАБОТА ВЫЛОЖЕНА НЕ ДО КОНЦА, ЕСЛИ БУДЕТЕ ЗАКАЗЫВАТЬ, ОТПРАВЛЮ ПОЛНОСТЬЮ
Введение

Введение Актуальность. Проблема эмоционального благополучия играет важную роль в формировании «базового» пласта сознания ребенка. Это одна из важнейших линий его эмоционально-волевого развития. Говоря об эмоциональном мироощущении ребенка, мы имеем в виду самый базис его внутреннего, субъективного, личностного отношения к миру, к самому факту собственного бытия. Другими словами, это «мелодия жизни» ребенка. В одних случаях это радость бытия, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности, и уходов в себя, а также умения управлять своими эмоциями, в других случаях – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности и настороженности, снижение настроения или, наоборот выраженная агрессия, внутренние защиты и т.д. Это не только важнейший теоретический аспект психологии эмоций ребенка, это важнейшая проблема практической психологии, в частности специальной психологии, областью исследования которой являются дети с проблемами развития, в нашем случае мы затронем проблему эмоционально-волевой сферы и специфику ее формирования у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Формирование эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР может рассматриваться как приоритетная задача. Известно, что многие трудности школьной адаптации у данной категории детей обусловлены незрелостью их эмоциональных переживаний и своеобразием поведения. Многие из них имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от нее из-за неуверенности в собственных силах, при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно. Они также своеобразно переживают ситуацию оценки их деятельности. Нереализованные возраст¬ные возможности в эмоционально-лич-ностном становлении ребенка с ЗПР не могут не отразиться на формировании его личности. Л.С. Выготский подчер¬кивал, что эмоциональная сторона лич¬ности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. То, как будут усваиваться по¬лученные в процессе воспитания зна¬ния и умения, и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зави¬сит от эмоционального отношения субъ¬екта к окружающим людям и к окружа-ющей предметной среде. Любому возрасту, как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека, соответствует и определенный тип деятельности – ведущая деятельность. Именно игра для дошкольников является ведущим видом деятельности, естественным способом рассказа о себе, своих чувствах, мыслях и переживаниях. В отличие от игры, игровая терапия – это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме. Посредством игровой терапии используются сенсорные модули, как дополнительный инструмент, повышающий эффективность любых мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья ребенка. Использование сенсорных модулей способствуют улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, которые свойственны детям с задержкой психического развития, именно поэтому исследование считаем актуальным. Круг исследований, посвященных изучению дошкольников в частности с задержкой психического развития, постоянно растет, расши-ряется по проблематике, однако можно констатировать, что наиболее исследо¬ванной в настоящее время является об¬ласть их познавательной деятельности и связанных с ней личностных аспектов (Т.А.Власова, Т.В.Егорова, М.С. Певзнер, Л.И.Переслени, Е.Ю.Морина, У.В.Ульенкова, Т.А.Шилова и др.) [33, 39, 47, 54]. Однако, испытывая огромную потребность в разработке особых путей и средств в аспекте личностного форми¬рования детей с ЗПР, мы обратились к более современным на сегодняшний день подходам, посвященным эмоционально-волевой сфере этих детей, среди них отметим исследования Н.Л.Белопольской, С.Ю.Бениловой, Т.В.Гордеевой, Н.А.Деревянкиной, С.Г.Шевченко, Е.В.Локтевой, В.И.Лубовского, Е.К.Лютовой, Е.Ю.Мориной, Т.Н.Павлий, М.С.Певзнер и др [3, 7, 10,11, 28, 29, 31, 33, 37, 39]. Влияние игры на развитие дошкольников с задержкой психического развития мы рассмотрели в работах следующих авторов Е.А. Захожая [16], М.А. Панфилова [17], О.В.Костюнина [20], Е.В. Локтева [28], Е.К. Лютова [31], В.М. Минаева [32], О.В. Хухлаева [52], М.В.Янчук [58]. Объект исследования: эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования: особенности формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сенсорных модулей. Гипотеза исследования: предполагает, что формированию эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой психического развития будет способствовать специально организованная работа по использованию игротерапии посредством сенсорных модулей. Цель исследования: изучить возможность формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью игротерапии посредством сенсорных модулей. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой психического развития. 2. Провести практическое исследование с помощью комплекса диагностических методик по изучению эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития. 3. Исследовать возможности формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой психического развития с помощью программы «Волшебная страна». 4. Проанализировать полученные результаты. Методы исследования: 1) анализ специальной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2) сбор анамнестических данных, диагностические методики: 1. Модификация методики исследования тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен - «Кинотеатр»; 2. Методика исследования агрессивности «Структурализированное наблюдение» (автор А.А. Романов); 3. Методика исследования волевой сферы у детей с задержкой психического развития «Закрась фигуры». 4. Методика диагностики «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей». Опросник для родителей. 3) педагогический эксперимент (наблюдение, коррекционная работа); 4) методы статистической обработки данных педагогического эксперимента. Данные обрабатывались с помощью следующих методов математической статистики: сравнение средних и дисперсий (или выборочных отклонений), значимость различий средних величин в выборках определялась с использованием критерия t-Стьюдента для связных выборок. Обработка количественных данных проводилась с помощью программы Microsoft Excell 2010 и пакета прикладных программ StatPlus 2005. Организационная база исследования: МДОУ Комбинированного вида «Детский сад №15 г. Йошкар-Олы «Елочка», дошкольники старших групп в количестве 24 человек с диагнозом – задержка психического развития. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в данном исследовании проведен анализ научных работ по использованию игротерапии посредством сенсорных модулей для формирования эмоционально волевой сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития. Практическая значимость исследования. Разработана и апробирована программа игротерапии «Волшебная страна», в которой использовались сенсорные модули (пуфик – кресло с гранулами, панно «Звездное небо», панно «Водопад», сенсорная тропа для ног, сухой душ, пуговичное озеро и др.) для формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная программа может быть использована дефектологами в дошкольных образовательных учреждениях. Структура работы: представлена введением, двумя главами исследования: теоретической и практической, заключением, списком используемых источников, глоссарием и приложениями. Общий объем работы – 138 страниц. Список используемой литературы включает 58 источников. Работа проиллюстрирована 9 таблицами и 4 рисунками.
Содержание

Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретическое исследование эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой психического развития………………………..8 1.1.Возрастные особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников……………………………………………………………………..8 1.2. Специфика эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой психического развития……………………………………………...19 1.3. Значение игры и использование в качестве игротерапии сенсорных модулей в формировании эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой психического развития ……………………………………………..31 Глава 2. Экспериментальная работа по изучению использования сенсорных модулей в формировании эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР……………………………………………………………………...49 2.1. Диагностическое исследование эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР……………………………………………………………..49 2.2. Создание и апробация формирующей программы «Волшебная страна» с использованием сенсорных модулей……………………………….68 2.3. Анализ полученных результатов…………………………………...75 Заключение……………………………………………………………………...87 Список используемых источников…………………………………………..92 Глоссарий………………………………………………………………………..98 Приложения……………………………………………………………………103
Список литературы

Список используемых источников 1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учрежде¬ний / Е.А.Алябьева. - М.: «Сфера», 2002. – 330 с. 2. Белопольская, Н.Л. Исследования зоны ближайшего эмоционального развития у детей с задержкой психического развития / Н.Л.Белопольская, Н.П.Клейменова // Дефектология. – 2011. - №2. – с.36-43. 3. Бенилова, С.Ю. Система коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей с проблемами развития /С.Ю.Бенилова // Школа здоровья. – 2007. - №3. – с.37-47. 4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2 / Под ред А.В.Запорожец. – М.: «Педагогика», 1982. – 490 с. 5. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А.Сластениена. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2007. – 272 с. (с.128-144). 6. Горбунова, М.Ю. Эмоции как объект социологических исследований: библиографический анализ / М.Ю.Горбунова // Социологические исследования. – 2010. - №6. – с.13-22. 7. Гордеева, Т.В. Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у ребенка с задержкой психического развития / Т.В.Гордеева, Г.А.Мишкина // Дефектология. – 2005. - №1. – с.47-51. 8. Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы / Н.Григорьева // Дошкольное воспитание. – 2010. - №2. – с.67-71. 9. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 3-е изд. – М.: «Айрис-пресс», 2007. – 160с. 10. Деревянкина, Н.А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР: Новые подходы к диагностике / Н.А.Деревянкина / Дошкольное образование. – 2004. - №14. – с.5 11. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г.Шевченко. – М.: «Аркти», 2001. – 224с. 12. Дубовец, С. Развитие эмоций у детей / С.Дубовец // Дошкольное воспитание. – 208. - №1. – с.59-63. 13. Ежкова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности / Н.Ежкова // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – с.20-27. 14. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста / Е.А.Екжанова. – СПб.: «КАРО», 2008. – 336 с. 15. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В.Запорожец. – М.: «Педагогика», 1986 . – 230 с. 16. Захожая, Е.А. Сценарий игры-развлечения «Умники и Умницы» для детей с задержкой психического развития / Е.А.Захожая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - №5. – с.51-54. 17. Игротерапия общения: Методическое пособие. /Сост. М.А, Панфилова. - М.: ГОО «Интел Тех», 1995. – 230 с. 18. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э.Изард. - СПб. «Питер», 1999. - 464 с. 19. Карпекина, Н. Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста: Конспект занятий / Н.Карпекина // Школьный психолог. – 2002. - №5. – с.8-9. 20. Костюнина, О.В. Сказкотерапия в эмоционально-поведенческой коррекции у детей дошкольного и младшего школьного возраста / О.В.Костюнина // Школа здоровья. – 2006. - №4. – с.25-31. 21. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие / А.Д.Кошелева и др.; Под ред. О.А.Шаграевой, С.А.Козловой. – М.: «Академия», 203. – 168 с. 22. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального раз¬вития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник. - М.: «Генезис», 1999. – 60 с. 23. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Под ред. Г. В. Соколова, В. Н. Курова. – Ярославль.: «Акаде¬мия развития», 2000. - 160 с. 24. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ре¬бенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд / И.Ю.Кулагина. - М.: «УРАО», 1999. – 540 с. 25. Кулик, Л.В. Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств / Л.В.Куликов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. - №1. – с.38-56. 26. Кульчицкая Е. И. Воспитание чувств детей в семье / Е.И.Кульчицкая. – Киев, 1982. - 202 с. 27. Летуновская, С. Жить в гармонии с собой и окружающими: формирование здоровьесберегающего поведения у детей с ЗПР / С.Летуновская // Здоровье детей. – 2011. - №3 (февраль). – с.28-30. 28. Локтева, Е.В. Театрализовано-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР / Е.В.Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №4. – с.22-26. 29. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития/ Л.И.Переслини, В.И.Лубовский. – М.: «Просвещение», 2003. – 164 с. 30. Любина, Г. Обучение дошкольников "языку чувств" / Г.Любина //Дошкольное воспитание. - 1996. -№2. 31. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивны¬ми, тревожными и аутичными детьми / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. - М.: «Генезис», 2000. – 490 с. 32. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. За¬нятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М.: «АРКТИ», 2001. - 48 с. 33. Морина, Е.Ю. Особенности самооценки у детей с ЗПР дошкольного возраста / Е.Ю.Морина // Начальная школа плюс до и после. – 2005. - №5. – с.53-59. 34. Мухина, В. С. Детская психология / В.С.Мухина. - М.: «ЭКСМО-Пресс», 1999. - 352с. 35. Немов, Р.С. Психология. Психология образования. - Кн.II. / Р.С.Немов. - М.: «Просвещение», 1994. – 450 с. 36. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов / Р.В.Овчарова. - М.: «Академия», 2003. – 340 с. 37. Павлий, Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР / Т.Н. Павлий //Дефектология. – 2000. - №4. – с.36-42. 38. Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольников / И.А.Пазухина // Дошкольная педагогика. – 2009. - №3. – с.46-51. 39. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с ЗПР / М.С.Певзнер // Дефектология. - 2000. - №3. – с.12-16. 40. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: «Новая школа», 1996. – 490 с. 41. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: «Владос», 2002. – Т.1. – 312 с. 42. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е.И.Рогов. - М.: «ВЛАДОС», 1995. – 490 с. 43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: «Питер», 1999. – 560 с. 44. Рылеева, Е. В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая тех¬нология «Открой себя». - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000. – 260 с. 45. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Е.О.Смирнова. – М.: «Владос», 2003. – 368 с. 46. Степанова, Г. Эмоциональное состояние ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Степанова // Дошкольное воспитание. – 1998. - №5. – с.39-53. 47. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В.Ульенкова. – М.: «Просвещение», 2000. – 294 с. 48. Ульенкова, У.В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольных учреждениях / У.В.Ульенкова // Дефектология. – 2001. - №5. – с.35-43. 49. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие / Г.А.Урунтаева. -М.: «Академия», 1997. – 390 с. 50. Фрейд, А. Детский психоанализ / А.Фрейд. – СПб.: «Питер», 2004. – 477 с. 51. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А.Фурманов. – М.: «Владос», 2004. – 351 с. 52. Хухлаева, О. В. Ма¬ленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. / О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.Н.Первушина. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. - 224 с. 53. Чистякова, М.И. Психогимнастика. - М.:Просвещение, 1990.- 230с. 54. Шилова, Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении / Т.А.Шилова. – М.: «Айрис-пресс», 2004. – 176 с. 55. Шишова, Т. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов: эмоционально развивающие игры и задания. - М.: «Искатель», 1997. – 330с. 56. Яковлев, Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику / Н.Г.Яковлев. - СПб.: «Валери СПД», 2002. – 190 с. 57. Яголковский, С.Р. Эмоции в творчестве / С.Р.Яголковский // Мир психологии. – 2002. - №4. 58. Янчук, М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы / М.В. Янчук. – Волгоград.: Учитель, 2013. – 127 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое исследование эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой психического развития 1.1. Возрастные особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот - отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Традиционно в психологии эмоции рассматриваются как реакции человека на ту или иную ситуацию (М.Ю.Горбунова, К.Э.Изард, Н.Л.Кряжева, В.С.Мухина, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн, Е.О.Смирнова и др) [6, 18, 23, 34, 35, 43, 45]. Одной из важнейших функций эмоций является адаптивная: эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется реализация потребности и адекватное приспособление к изменившимся условиям существования и жизнедеятельности. В психологической науке нет единого мнения об эффективности взаимовлияния эмоций и поведения человека. С одной стороны, считается, что эмоции полезны и благодаря своим адаптивным свойствам осуществляют энергетическую мобилизацию человека в ответ на ва¬риативность обстановки или ситуации. С другой стороны, напротив, эмоции рассматриваются как феномены, приводящие к дезорганизации, нарушению деятельности. Наиболее продуктивным взглядом на эту проблему является точка зрения К. Э. Изард, которая связывает возникновение эмоций с процессом удовлетворения потребностей. В тех случаях, когда ребенок удовлетворяет свои потребности полностью, возникает чувство удовольствия, а ко¬гда не удовлетворяет или удовлетворяет частично - появляется чувство неудовольствия [18, с.230]. В связи с этим эмоции принято разделять на стенические и астенические. Стенические связаны с чувствами, переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности, сопровождающимся состоянием возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. Астенические - это окрашенные негативными тонами чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха [15, с.156].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Маркетинг, 39 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 42 страницы
450 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
600 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 99 страниц
400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg